Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ.
консультация
представлено описание особенностей проектной деятельности, её этапов, таблица по этапам проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proekta_v_pedagogicheskom_protsesse_dou-soobshchenie.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ».
Развитие у детей познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое – основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Так что же такое проектирование, о котором так много говорят в последнее время?
По мнению прогрессивного педагога 20 столетия, основоположника «педагогики делания» Джона Дьюи, ребёнок – это солнце, вокруг которого вращается всё. Одно из центральных понятий педагогики Дж. Дьюи – опыт, который определяется как способность человека предвидеть результаты своей деятельности в интеллектуальной, нравственной и социальной сферах. Опыт немыслим без активности личности и всегда эмоционален, поэтому процесс развития ребёнка возможен лишь как деятельность, которая формирует личный опыт. Формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт, должно составлять главную цель воспитания и обучения.
Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребёнка, сообразуясь с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаётся через его самостоятельную деятельность и требует определённых познавательных и практических усилий, что ребёнок умеет применять в жизни. Исследователь считал, что в организации обучения следует исходить из четырёх инстинктов ребёнка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального. Ребёнок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни «развивать инициативу, творчество, участие».
Ученик, философ и коллега Дж. Дьюи – профессор У.Килпатрик под проектом подразумевает всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца». Ребёнку может принести пользу только та деятельность, которая выполняется с большим увлечением. Поэтому достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, сердечного увлечения ребёнка при выполнении поставленной цели.
Свою концепцию проектного обучения У.Килпатрик выстраивает на основе теории опыта Дж. Дьюи и психологии обучения Э.Торндайка. взяв за основу положение последнего о том, что деятельность, к которой есть склонность, вызывает удовлетворение и повторяется чаще, чем та, которая выполняется по принуждению и вызывает раздражение, У.Килпатрик делает вывод: решающим моментом в процессе обучения является психология ребёнка. Проектная деятельность формирует самостоятельность, воображение, дееспособность. Приобретённое ребёнком знание ради цели может быть применено как средство к новым целям, служить источником новых интересов, особенно интеллектуального свойства. В связи с этим возрастает период деятельного настроя, когда ребёнок будет работать над любым проектом. Килпатрик утверждает, что в основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить её, проблема становится проектом.
Е.С.Евдокимова отмечает, что гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров и др.), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. Дошкольник ещё не может быть автором и организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их.
По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. Совместно со взрослыми они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Отечественный педагог-психолог Н.Н.Поддьяков определил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, вызванную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребёнка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребёнок – взрослый или на соучастии в деятельности на партнёрских правах.
Следуя принципам отечественных учёных и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдать следующие условия:
- учёт интересов ребёнка;
- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
- совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и М.Б.Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:
-вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
-формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Особенностью проектирования является то, что в результате его предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование.
Спецификой проекта также является его комплексный, интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим; практическая направленность, включение ребёнка в творческую деятельность, развитие коммуникативных и нравственных качеств).
Как правило, темой проектов становится определённый раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.
Всё обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко-, средне-, долгосрочные), по количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них. Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально-техническая поддержка и др.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
СХЕМА
«Распределение деятельности воспитателя и детей
по этапам проекта»
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Целеполагание | 1.Вводит в игровую ситуацию. 2.Формулирует проблему (цель). 3.Определяет задачи (нежёстко). | 1.Вживается в сюжетно-игровую ситуацию. 2.Осознают и личностно воспринимают проблему. 3.Принимают задачи проекта. |
2. Разработка проекта, плана деятельности по достижению цели. | 1.Помогает распределиться по группам. 2.Помогает спланировать деятельность. 3.Помогает организовать деятельность. | 1.Распределяются по группам. 2.Планируют совместную деятельность. 3.Распределяют амплуа, роли. |
3. Выполнение проекта. | 1.Организует работу над проектом (направляет и контролирует осуществление проекта). 2.Реализует основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, рассматривание, сравнение, экспериментирование и т.д.) 3.Оказывает практическую помощь. 4.Даёт необходимые рекомендации. 5.Формирует специфические знания, умения, навыки. 6.Следит за выполнением правил безопасности при работе с инструментами (режущими). 7.Организует индивидуальную работу. | 1.Осваивают специфические знания, умения, навыки. 2.Участвуют в организуемых мероприятиях (экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях и т.д.) 3.Отбирают материал и инструменты. 4.Совместно готовят поделку, по ходу работы совещаются, советуются, вносят изменения и дополнения. |
4. Подведение итогов. | 1.Помогает готовить презентацию. 2.Приходит на помощь в случае затруднения. 3.Участвует в презентации (н: в дегустации блюд, в спектакле, оказывает помощь в защите гипотез каждой подгруппой). | 1.Готовят презентацию (составляют краткий, яркий рассказ, сочиняют стихи, песенки, подбирают загадки и т.д.). 2.Представляют работу гостям. |
5. Рефлексивный | 1.Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? 2.Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы. | 1.Отвечают на вопросы и задают их. 2.Делают вывод о решении проблемы. 3.Намечают темы следующих проектов. |
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ
ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ.
