Консультация для воспитателей «Использование технологии ТИКО- моделирования в математическом развитии детей»
консультация (старшая группа)

Гажа Елена Александровна

Консультация для воспитателей

«Использование технологии ТИКО- моделирования в математическом развитии детей»

Цель: знакомство с опытом работы воспитателя по развитию математических способностей старших дошкольников, используя инновационные технологии обучения. Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию логического мышления.

Задачи:

повышение профессиональной компетенции педагогов

обобщение передового опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №12 города Белогорск»

Консультация для воспитателей

«Использование технологии ТИКО- моделирования в математическом развитии детей»

Цель: знакомство с опытом работы воспитателя по развитию математических способностей старших дошкольников, используя инновационные технологии обучения. Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию логического мышления.

Задачи:

повышение профессиональной компетенции педагогов

обобщение передового опыта.

Составила: Гажа Е.А., воспитатель

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, физического, нравственного развития ребёнка. Детям приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Обучение математике в дошкольном возрасте способствует развитию алгоритмичности мышления, логической строгости, которые определяют успешность и результативность деятельности ребенка в познании мира вне и внутри себя.
Математика –наука довольна очень сложная. Потому что все, что вокруг нас окружает, подчинено законам математики: мы все можем посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и внедрение современных образовательных технологий.
Одним из наиболее значимых методов развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста является метод моделирования. Почему метод моделирования более значим в старшем дошкольном возрасте, потому что мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Первоначально источником знаний детей о действительности является восприятие предметов и явлений окружающего мира через ощущения. 

Моделирование – наглядно-практический метод обучения.

В дидактике выделены три вида моделей:

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом.

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь используются предметы-заместители и графические знаки. .

Третий вид - графические модели представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.

Использование технологии ТИКО – моделирование позволяет усилить реализуемую основную образовательную программу дошкольного образования, в аспекте математического развития и конструктивно – модельной деятельности, за счет использования в работе новых форм, методов и приемов педагогической работы на основе образовательного конструктора ТИКО.

Педагогическая целесообразность использования конструктора «ТИКО» при формировании элементарных математических представлений обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система математических заданий и тематического моделирования поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. 

Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий: работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, постепенно подниматься на более высокий абстрактный словесно-логический уровень.

Дети легче быстрее осваивают, понимают сложные абстрактные, математические понятие, если у них есть возможность собственными руками создать те или иные математические модели.

Набор «ТИКО «Геометрия» помогает дошкольникам в освоении геометрии, объемов тел, пространственных фигур и их разверток, изометрических проекций тел на плоскость.

Любую, даже самую сложную объёмную геометрическую фигуру, можно представить в виде развёртки на плоскости,

а шарнирное соединение многоугольников делает наглядным процесс перехода от плоскости к пространству и создание объёма.

Дети в игре с конструктором «ТИКО», запоминают не только названия и облик плоскостных фигур.

Так же конструируют многоугольники и объёмные фигуры.

Например, задание:

 Сконструируйте большой квадрат из 4-х маленьких квадратов.

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части.

Или задание на замещение геометрических фигур.

Когда на первом этапе, дети  ещё не могут запомнить конфигурацию чисел, для этого, можно предложить ребенку запомнить цифры с помощью квадратов с точками.

дидактическая игра «Какое число» .

 Для этого я предлагаю соединить квадрат с цифрой с квадратом с точками. Сколько точек на квадрате внизу, такая цифра на квадрате сверху.

Для детей, которые еще не запомнили конфигурацию цифр, можно предложить соотнести количество и цифру.

Таким образом, постепенно, дети, работая с дидактическим пособием, которые они построили сами, своими руками, начинают распознавать и запоминать цифры. А это очень важно для дальнейшей работы в рамках изучения математики.

С помощью ТИКО, дети могут создавать визуально цифры. Для этого предлагаем детям рассмотреть полные схемы создания цифр. Дети, ориентируясь на полные схемы, собирают, конструируют цифры. Это дает возможность ребёнку провести пальчиками по числу, тем самым мы обучаем детей правописанию.

В дальнейшем дети могут конструировать и объёмные цифры

Дети строят цифровую линейку  посредством соединения деталей с изображением цифр.

После того как дети запомнили цифры, ориентируются в них, предлагаю построить вместе с ними математическую модель под название числовой отрезок. И даю задание, например, покажи число, которое стоит между числами 3 и 5.

Состав числа так же легко наглядно запоминается с помощью ТИКО-деталей

Детали с цифрами и арифметическими знаками позволяют составлять примеры на арифметические действия, сравнивать числа.

Также с помощью данного набора конструктора можно записывать решение задач с различными вычислительными действиями.

С помощью ТИКО можно познакомить детей с такой темой, как «Измерение Объёма».  Дети собирают открывающиеся сверху тела и заполняют различными наполнителями: горох, рис. Чтобы проверить вычисления, количество наполнителя перемещаем в мерную ёмкость.

Таким образом, с помощью моделей построенных руками детей, мы изучаем ту или иную тему, тот или иной материал, одним словом развиваемся.

Сегодня педагогу необходимо так выстраивать образовательную деятельность, чтобы каждый ребенок активно и увлеченно занимался. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

И не случайно, суть технологии моделирования именно и состоит в самом приеме моделирования.

Создавая модели с помощью конструктора ТИКО , вместе с детьми мы играем и обучаемся.

И в завершении, что касается личности ребенка,

ТИКО - квадраты красного, желтого, зелёного цветов мы используем в конце занятия для самооценки. (слайд самооценка).

У меня что-то не получилось - поднимаем- красный квадрат.

У меня не всё получилось - жёлтый квадрат!

У меня всё получилось!- зелёный квадрат.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквей...

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Воспитание чувствительности к слову и его оттенки- одна из предпосылок к гармоничному развитию личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных отно...

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Использование конструктора ТИКО в формировании математических представлений дошкольников."

Задачи, при использовании конструктора:Образовательная: систематизировать знания детей о геометрических фигурах, о цифрах, числах ; способствовать лучшему восприятию информации; формировать навыки про...