Консультация по теме: «Методика заучивания наизусть стихотворений с детьми дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая, средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №14 пгт .Шахтерска Углегорского городского округа.
Консультация по теме:
«Методика заучивания наизусть стихотворений с детьми
дошкольного возраста»
Выполнила:
Воспитатель Чян Л.С.
пгт.Шахтерск 2019
Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
Сдайд2
В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи . В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.
Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети.
Слайд3Так, читая стихотворение Е. Благининой "Флажок", воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате;
Слайд4при чтении педагогом стихотворения А. Барто "Лошадка" дети изображают, как они едут на лошадке.
Слайд 5,6В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.
Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение.
Слайд7
Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты
Слайд 8Например (в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" - образные эпитеты: одуванчик белоголовый
Слайд 9, ветер душистый
Слайд10, цветок пушистый
Слайд 11, довести до ребенка понимание смысла стихотворения.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.
Слайд 12Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи . Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.
Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов
Слайд 13
Методические требования к заучиванию стихов:
- Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. "Читая хором, - писала Е. И. Тихеева, - дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность".
- Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
- Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
Слайд 14
При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.
Слайд15
Игровые методы и приёмы заучивания стихотворений с детьми
Слуховой метод
Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Среди воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с ОНР есть дети, имеющие нарушения зрения. Наиболее распространённые и привычные педагогам методы наглядного моделирования в работе с ними оказываются недостаточно эффективными. Это и вызывает необходимость применения слуховых приёмов.
- «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворение (двустишие) и останавливается, давая ребёнку возможность подсказать последнее слово.
Мяу! Мяу! – рыжий кот.
Он у бабушки… живёт.
Гав! Гав! Гав! – Лохматый пёс.
Хвост кольцом и чёрный… нос!
Му-му-му – мычит корова –
Молока даю я … много.
- «Подскажи слова». Взрослый читает стихотворение (двустишие) и останавливается, давая ребёнку возможность подсказать несколько слов.
- «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори». Ребёнок подсказывает одно или несколько слов и воспроизводит строку или двустишие целиком.
Мяу! Мяу! – рыжий кот.
Он… у бабушки живёт.
Гав! Гав! Гав! – Лохматый пёс.
Хвост кольцом… и чёрный нос!
Му-му-му – мычит корова –
Молока… даю я много.
- Игры с мячом:
• «Верни словечко». Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово, произношение или значение которого необходимо усвоить. Ребёнок повторяет слово и возвращает мяч.
• «Верни строку (слова)». Педагог бросает ребёнку мяч и произносит строку или целое двустишие. Задача ребёнка – повторить слова и вернуть мяч.
• «Вопрос – ответ».Педагог бросает ребёнку мяч и произносит строку с вопросительной интонацией. Ребёнок, возвращая мяч, произносит её утвердительно.
- Повторение строк (двустиший) по очереди: сначала педагог, затем ребёнок, потом снова педагог, после него – ребёнок и т. д. Упражнение можно выполнить два раза (второй раз первую строку произносит ребёнок).
- Повторение строк с разной высотой и силой голоса: «Давай прочитаем эту строку низким голосом, как у медведя… А эту строку прочитаем высоким голосом, как мышка… и т. д.».
- Повторение отдельных строк вместе с педагогом (сопряжено) (при наличии затруднений).
- Чтение по ролям при наличии диалога в тексте.
Дополнительные приёмы для старших дошкольников:
- «Магнитофончик» Сначала ребёнок слушает педагога. Потом педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый.
- «Снежный ком» Постепенное увеличение строк при их повторении.
Зрительный метод
Этот метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Слайд 16,17,18.Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др. Такой план давался детям после проведённой предварительной работы по содержанию стихотворения, после того, как была дана установка на запоминание. .
В старшей и подготовительной к школе группах использовались мнемотаблицы, рисунки можно создавать схематично, быстро. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое простое изображение содержания, и на продуктивность запоминания качество изображений особенно не влияет. В этом случае, самое главное – принцип. Затем, по созданному «картинному плану» (мнемотаблице) ребёнок несколько раз воспроизводил стихотворение. Через некоторое время опора убиралась.
В подготовительной к школе группе уже можно было привлекать самих детей к схематическому изображению строк. В этом случае нужно попросить подумать ребёнка: «Как бы ты изобразил эту строчку? Что бы нарисовал?». Такой приём хорошо развивает образное мышление и элементы логического.
- Опорные зрительные сигналы(счётные палочки, фишки и др.).
Стихотворение в котором одна строка повторяется три раза в первой и второй строфах. Ребёнку часто бывает сложно воспроизвести нужное количество повторяющихся слов, фраз текста. Поэтому используют вспомогательные предметы. В данном случае, это счётные палочки. Палочки одинакового цвета соответствуют одинаковым строкам текста.
- Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки).
Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.
Весна
Н. Не шумит уж злая вьюга,
С. Стала ночь короче дня,
Т. Теплый ветер дует с юга,
К. Капли падают звеня.
С. Солнце, землю нагревая,
Г. Гонит с нашей горки лед.
Т. Тает баба снеговая,
И. И ручьями слезы льет.
Г. Ладонщиков.
Двигательный метод
В работе с детьми, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата, этот метод чаще всего используется как вспомогательный.
Упражнения с движениями:
- Отхлопывание( отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.) ритма стихотворения.
- Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый.
Сапожки
Нарядили ножки Имитация надевания сапожек.
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки, Топать на месте.
Прямо по дорожке. Вытянуть руки вперёд.
Вы шагайте, топайте, Топать на месте.
По лужам не шлёпайте, «Погрозить» пальчиком правой руки.
В грязь не заходите, «Погрозить» пальчиком правой руки.
Сапожки берегите! Наклониться и показать сапожки.
двумя руками.
- Придумывание детьми движений к тексту.
Для такого способа работы удачно подходят многие стихотворения.
Осень
Берёзы косы расплели,
В ладоши клёны хлопали.
Ветра холодные пришли
И тополя затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Всё присмирело, съёжилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела.
М. Садовская
- Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т. д.
Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:
- «Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на катушку»).
- «Собери (разбери) бусы».
- «Сложи пирамидку».
- «Выложи счётные палочки».
- «Положи камешки на полоску».
- «Узелки на верёвке».
В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения:
- «Перескажи стихотворение своими словами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультаия для воспитателей на тему" Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста"
1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах...
Консультация на тему: «Как правильно учить стихотворение с ребёнком дошкольного возраста»
Цель: Показать родителям формы работы по заучиванию стихов с детьми.Оборудование: Презентация, мнемотаблицы стихов, подборка стихотворений для заучивания с учетом возрастных особенностей дет...
Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста. Мнемотехника.
Вашему вниманию предлагается статья об одной из методик заучивания стихотворений в детском саду- мнемотехнике....
Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине с детьми дошкольного возраста».
Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью д...
Консультация по теме: «Методика заучивания наизусть стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах....
"Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Данная презентация составлена с целью оказания методической помощи воспитателям (родителям) в работе с детьми по заучиванию стихотворений....
Семинар - практикум для педагогов на тему: "Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....