1.Глубоко изучить тематику проекта.
2.При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3.Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4.Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6.Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
9.Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10.Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Метод проектов –
1) комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого-либо продукта или явления (М.В.Моисеева);
2) метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении. Не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным (И.С.Сергеев);
3) метод (технология) саморазвивающего обучения (Г.С.Селевко)
4) проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них;
- это детская самодеятельность;
- это конкретное практическое творческое дело, поэтапное
движение к цели;
- это метод педагогически организованного освоения ребёнком
окружающей среды ( ; стр. 89);
5) проект – это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием окружающей среды (ж. «Обруч» № 3 – 2004 г., стр. 6);
6) проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта) ( ; стр. 4);
Проектное обучение предполагает составление чёткого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с чётким планом и т.п.
Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности (ф; стр. 114).
Цель проекта – модель желаемого конечного (педагогического результата.
Задачи проекта – выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
Проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта. Проблемой может стать, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.
Мотивация – процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определённой деятельности или иных действий, поступков. Представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений.
Продукт проектной деятельности – разработанное участниками проектной деятельности реальное средство разрешения поставленной проблемы.
Структура проекта – последовательность этапов любого проекта. Обязательно включает в себя постановку (социально значимой) проблемы; целеполагание; дробление на задачи; определение методов и средств (планирование деятельности) по достижению цели; поиск необходимой информации; (изготовление) подготовка продукта; его презентация. Может включать другие (необязательные) этапы.
Содержание проекта – деятельность, необходимая для получения результата проекта со специфическими характеристиками и функциями.
Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.
Типы проектов:
Информационные проекты. Они направлены на ознакомление участников с конкретной информацией о каком-то объекте, явлении, её анализ и обобщение. В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы (1-ая проводит социологическое исследование; 2-ая изучает материалы СМИ; 3-я входит во взаимодействие с компетентными специалистами для получения взвешенной, аналитической информации). Важно определить примерный перечень источников информации (СМИ, компетентные лица, литература и т.п.).
Творческие проекты. Проекты, имеющие чётко обозначенный с самого начала результат деятельности (видеофильм, драматизация, праздник, сочинение, репортаж, газета, альбом, справочный материал, словарь, проект участка и пр.).
Игровые проекты. Проекты, в которых участники принимают на себя роли, обусловленные характером и описанием проекта (литературных персонажей, вымышленных героев, имитирующих социальные или игровые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями). Доминирующими в таком проекте будут игровое творчество и приключенческая деятельность. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Результаты таких проектов намечаются в начале выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.
Исследовательские проекты. Тип проекта, подчинённый логике исследования и имеющий структуру, приближенную к научному исследованию (определение проблемы исследования, задач и методов исследования, выдвижение гипотез, определение путей решения проблемы, выводы).
Практико-ориентированные проекты. Данный проект отличает чётко обозначенный с самого начала результат, который направлен на удовлетворение социальных интересов участников проекта.
Монопроект – проект, проводящийся в рамках узкой проблемы, одного раздела обучения, в отличие от интегрированного (межпредметного).
Самостоятельность дошкольника – это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами.
Принципы исследовательского обучения:
- Принцип ориентации на познавательные интересы ребёнка.
- Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.
- Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
- Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации.
- Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.
- Принцип формирования представления о динамичности знания.
- Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни.
- Принцип использования авторских учебных программ.
Репродуктивными методами обучения являются такие, при которых ученик усваивает готовые знания и репродуцирует или воспроизводит уже известные ему способы деятельности:
-«объяснительно-иллюстративный» (педагог сообщает готовую информацию разными средствами);
-«репродуктивный» - даёт возможность сформировать умения и навыки путём упражнений; действуя по предложенному образцу, учащиеся приобретают умения и навыки использования знаний.
Продуктивными методами обучения являются такие, при которых ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской, творческой деятельности:
-«частично-поисковый» («эвристический») – предполагает выработку умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы, высказывать предположения, строить планы их проверки;
-«исследовательский» - выявление проблем, постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, сделанные на их основе суждения, умозаключения.
Групповой проект – совместная профессиональная, учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность партнёров, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
Индивидуальный проект – проект, выполняемый одним участником (персональный проект).
Краткосрочный проект – проект продолжительностью от одного дня до недели.
Мини-проект – может укладываться в одно занятие, педагогический конструкт.
Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.
Долгосрочный проект – проект продолжительностью от одного месяца и более.
Литература.
1.Савенков А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
2.Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. Пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008.
3.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса"
Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса"....
Семинар-практикум "Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ"
Представлены теоретические основы проектной деятельности и подбор средств для работы с воспитателями....
Проект « Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС».
Сегодня одним из наиболее актуальных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста принадлежит методу проектов.Метод проекта в дошкольном образовании как один из мето...
«Место проекта в педагогическом процессе МАДОУ на примере проекта «Поклонимся великим тем годам…»
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже завис...
Статья "Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной...
Проект «Использование Кайдзен технологий и основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе»
Проект «Использование Кайдзен технологий и основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе»...
Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учрежденияСовременная система дошкольного образования сегодня ориентирована на полноценное развитие...