Семинар-практикум "Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ"
методическая разработка на тему
Представлены теоретические основы проектной деятельности и подбор средств для работы с воспитателями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ».
Цель: формирование у педагогов представления о методе проектов как эффективном условии развития детей.
Задачи:
-познакомить воспитателей с теоретическими основами проектной деятельности;
- познакомить воспитателей с содержанием и структурой метода проектов;
-развивать презентативные и рефлексивные умения воспитателей;
-развивать интеллектуальную и творческую инициативу педагогов.
-способствовать повышению мотивации, интереса к профессиональной деятельности.
Теоретические основы проектной деятельности.
Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ.
Развитие у детей познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое – основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Так что же такое проектирование, о котором так много говорят в последнее время?
По мнению прогрессивного педагога 20 столетия, основоположника «педагогики делания» Джона Дьюи, ребёнок – это солнце, вокруг которого вращается всё. Одно из центральных понятий педагогики Дж. Дьюи – опыт, который определяется как способность человека предвидеть результаты своей деятельности в интеллектуальной, нравственной и социальной сферах. Опыт немыслим без активности личности и всегда эмоционален, поэтому процесс развития ребёнка возможен лишь как деятельность, которая формирует личный опыт. Формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт, должно составлять главную цель воспитания и обучения.
Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребёнка, сообразуясь с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаётся через его самостоятельную деятельность и требует определённых познавательных и практических усилий, что ребёнок умеет применять в жизни. Исследователь считал, что в организации обучения следует исходить из четырёх инстинктов ребёнка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального. Ребёнок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни «развивать инициативу, творчество, участие».
Ученик, философ и коллега Дж. Дьюи – профессор У.Килпатрик под проектом подразумевает всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца». Ребёнку может принести пользу только та деятельность, которая выполняется с большим увлечением. Поэтому достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, сердечного увлечения ребёнка при выполнении поставленной цели.
Свою концепцию проектного обучения У.Килпатрик выстраивает на основе теории опыта Дж. Дьюи и психологии обучения Э.Торндайка. взяв за основу положение последнего о том, что деятельность, к которой есть склонность, вызывает удовлетворение и повторяется чаще, чем та, которая выполняется по принуждению и вызывает раздражение, У.Килпатрик делает вывод: решающим моментом в процессе обучения является психология ребёнка. Проектная деятельность формирует самостоятельность, воображение, дееспособность. Приобретённое ребёнком знание ради цели может быть применено как средство к новым целям, служить источником новых интересов, особенно интеллектуального свойства. В связи с этим возрастает период деятельного настроя, когда ребёнок будет работать над любым проектом. Килпатрик утверждает, что в основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить её, проблема становится проектом.
Е.С.Евдокимова отмечает, что гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров и др.), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. Дошкольник ещё не может быть автором и организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их.
По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. совместно со взрослыми они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Отечественный педагог-психолог Н.Н.Поддьяков определил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, вызванную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребёнка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребёнок – взрослый или на соучастии в деятельности на партнёрских правах.
Следуя принципам отечественных учёных и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдать следующие условия:
- учёт интересов ребёнка;
- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
- совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и М.Б.Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:
-вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
-формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Особенностью проектирования является то, что в результате его предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование.
Спецификой проекта является его комплексный, интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим; практическая направленность, включение ребёнка в творческую деятельность, развитие коммуникативных и нравственных качеств).
Как правило, темой проектов становится определённый раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.
Всё обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко-, средне-, долгосрочные), по количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них. Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально-техническая поддержка и др.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ
ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ.
1.Глубоко изучить тематику проекта.
