Семинар-практикум "Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ"
методическая разработка на тему

Представлены теоретические основы проектной деятельности и подбор средств для работы с воспитателями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ».

Цель: формирование у педагогов представления о методе проектов как эффективном условии развития детей.

Задачи:

-познакомить воспитателей с теоретическими основами проектной деятельности;

- познакомить воспитателей с содержанием и структурой метода проектов;

-развивать презентативные и рефлексивные умения воспитателей;

-развивать интеллектуальную и творческую инициативу педагогов.

-способствовать повышению мотивации, интереса к профессиональной деятельности.

Теоретические основы проектной деятельности.

Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ.

     Развитие у детей познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое – основа формирования этого качества.

     Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

     Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

     Так что же такое проектирование, о котором так много говорят в последнее время?

      По мнению прогрессивного педагога 20 столетия, основоположника «педагогики делания» Джона Дьюи, ребёнок – это солнце, вокруг которого вращается всё. Одно из центральных понятий педагогики Дж. Дьюи – опыт, который определяется как способность человека предвидеть результаты своей деятельности в интеллектуальной, нравственной и социальной сферах. Опыт немыслим без активности личности и всегда эмоционален, поэтому процесс развития ребёнка возможен лишь как деятельность, которая формирует личный опыт. Формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт, должно составлять главную цель воспитания и обучения.

     Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребёнка, сообразуясь с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаётся через его самостоятельную деятельность и требует определённых познавательных и практических усилий, что ребёнок умеет применять в жизни. Исследователь считал, что в организации обучения следует исходить из четырёх инстинктов ребёнка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального. Ребёнок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни «развивать инициативу, творчество, участие».

     Ученик, философ и коллега Дж. Дьюи – профессор У.Килпатрик под проектом подразумевает всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца». Ребёнку может принести пользу только та деятельность, которая выполняется с большим увлечением. Поэтому достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, сердечного увлечения ребёнка при выполнении поставленной цели.

     Свою концепцию проектного обучения У.Килпатрик выстраивает на основе теории опыта Дж. Дьюи и психологии обучения Э.Торндайка. взяв за основу положение последнего о том, что деятельность, к которой  есть склонность, вызывает удовлетворение и повторяется чаще, чем та, которая выполняется по принуждению и вызывает раздражение, У.Килпатрик делает вывод: решающим моментом в процессе обучения является психология ребёнка. Проектная деятельность формирует самостоятельность, воображение, дееспособность. Приобретённое ребёнком знание ради цели может быть применено как средство к новым целям, служить источником новых интересов, особенно интеллектуального свойства. В связи с этим возрастает период деятельного настроя, когда ребёнок будет работать над любым проектом. Килпатрик утверждает, что в основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить её, проблема становится проектом.

     Е.С.Евдокимова отмечает, что гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров  и др.), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. Дошкольник ещё не может быть автором и организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их.

     По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. совместно со взрослыми они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали  детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

     Отечественный педагог-психолог Н.Н.Поддьяков определил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, вызванную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.

     В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребёнка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребёнок – взрослый или на соучастии в деятельности на партнёрских правах.

     Следуя принципам отечественных учёных и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдать следующие условия:

- учёт интересов ребёнка;

- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

- совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

     Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и М.Б.Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:

-вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

-формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

     Особенностью проектирования является то, что в результате его предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование.

     Спецификой проекта является его комплексный, интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим; практическая направленность, включение ребёнка в творческую деятельность, развитие коммуникативных и нравственных качеств).

      Как правило, темой проектов становится определённый раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих  детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

     Всё обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко-, средне-, долгосрочные), по количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них. Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально-техническая поддержка и др.

     Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

СОВЕТЫ  ВОСПИТАТЕЛЮ

ПО РАБОТЕ  НАД  ПРОЕКТОМ.

1.Глубоко изучить тематику  проекта.

2.При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3.Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4.Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6.Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.

9.Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10.Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.

СХЕМА

«Распределение деятельности воспитателя и детей

по этапам проекта»

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

Целеполагание

1.Вводит в игровую ситуацию.

2.Формулирует проблему (цель).

3.Определяет задачи (нежёстко).

1.Вживается в сюжетно-игровую ситуацию.

2.Осознают и личностно воспринимают проблему.

3.Принимают задачи проекта.

2.

Разработка проекта, плана деятельности по достижению цели.

1.Помогает распределиться по группам.

2.Помогает спланировать деятельность.

