Консультация по теме: «Методика заучивания наизусть стихотворений с детьми дошкольного возраста»
консультация по обучению грамоте

Чян Лидия Сергеевна

Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_metodika_razuchivaniya_stihov.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме:

«Методика заучивания наизусть стихотворений с детьми

дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель Чян Л.С.

Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи. В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети.

Так, читая стихотворение Е. Благининой "Флажок", воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате;

 4при чтении педагогом стихотворения А. Барто "Лошадка" дети изображают, как они едут на лошадке.

В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение.

Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты

Например: (в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" - образные эпитеты: одуванчик белоголовый

 ветер душистый

 цветок пушистый

 довести до ребенка понимание смысла стихотворения.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.

Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи. Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов

Методические требования к заучиванию стихов:

- Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. "Читая хором, - писала Е. И. Тихеева, - дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность".

- Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

- Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.

Игровые методы и приёмы заучивания стихотворений с детьми

Слуховой метод

Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Среди воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с ОНР есть дети, имеющие нарушения зрения. Наиболее распространённые и привычные педагогам методы наглядного моделирования в работе с ними оказываются недостаточно эффективными. Это и вызывает необходимость применения слуховых приёмов.

- «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворение (двустишие) и останавливается, давая ребёнку возможность подсказать последнее слово.

Мяу! Мяу! – рыжий кот.

Он у бабушки… живёт.

Гав! Гав! Гав! – Лохматый пёс.

Хвост кольцом и чёрный… нос!

Му-му-му – мычит корова –

Молока даю я … много.

- «Подскажи слова». Взрослый читает стихотворение (двустишие) и останавливается, давая ребёнку возможность подсказать несколько слов.

- «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори». Ребёнок подсказывает одно или несколько слов и воспроизводит строку или двустишие целиком.

Мяу! Мяу! – рыжий кот.

Он… у бабушки живёт.

Гав! Гав! Гав! – Лохматый пёс.

Хвост кольцом… и чёрный нос!

Му-му-му – мычит корова –

Молока… даю я много.

- Игры с мячом:

• «Верни словечко». Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово, произношение или значение которого необходимо усвоить. Ребёнок повторяет слово и возвращает мяч.

• «Верни строку (слова)». Педагог бросает ребёнку мяч и произносит строку или целое двустишие. Задача ребёнка – повторить слова и вернуть мяч.

• «Вопрос – ответ».Педагог бросает ребёнку мяч и произносит строку с вопросительной интонацией. Ребёнок, возвращая мяч, произносит её утвердительно.

- Повторение строк (двустиший) по очереди: сначала педагог, затем ребёнок, потом снова педагог, после него – ребёнок и т. д. Упражнение можно выполнить два раза (второй раз первую строку произносит ребёнок).

- Повторение строк с разной высотой и силой голоса: «Давай прочитаем эту строку низким голосом, как у медведя… А эту строку прочитаем высоким голосом, как мышка… и т. д.».

- Повторение отдельных строк вместе с педагогом (сопряжено) (при наличии затруднений).

- Чтение по ролям при наличии диалога в тексте.

Дополнительные приёмы для старших дошкольников:

- «Магнитофончик» Сначала ребёнок слушает педагога. Потом педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый.

- «Снежный ком» Постепенное увеличение строк при их повторении.

Зрительный метод

Этот метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения.

Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др. Такой план давался детям после проведённой предварительной работы по содержанию стихотворения, после того, как была дана установка на запоминание. .

В старшей и подготовительной к школе группах использовались мнемотаблицы, рисунки можно создавать схематично, быстро. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое простое изображение содержания, и на продуктивность запоминания качество изображений особенно не влияет. В этом случае, самое главное – принцип. Затем, по созданному «картинному плану» (мнемотаблице) ребёнок несколько раз воспроизводил стихотворение. Через некоторое время опора убиралась.

В подготовительной к школе группе уже можно было привлекать самих детей к схематическому изображению строк. В этом случае нужно попросить подумать ребёнка: «Как бы ты изобразил эту строчку? Что бы нарисовал?». Такой приём хорошо развивает образное мышление и элементы логического.

- Опорные зрительные сигналы(счётные палочки, фишки и др.).

Стихотворение, в котором одна строка повторяется три раза в первой и второй строфах. Ребёнку часто бывает сложно воспроизвести нужное количество повторяющихся слов, фраз текста. Поэтому используют вспомогательные предметы. В данном случае, это счётные палочки. Палочки одинакового цвета соответствуют одинаковым строкам текста.

- Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки).

Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.

Весна

Н. Не шумит уж злая вьюга,

С. Стала ночь короче дня,

Т. Теплый ветер дует с юга,

К. Капли падают звеня.

С. Солнце, землю нагревая,

Г. Гонит с нашей горки лед.

Т. Тает баба снеговая,

И. И ручьями слезы льет.

Г. Ладонщиков.

Двигательный метод

В работе с детьми, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата, этот метод чаще всего используется как вспомогательный.

Упражнения с движениями:

- Отхлопывание ( отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.) ритма стихотворения.

- Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый.

Сапожки

Нарядили ножки Имитация надевания сапожек.

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки, Топать на месте.

Прямо по дорожке. Вытянуть руки вперёд.

Вы шагайте, топайте, Топать на месте.

По лужам не шлёпайте, «Погрозить» пальчиком правой руки.

В грязь не заходите, «Погрозить» пальчиком правой руки.

Сапожки берегите! Наклониться и показать сапожки.

двумя руками.

- Придумывание детьми движений к тексту.

Для такого способа работы удачно подходят многие стихотворения.

Осень

Берёзы косы расплели,

В ладоши клёны хлопали.

Ветра холодные пришли

И тополя затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Всё присмирело, съёжилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь ёлочка пригожая

К зиме похорошела.

М. Садовская

- Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т. д.

Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:

- «Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на катушку»).

- «Собери (разбери) бусы».

- «Сложи пирамидку».

- «Выложи счётные палочки».

- «Положи камешки на полоску».

- «Узелки на верёвке».

В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения:

- «Перескажи стихотворение своими словами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультаия для воспитателей на тему" Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста"

1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах...

Консультация на тему: «Как правильно учить стихотворение с ребёнком дошкольного возраста»

Цель: Показать родителям формы работы по заучиванию стихов с детьми.Оборудование: Презентация, мнемотаблицы стихов, подборка стихотворений для заучивания с учетом возрастных особенностей дет...

Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста. Мнемотехника.

Вашему вниманию предлагается статья об одной из методик заучивания стихотворений в детском саду- мнемотехнике....

Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине с детьми дошкольного возраста».

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью д...

Консультация по теме: «Методика заучивания наизусть стихотворений с детьми дошкольного возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17377822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17377835","...

"Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Данная презентация составлена с целью оказания методической помощи воспитателям (родителям) в работе с детьми по заучиванию стихотворений....

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....