2.При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3.Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4.Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6.Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
9.Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10.Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
СХЕМА
«Распределение деятельности воспитателя и детей
по этапам проекта»
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Целеполагание | 1.Вводит в игровую ситуацию. 2.Формулирует проблему (цель). 3.Определяет задачи (нежёстко). | 1.Вживается в сюжетно-игровую ситуацию. 2.Осознают и личностно воспринимают проблему. 3.Принимают задачи проекта. |
2. Разработка проекта, плана деятельности по достижению цели. | 1.Помогает распределиться по группам. 2.Помогает спланировать деятельность. 3.Помогает организовать деятельность. | 1.Распределяются по группам. 2.Планируют совместную деятельность. 3.Распределяют амплуа, роли. |
3. Выполнение проекта. | 1.Организует работу над проектом (направляет и контролирует осуществление проекта). 2.Реализует основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, рассматривание, сравнение, экспериментирование и т.д.) 3.Оказывает практическую помощь. 4.Даёт необходимые рекомендации. 5.Формирует специфические знания, умения, навыки. 6.Следит за выполнением правил безопасности при работе с инструментами (режущими). 7.Организует индивидуальную работу. | 1.Осваивают специфические знания, умения, навыки. 2.Участвуют в организуемых мероприятиях (экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях и т.д.) 3.Отбирают материал и инструменты. 4.Совместно готовят поделку, по ходу работы совещаются, советуются, вносят изменения и дополнения. |
4. Подведение итогов. | 1.Помогает готовить презентацию. 2.Приходит на помощь в случае затруднения. 3.Участвует в презентации (н: в дегустации блюд, в спектакле, оказывает помощь в защите гипотез каждой подгруппой). | 1.Готовят презентацию (составляют краткий, яркий рассказ, сочиняют стихи, песенки, подбирают загадки и т.д.). 2.Представляют работу гостям. |
5. Рефлексивный | 1.Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? 2.Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы. | 1.Отвечают на вопросы и задают их. 2.Делают вывод о решении проблемы. 3.Намечают темы следующих проектов. |
Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста.
Этап проектной деятельности | Возраст | ||
4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет | |
1. Целеполагание | Интригующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы. Определение взрослым цели проекта, его мотивация. | Выделение (взрослым или ребёнком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. | Выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
2. Разработка проекта, плана деятельности по достижению цели. | Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана. | Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта. | Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнёра), определение средств реализации проекта. |
3. Выполнение проекта. | Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений. | Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых. | Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договорённости, взаимообучение, взаимопомощь. |
4. Подведение итогов. | Представление продукта проектной деятельности. | Представление продукта проектной деятельности. | Представление продукта проектной деятельности. |
5. Рефлексивный | Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. | Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. Совместно с детьми определение перспектив проектирования. | Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. Определение перспективы развития проектирования. |
Блиц-игра
«Распределение деятельности воспитателя и детей
по этапам проекта»
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Разработка проекта, плана деятельности по достижению цели. | 1.Помогает распределиться по группам. 2.Помогает спланировать деятельность. 3.Помогает организовать деятельность. | 1.Распределяются по группам. 2.Планируют совместную деятельность. 3.Распределяют амплуа, роли. |
Целеполагание | 1.Вводит в игровую ситуацию. 2.Формулирует проблему (цель). 3.Определяет задачи (нежёстко). | 1.Вживается в сюжетно-игровую ситуацию. 2.Осознают и личностно воспринимают проблему. 3.Принимают задачи проекта. |
Выполнение проекта. | 1.Организует работу над проектом (направляет и контролирует осуществление проекта). 2.Реализует основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, рассматривание, сравнение, экспериментирование и т.д.) 3.Оказывает практическую помощь. 4.Даёт необходимые рекомендации. 5.Формирует специфические знания, умения, навыки. 6.Следит за выполнением правил безопасности при работе с инструментами (режущими). 7.Организует индивидуальную работу. | 1.Осваивают специфические знания, умения, навыки. 2.Участвуют в организуемых мероприятиях (экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях и т.д.) 3.Отбирают материал и инструменты. 4.Совместно готовят поделку, по ходу работы совещаются, советуются, вносят изменения и дополнения. |
Рефлексивный | 1.Задаёт вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? 2.Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы. | 1.Отвечают на вопросы и задают их. 2.Делают вывод о решении проблемы. 3.Намечают темы следующих проектов. |
Подведение итогов. | 1.Помогает готовить презентацию. 2.Приходит на помощь в случае затруднения. 3.Участвует в презентации (н: в дегустации блюд, в спектакле, оказывает помощь в защите гипотез каждой подгруппой). | 1.Готовят презентацию (составляют краткий, яркий рассказ, сочиняют стихи, песенки, подбирают загадки и т.д.). 2.Представляют работу гостям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ» в рамках «Школы молодого педагога»
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).Поэтом...
Место проекта в педагогическом процессе ДОУ Изачик-Исаева А.Н.
Проект в детском саду...
Консультация "Определение места проекта в педагогическом процессе ДОУ"
Выступление на педсовете....
«Место проекта в педагогическом процессе МАДОУ на примере проекта «Поклонимся великим тем годам…»
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже завис...
Статья "Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной...
Проект "Организация педагогического процесса по формированию знаний по пдд, пожарной безопасности у дошкольников"
https://yadi.sk/i/Pr3kUHb2t3eY7whttps://yadi.sk/d/Qk7upethpE_JvQhttps://yadi.sk/i/_1k2EkcstdRNBw...
Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ.
представлено описание особенностей проектной деятельности, её этапов, таблица по этапам проектной деятельности....