3.Помогает организовать деятельность.

1.Распределяются по группам.

2.Планируют совместную деятельность.

3.Распределяют амплуа, роли.

3.

Выполнение проекта.

1.Организует работу над проектом (направляет и контролирует осуществление проекта).

2.Реализует основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, рассматривание, сравнение, экспериментирование и т.д.)

3.Оказывает практическую помощь.

4.Даёт необходимые рекомендации.

5.Формирует специфические знания, умения, навыки.

6.Следит за выполнением правил безопасности при работе с инструментами (режущими).

7.Организует индивидуальную работу.

1.Осваивают специфические знания, умения, навыки.

2.Участвуют в организуемых мероприятиях (экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях и т.д.)

3.Отбирают материал и инструменты.

4.Совместно готовят поделку, по ходу работы совещаются, советуются, вносят изменения и дополнения.

4.

Подведение итогов.

1.Помогает готовить презентацию.

2.Приходит на помощь в случае затруднения.

3.Участвует в презентации (н: в дегустации блюд, в спектакле, оказывает помощь в защите гипотез каждой подгруппой).

1.Готовят презентацию (составляют краткий, яркий рассказ, сочиняют стихи, песенки, подбирают загадки и т.д.).

2.Представляют работу гостям.

5.

Рефлексивный

1.Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

2.Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы.

1.Отвечают на вопросы и задают их.

2.Делают вывод о решении проблемы.

3.Намечают темы следующих проектов.

Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста.

Этап

проектной

деятельности

Возраст

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

1.

Целеполагание

Интригующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы. Определение взрослым цели проекта, его мотивация.

Выделение (взрослым или ребёнком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

Выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

2.

Разработка проекта, плана деятельности по достижению цели.

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнёра), определение средств реализации проекта.

3.

Выполнение проекта.

Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений.

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договорённости, взаимообучение, взаимопомощь.

4.

Подведение итогов.

Представление продукта проектной деятельности.

Представление продукта проектной деятельности.

Представление продукта проектной деятельности.

5.

Рефлексивный

Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. Совместно с детьми определение перспектив проектирования.

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. Определение перспективы развития проектирования.

Блиц-игра

«Распределение деятельности воспитателя и детей

по этапам проекта»

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Разработка проекта, плана деятельности по достижению цели.

1.Помогает распределиться по группам.

2.Помогает спланировать деятельность.

3.Помогает организовать деятельность.

1.Распределяются по группам.

2.Планируют совместную деятельность.

3.Распределяют амплуа, роли.

Целеполагание

1.Вводит в игровую ситуацию.

2.Формулирует проблему (цель).

3.Определяет задачи (нежёстко).

1.Вживается в сюжетно-игровую ситуацию.

2.Осознают и личностно воспринимают проблему.

3.Принимают задачи проекта.

Выполнение проекта.

1.Организует работу над проектом (направляет и контролирует осуществление проекта).

2.Реализует основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, рассматривание, сравнение, экспериментирование и т.д.)

3.Оказывает практическую помощь.

4.Даёт необходимые рекомендации.

5.Формирует специфические знания, умения, навыки.

6.Следит за выполнением правил безопасности при работе с инструментами (режущими).

7.Организует индивидуальную работу.

1.Осваивают специфические знания, умения, навыки.

2.Участвуют в организуемых мероприятиях (экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях и т.д.)

3.Отбирают материал и инструменты.

4.Совместно готовят поделку, по ходу работы совещаются, советуются, вносят изменения и дополнения.

Рефлексивный

1.Задаёт вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

2.Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы.

1.Отвечают на вопросы и задают их.

2.Делают вывод о решении проблемы.

3.Намечают темы следующих проектов.

Подведение итогов.

1.Помогает готовить презентацию.

2.Приходит на помощь в случае затруднения.

3.Участвует в презентации (н: в дегустации блюд, в спектакле, оказывает помощь в защите гипотез каждой подгруппой).

1.Готовят презентацию (составляют краткий, яркий рассказ, сочиняют стихи, песенки, подбирают загадки и т.д.).

2.Представляют работу гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ» в рамках «Школы молодого педагога»

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).Поэтом...

«Место проекта в педагогическом процессе МАДОУ на примере проекта «Поклонимся великим тем годам…»

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже завис...

Статья "Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

 В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной...

Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ.

представлено описание особенностей проектной деятельности, её этапов, таблица по этапам проектной деятельности....