Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
консультация по развитию речи
Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn.docx | 144.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. В дидактическом синквейне самое главное -это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
Правила написания синквейна.
1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним,обобщающееслово.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
- слова-предметы (существительные),
- слова-признаки (прилагательные),
- слова-действия (глаголы),
- слова-предметы (существительные).
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:
- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)
- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.
- Речевые тренинги. (Собрана картотека речевого материала для речевых тренингов.)
- Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)
II этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:
- «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
- «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
- Составь «Синквейн по образцу»
- «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
- «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
- «Чужое слово». Аналогичное задание.
- «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.
Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.
III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми.
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.
Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:
- «Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.
- «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
- «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
- «Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.
- «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?
Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Закрепляет знания детей об окружающем мире.
Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.
Формирует грамматический строй.
Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.
Оформлять мысль в виде предложения
Подготавливает к составлению описательного рассказа.
Развивает творчество.
Поддерживает интерес к обучению.
Что дает использование данной технологии педагогу?
Является диагностическим инструментом.
Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. И скорректировать дальнейшее обучение..
Поддерживает интерес к обучению.
Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем.
Лексическая тема «Времена года» 1. Листья 2. Осенние, желтые 1. Зима 2. Белая, волшебная 1. Зима 2. Холодная, снежная. 1. Зима. 2.Морозная, снежная. 1.Весна 2.Журчащая, грязная. | Лексическая тема «животные» 1. Лиса 2. Рыжая, пушистая 1. Кошка 2. Ласковая, домашняя 1. Медведь 2.Большой, косолапый. 1. Собака 2.Умная, верная 1. Волк 2.Сердитый, голодный | Лексическая тема «Овощи» 1. Помидор 1. Огурец 2. Сочный, большой, зеленый 1. Морковь 2. Вкусная, сладкая 1. Свекла 2. Красная, вкусная 1. Капуста 2. Зеленая, хрустящая |
1. Лето. 2.Жаркое, знойное. 1.Осень. 2.Золотая, слякотная. | Лексическая тема «Грибы и ягоды» 1. Гриб 2. Съедобный, старый. 1. Боровик 2. Белый, вкусный, холодный. 1. Клубника 2.Сладкая, вкусная 1. Крыжовник 2.Колючий, кислый | Лексическая тема «Фрукты» 1. Яблоко 2. Круглое, сочное 1. Груша 2. Зеленная, сладкая 1. Апельсин 2. Оранжевый, вкусный. 1. Банан 2. Желтый, сладкий |
Синквейн по теме: «Сказочные герои и волшебные предметы»
"Гуси-лебеди" БАБА - ЯГА Злая, грязная. Девочка Легкомысленная, маленькая. Девочка Решительная, смелая. Девочка Добрая, заботливая. Гуси-лебеди Коварный, злые. Гуси-лебеди Сильные, злые. Печка Русская, добрая. Яблонька Ветвистая, высокая. Иванушка Маленький, беззащитный. | "Три поросенка" Наф-Наф Серьезный, трудолюбивый Ниф-Ниф Веселый, беззаботный Нуф-Нуф Глупый, хвастливый Волк Кровожадный, хитрый Дом Каменный, надежный «По щучьему веленью» ПЕЧКА Каменная, кирпичная. Емеля Ленивый, добрый Щука Говорящая, добрая. «Репка» Вкусная, большая «Дед» Старенький, трудолюбивый | «Красная шапочка» Красная шапочка Отважная, смелая. Красная шапочка Послушная, беззаботная Бабушкка Старенькая, беспомощная Волк Голодный, хитрый «Мойдодыр» Мойдодыр. Мальчик Грязный, непослушный. «Лисичка-сестричка и серый волк» Волк Голодный, хитрый 1. Лиса 2. Хитрая, пушистая «Волшебные предметы» КАРЕТА Королевская, золотая. САПОГИ - СКОРОХОДЫ Быстрые, кожаные. ШАПКА - НЕВЕДИМКА Волшебная, невидимая. КОВЁР – САМОЛЁТ Волшебный, быстрый. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Воспитание чувствительности к слову и его оттенки- одна из предпосылок к гармоничному развитию личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных отно...
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
рассказ о методики создания синквейн....
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...
Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...
Консультация для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. В чем же п...
Консультация для воспитателей «Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Пои...