Методика заучивания наизусть
учебно-методический материал (подготовительная группа)
В методике развития речи детей дошкольного возраста особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений:
- расширяет кругозор ребёнка, обогащает словарный запас, формирующий его собственную речь;
- вырабатывает навыки произношения звуков в словах, фразах;
- развивает слуховое внимание, способности запоминания, чувство ритма и рифмы. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.
Следует учитывать то, что при разучивании стихотворений воспитатель должен:
- вызвать интерес у детей к стихотворению и желание знать его;
- помочь понять содержание и трудные слова;
- обеспечить запоминание;
- научить выразительно читать перед слушателями;
-воспитывать любовь к поэзии.
Но заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. Поэтому в младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:
1)простота и четкость ритма;
2)краткость самого стишка и отдельных строк;
3)простота и ясность знакомых детям образов;
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки, как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких. Наличие знакомых детям образов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст (5-6 раз) и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
В среднем дошкольном возрасте также рекомендуется использование игрового приема, наглядного материала, но заучиваются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться элементы сравнения, метафоры, эпитеты, (например, в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый),смысл которых необходимо довести до понимания детей Большая роль отводится созданию поэтического настроения, пониманию смысла художественных образов.
В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи с эпитетами и метафорами. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам произведения, совершенствуются умения осмысленно,отчетливо,ясно и выразительно читать стихотворение наизусть,проявлять инициативу и самостоятельность.
В методике развития речи детей А.М.Бородич предлагает следующую последовательность разучивания стихотворения.
-В начале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.
Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних.
Т.е. примерным общим планом разучивания стихотворения является:
1) вступительная реплика воспитателя (или небольшая беседа);
2) чтение воспитателем всего текста,
3 повторная беседа
3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,
4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью.
В старшем дошкольном возрасте может использоваться следующая последовательность:
- 1) Мотивация
- 2) Название жанра, автора произведения
- 3) Выразительное чтение воспитателем
- 4) Беседа о стихотворении
- 5) Повторное чтение с установкой на запоминание
- 6) Воспроизведение стихотворения детьми
- 7) Деятельность детей после заучивания (рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему)
Методы и приемы, помогающие лучшему запоминанию:
-Зрительный (Использование опорных картинок)
-Слуховой (Выразительное чтение, слухоречевая опора на рифму)
-Двигательный (Подкрепляем запоминание движениями к тексту)
- Игровой(выполнение игровых действий с предметами во время чтения);
Используется:
- договаривание детьми слов, которые рифмуются;
- чтение стихов-диалогов по ролям;
- драматизация;
мнемотаблицы, которыеособенно эффективны при разучивании стихотворений. Способ мнемотехники можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это неверно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок одновременно с чтением стихотворения, помогает воспринимать его по двум органам чувств- зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. В старшем возрасте достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
На формирование выразительности чтения направлены следующие приемы:
-образец выразительного чтения,
- пример выразительного чтения ребенка,
-оценка чтения,
- подсказ нужной интонации.
-напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;
-объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; -характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Заключение
В итоге, можно сформулировать следующие методические требования к заучиванию стихов:
- Все стихотворенияразучиваются с детьми педагогом.
- Нельзя заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; закрепляется неправильное произношение, пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
- Не следует требовать полного запоминания стихотворений на одном занятии. Психологи рекомендуют 8-10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
- В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.
- Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в группе, когда стихи звучат на прогулке, в повседневном общении, во время организованной деятельности, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года.
- Во время разучивания стихотворений со старшими дошкольниками полезно использовать мотивацию, как дополнительный стимул к заучиванию. «Для чего мы разучиваем стихотворения, чтобы выступить на утреннике, чтобы участвовать в сюжетно-ролевых играх, рассказать маме или папе на праздник и т.д.». Такая установка мобилизует память, внимание, ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что
в целом художественная литература, поэзия и, в частности заучивание стихотворенийявляется не только важным источником развития поэтического слуха дошкольника, его этических и нравственных понятий, но и средством обогащения образной речи ребенка, расширения его кругозора, увеличения словарного запаса что позволяет детям легко общаться со взрослыми и сверстниками и впоследствии успешно обучаться в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
В методике развития речи детей дошкольного возраста особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений:
- расширяет кругозор ребёнка, обогащает словарный запас, формирующий его собственную речь;
- вырабатывает навыки произношения звуков в словах, фразах;
- развивает слуховое внимание, способности запоминания, чувство ритма и рифмы. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.
