Как и для чего использовать лексические упражнения.
консультация (старшая группа)
Консультация о лексических упражнениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_i_dlya_chego_ispolzovat_leksicheskie_uprazhneniya.docx | 602.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Как и для чего использовать лексические упражнения.
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, побуждая к действию. Через речь совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Можно сказать ,что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так всех основных психических процессов. В связи с этим особую значимость приобретает выявление причин, препятствующих полноценной подготовке детей к обучению в школе. Одной из таких причин является низкий, не соответствующий возрастной норме, уровень речевого развития детей.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Исключительное значение имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Бедность словарного запаса затрудняет взаимоотношения ребенка с другими детьми и взрослыми, влияет на его психическое развитие, отражается на формировании познавательной деятельности. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное лексическое развитие – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным словарным запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Практика показала, что воспитанники с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на занятиях.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.
Лексическое развитие дошкольников – это планомерное расширение активного словаря ребенка за счет незнакомых или трудных для него слов. В дошкольном детстве ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать литературу, успешно обучаться в школе. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря дошкольников как одну из важнейших задач развития речи.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов.
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Лексические упражнения знакомят дошкольников со смысловой стороной слова, содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.
В отличие от дидактических игр лексические упражнения не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова.
Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами.
Значительное место в работе с дошкольниками занимают упражнения, словесные игры, основное назначение которых состоит в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, точность словоупотребления. Особая роль лексических упражнений заключается в том, что они способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь, формируют практические навыки: умение быстро выбрать наиболее точное слово, составить предложение, различать оттенки в значении слова. Такие игры воспитывают у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарное осознание элементов языковой действительности.
Лексические упражнения включают в себя логический анализ лексического понятия, анализ лексических значений, составление семантических рядов. Словарные задания включают в себя задания на составление словосочетаний, предложений.
Лексические упражнения редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включатся в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой.
Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:
1) развивать понимание обобщающего смысла слова;
2) развивать понимание отношений «целое и его часть»;
3) развивать понимание отвлеченного смысла слова;
4) развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем);
5) добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов;
6) развивать стилистическое чутье;
7) добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).
Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью (10).
Таким образом, говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи.
В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. Для решения этой задачи нужно постоянно проводить специальные дидактические игры и лексические упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников
Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –08.02 2016-12.02.2016) Группа средняя Тема: Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы) Цель Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произр
планирование работы на неделю...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –08.02 2016-12.02.2016) Группа средняя Тема: Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы) Цель Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произр
Планирование работы на неделю...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо развивались, свободно и уверенно общались со сверстниками и взрослыми, хорошо учились в школе.Поэтому необходимо учить ребенка правильно говорить. Учась говорить, ...
Логопедические зонды: что такое, для чего используются.
Формирование речевых навыков – важный этап в развитии детей. Исправить ошибки звукопроизношения можно с помощью нескольких методик, одной из которых является логопедический массаж. Он выполняетс...
Для чего используют нейроигры в средней группе
Здесь подробно рассказывается о том, что такое нейроигры и как они способствуют развитию мозга ...