Следует учитывать то, что при разучивании стихотворений воспитатель должен:
- вызвать интерес у детей к стихотворению и желание знать его;
- помочь понять содержание и трудные слова;
- обеспечить запоминание;
- научить выразительно читать перед слушателями;
-воспитывать любовь к поэзии.
Но заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. Поэтому в младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:
1)простота и четкость ритма;
2)краткость самого стишка и отдельных строк;
3)простота и ясность знакомых детям образов;
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки, как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких. Наличие знакомых детям образов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст (5-6 раз) и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
В среднем дошкольном возрасте также рекомендуется использование игрового приема, наглядного материала, но заучиваются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться элементы сравнения, метафоры, эпитеты, (например, в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый),смысл которых необходимо довести до понимания детей Большая роль отводится созданию поэтического настроения, пониманию смысла художественных образов.
В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи с эпитетами и метафорами. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам произведения, совершенствуются умения осмысленно,отчетливо,ясно и выразительно читать стихотворение наизусть,проявлять инициативу и самостоятельность.
В методике развития речи детей А.М.Бородич предлагает следующую последовательность разучивания стихотворения.
-В начале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.
Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних.
Т.е. примерным общим планом разучивания стихотворения является:
1) вступительная реплика воспитателя (или небольшая беседа);
2) чтение воспитателем всего текста,
3 повторная беседа
3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,
4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью.
В старшем дошкольном возрасте может использоваться следующая последовательность:
- 1) Мотивация
- 2) Название жанра, автора произведения
- 3) Выразительное чтение воспитателем
- 4) Беседа о стихотворении
- 5) Повторное чтение с установкой на запоминание
- 6) Воспроизведение стихотворения детьми
- 7) Деятельность детей после заучивания (рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему)
Методы и приемы, помогающие лучшему запоминанию:
-Зрительный (Использование опорных картинок)
-Слуховой (Выразительное чтение, слухоречевая опора на рифму)
-Двигательный (Подкрепляем запоминание движениями к тексту)
- Игровой(выполнение игровых действий с предметами во время чтения);
Используется:
- договаривание детьми слов, которые рифмуются;
- чтение стихов-диалогов по ролям;
- драматизация;
мнемотаблицы, которыеособенно эффективны при разучивании стихотворений. Способ мнемотехники можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это неверно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок одновременно с чтением стихотворения, помогает воспринимать его по двум органам чувств- зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. В старшем возрасте достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
На формирование выразительности чтения направлены следующие приемы:
-образец выразительного чтения,
- пример выразительного чтения ребенка,
-оценка чтения,
- подсказ нужной интонации.
-напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;
-объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; -характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Заключение
В итоге, можно сформулировать следующие методические требования к заучиванию стихов:
- Все стихотворенияразучиваются с детьми педагогом.
- Нельзя заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; закрепляется неправильное произношение, пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
- Не следует требовать полного запоминания стихотворений на одном занятии. Психологи рекомендуют 8-10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
- В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.
- Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в группе, когда стихи звучат на прогулке, в повседневном общении, во время организованной деятельности, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года.
- Во время разучивания стихотворений со старшими дошкольниками полезно использовать мотивацию, как дополнительный стимул к заучиванию. «Для чего мы разучиваем стихотворения, чтобы выступить на утреннике, чтобы участвовать в сюжетно-ролевых играх, рассказать маме или папе на праздник и т.д.». Такая установка мобилизует память, внимание, ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что
в целом художественная литература, поэзия и, в частности заучивание стихотворенийявляется не только важным источником развития поэтического слуха дошкольника, его этических и нравственных понятий, но и средством обогащения образной речи ребенка, расширения его кругозора, увеличения словарного запаса что позволяет детям легко общаться со взрослыми и сверстниками и впоследствии успешно обучаться в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».
Цель: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо...
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
заучивание наизусть
К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, счита...
Мнемотаблица для заучивания наизусть стихотворения Г.Ладонщикова "Перед сенокосом" по лексической теме "Лето", "Растения луга".
Мнемотаблица помогает ребёнку, взрослому более качественно, быстро запомнить предлагаемый стихотворный текст. Стихотворение Георгия Ладонщикова "Перед сенокосом" с помощью предлагаемой автором мнемота...
Эффективные методики заучивания стихотворений наизусть детьми старшего дошкольного возраста с учетом модальности восприятия.
В данном материале акцентирую Ваше внимание на важности выстраивания образовательного процесса по заучиванию стихотворений с учетом модальности восприятия....
Консультация по теме: «Методика заучивания наизусть стихотворений с детьми дошкольного возраста»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17377822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17377835","...
Консультация по теме: «Методика заучивания наизусть стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах....