МИНИ - МУЗЕЙ «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
методическая разработка (средняя группа)
Цель: познакомить с разнообразием декоративно – прикладным искусством и его местом в доу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мини музей «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» | 736.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52
Колпинского района Санкт-Петербурга
МИНИ - МУЗЕЙ
«ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
Организатор
Воспитатель Петрова Эльвира Александровна
2019-21г.
Содержание
- Паспортные данные мини музея
- Положение
- Приказ
- Аспекты музейной деятельности
- Этапы организации мини – музея «декоративно прекладного искусства»
- Характеристика мини – музея
- Тематический план проведения знаний в мини – музее
- Перспектива развития мини – музея.
Паспортные данные
Наименование мини – музея: «декоративно прикладное искусство»
Профиль мини – музея: исторически – познавательный, декоративно – художественный
Цель: познакомить с разнообразием декоративно – прикладным искусством и его местом в доу.
Задачи:
- Привлечь родителей к культурно – досуговой деятельности Доу;
- Расширять познавательный интерес детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
- Обогащение предметно развивающей среды в Доу;
- Через декоративно прикладное искусство знакомим детей с историей и традициями народа;
- Включить родителей и детей в пополнение экспонатами мини-музей;
- Приобщать дошкольников к художественным ценностям;
- Побуждать детей видеть красоту предметов народного искусства;
- Воспитывать духовно – нравственное развитие детей, формирование патриотических чувств;
- Воспитание у дошкольников интереса, гордости к культурным ценностям своего народа, своего края.
Разделы и экспонаты:
В мини – музее представлены разные виды экспонатов декоративно- прикладного искусства –
Хохломская роспись
Гжель роспись
Матрешки
Деревянные ложки
Балалайка
Дымковская игрушка.
Волчки
Городецкая роспись.
Различные книги и пособия..(учетная книга создается).
Площадь, занятая под экспозицию: мини – музей организован в 2019 году. Под выставочный центр был приобретен стеллаж в группу.
Организатор мини – музея: воспитатель Петрова Эльвира Александровна.
Положение
О мини – музее «декоративно прикладного искусства»
- Общее положение
- Музей – помещение для размещения тематической коллекции экспонатов
(игрушек народных мастеров, свистулек, посуды, фотографий, буклетов)
- Работа, проводимая в мини – музеи, взаимодействует с другими видами деятельности дошкольного возраста и осуществляется в соответствии с программой «от рождения до школы» под редакцией Вераксы.
- Музей комплектуется экспонатами при участии воспитателей, родителей воспитанников.
- Задачи работы с детьми в музее:
- осуществление комплексного подхода к нравственно – эстетическому воспитанию дошкольников;
- знакомство детей с экспонатами декоративно прикладного искусства и их историей создания;
- развитие познавательного интереса к истории создания декоративных изделий;
- воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре русского народа.
Аспекты музейной деятельности.
Всем родителям хочется, чтобы их дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. И мы ищем в музейной деятельности партнера по решению этих задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. Раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти формы работы с детьми, которые позволят заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус.
Чтобы музейная деятельность работала, необходимо следовать определённым правилам:
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В доу решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем с декоративно прикладным искусством – организация в детском саду мини-музея.
Музей – это особое, специальное организованное пространство доу, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
Этапы организации мини – музея «декоративно прикладного искусства»
I этап – постановка цели перед воспитателем.
- Родительское собрание
- Консультации
- Индивидуальная работа.
IIэтап - выбор помещения.
Под музей приобрела я стеллаж в группу Доу.
III этап - исследовательская работа.
Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
IVэтап - оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- Оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм
- Соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
V этап – тематический.
Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
Принципы создания мини – музея.
- Принцип интеграции – мини-музей учитывается содержание образовательной программы Доу и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
- Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в знакомстве с прекрасным в жизни и изобразительном искусстве рассматривание экспонатов на полочке красоты, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.)
- Принцип природ сообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
- Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
- Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
- Принцип культур сообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
- Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей.
- Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
- Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Характеристика мини – музея.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Главным назначение созданного нами данного мини-музеев — вовлечение детей в деятельность и общение, воздействованное на их эмоциональную сферу. Дети, занимающиеся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируют мыслительной деятельностью, дети более свободно оперируют образами. Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, — важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Поэтому важная особенность мини – музеев – участие в их создании самих детей при поддержке педагогов и родителей. Дети чувствуют своё непосредственное причастие к мини – музею. Они пополняют экспонатами выставочные стеллажи, участвуют в обсуждении его тематики, готовят и проводят самостоятельно экскурсии для малышей.
Каждый выставочный экспонат – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Выставочные полки постоянно пополняются новыми экспонатами.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.
- У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Формы деятельности:
- Наглядность.
- Доступность.
- Динамичность.
Оформление мини – музея: все экспонаты, были собраны, под руководством воспитателя петровой э. А. Выставочный зал был организован в группе доу на открытых стеллажах, где были представлены предметы декоративно прикладного искусства.
Перспективное планирование работы мини музея «декоративно прикладного искусства».
1 Пополнение музея экспонатами.
2 Составление каталога экспонатов.
3 Работа с родителями.
4 Экскурсии, просветительская работа.
5 мастер – классы, семинары.
План
Месяц | Содержание | Задачи | Участники |
Декабрь | Открытие мини – музея. Познакомить с общей Экспозицией. | Развивать представление детей о музеях. Познакомить с правилами поведения в музеи. Содействовать эстетическому восприятию предметов декоративно - прикладного искусства. Учим сравнивать и анализировать, развиваем эстетический вкус. | Организатор Мини – музея. |
Январь | «История появления русской матрёшки» | Познакомить с самой популярной народной деревянной игрушкой – матрёшкой. Побуждать различать разные техники рисования матрёшки; продолжаем воспитывать детей на русских народных традициях. | Организатор мини - музея |
Февраль | «Дымковская игрушка» | Развивать представления об истории России об отечественных традициях, праздниках на примере дымковского промысла; сформировать знания об особенностях росписи промысла, основных элементах узора. | Организатор мини - музея |
Март | «Сине – голубая гжель» | Продолжаем знакомить с русскими народными промыслами, в частности с гжельской керамикой; учим определять калорит рисунка, форму и художественный замысел; воспитываем патриотическую гордость. | Организатор мини - музея |
Апрель | «Золотая хохлома» | Продолжаем знакомить с мастерами деревянных дел и с техникой росписи по дереву; учим различать технику хохломской росписи; воспитываем интерес к русским народным промыслам и желание их изучать. | Организатор мини - музея |
Май | « Русская народная игрушка» | Обогащение знаний о глиняной игрушке – филимоновская, каргопольской игрушкой; рассказ об истории промыслов, описание характерных особенностей; углубление знаний о народном творчестве. | Организатор мини - музея |
Матрешка популярна уже во всем мире.
Она имеет увлекательную историю, изделия производятся в огромных количествах и сегодня, а в некоторых городах даже есть музеи, посвященные этой необычной расписной кукле.
Матрешка – это небольшая деревянная расписная кукла, внутри которой находятся несколько ее копий более мелких размеров.
Первый прообраз матрешки был привезен из Японии А. Мамонтовой в конце XIX века и представлял собой вставляемые друг в друга фигурки мудреца Фукурума. Тогда Сергей Малютин предложил эскизы для деревянной куклы с лицом обычной крестьянской девушки в нарядном сарафане и цветном расписном платке.
Название "матрешка" произошло от самого популярного в те времена женского имени Матрена. Имя это было выбрано не случайно, ведь именно оно было символом плодородия и ассоциировалось с матерью многочисленной семьи. Поэтому первые отечественные матрешки состояли из восьми фигурок детей разных возрастов вплоть до младенцев. В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где и получила мировое призвание.
Сейчас матрешка – это известный на весь мир традиционный сувенир из России. Поэтому в начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Тогда появились матрешки с разными изображениями: не только с изображениями девушек, но и юношей, стариков, жениха и невесты. Чуть позже художники стали изображать на матрешках персонажей сказок или даже их сюжеты.
Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда малыш научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что-то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша.
Покажите ребенку как открывать и закрывать матрешку. Расскажите, что внутри матрешки спрятан сюрприз – подружки или дочки. Поставьте матрешки разного размера рядом, сравните – какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой.
Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрешкой, добавьте остальные. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей. Во время игры попросите малыша дать вам самую большую матрешку, самую маленькую. Чуть позже усложняйте задания: дай мне матрешку, большую, чем эта или меньшую, чем эта. Катайте матрешек на машине, кормите.
Матрешка – отличная детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Игрушка развивает мелкую моторику рук, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.
Выполненные из дерева куклы, окрашенные безопасными красками и лаками, помогают малышам познавать мир в тактильных и зрительных ощущениях.
Одна-единственная яркая игрушка сочетает в себе функции сразу нескольких игр – это и конструктор, и набор кукол для ролевых игр, и задачка «найди отличия в рисунках», «больше-меньше» и целый комплект потайных шкатулочек, и многое другое, что подскажет ребенку его фантазия и советы родителей.
По всей России работают несколько музеев Матрешки, где можно познакомиться с ее историей и способами ее изготовления. После подбора древесины, ее обработки и сушки, вырезают фигурки, начиная от самой маленькой. После их покрывают лаком и приступают к раскраске.
Сейчас большой популярностью у иностранцев пользуются матрешки с изображениями политических лидеров или портретные матрешки.
Сегодня производители предлагают маленьким детям и их родителям огромный выбор разноцветных матрешек разных размеров и из разрывных материалов. У производителя «Фабрика Матрёшек» можно найти матрёшку, расписанную на любой вкус, «Штучки, к которым тянутся ручки» предлагает малышам антистрессовые игрушки-подушки «Матрешка». «Мастерская Сереброва» производит великолепные красочные матрешки из дерева. Компания по производству игрушек «Играем вместе» и «Taowa» также выпускают матрешки для игр детям.
Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире.
Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка.
В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки. Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично.
В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.
В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе.
Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.
Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и долепливают. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).
Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.
Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.
Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.
Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов
В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.
В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.
Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.
Гжель – это русский народный промысел по производству фарфора и керамики, а также вид народной росписи. Гжель история возникновения для детей Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели. Вначале народный промысел именовался как «жгель». Особенности народного промысла гжели Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Рисунок вначале наносится под глазурь, а потом изделие обжигается в печи при высокой температуре. В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек. Этапы изготовления изделий/ Для создания изделий под гжель необходимо владеть четкостью, кропотливостью и невероятным полетом фантазии. Посуда изготавливается из майолики или фарфора. Майолика более прочный материал из красной глины, а фарфор тонкий и хрупкий. Процесс изготовления происходит в 5 этапов: Создание заготовки. Создание формы под майолику или фарфор по эскизам художника. Также аналогичная заготовка делается на гончарном круге специальными щипцами. После в форму из гипса заливают жидкую фарфоровую массу, которая медленно застывает. Элементы посуды (ручки, крышечки, рельефные узоры) изготавливаются в разных формах. Подготовка к росписи и первый обжиг. Включает шлифовку изделия и обжиг. Чтобы рисунок получился ровным и аккуратным, каждое изделие тщательно вручную зачищают специальным ножиком и шлифуют. Потом места креплений замываются, а другие неровности сглаживаются поролоновым валиком. После проделанных процедур изделие обжигается в печи около 8-ми часов. Контроль и отбраковка изделий. Контроль качества изделия проводится с целью выявления дефектов при помощи раствора фуксина. Благодаря раствору видны все неровности или стыки в изделии. Недостатки удаляются замыванием или шлифованием. Если дефект исправить невозможно, изделие переплавляется. Роспись. Каждый мастер обладает своей уникальной методикой нанесения узоров и в конце подписывает свою работу. Второй обжиг. Предварительно все опорные части изделия обрабатываются парафином. Потом его окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг, который длится 18 часов. Особенности росписи Белый фон Рисунок насыщенного синего цвета Глазурованная поверхность изделия Сложный и многообразный растительный орнамент Ручная работа Гжель интересные факты Гжельский фарфоровый завод является самым крупным производителем гжельского фосфора. Предприятию 200 лет, и оно производит около 600 разных изделий. Первое упоминание о гжели приходится на деятельность Ивана Калиты. В XVII веке гжельская глина по указу Алексея Михайловича использовалась для алхимических и аптекарских сосудов. Во времена крепостного права художники по гжельской росписи считались свободными людьми. Вначале роспись была разноцветной. В XIX веке впервые применился кобальт, который так и остался. Мастера гжели различают 20 оттенков синего.
Творческая деятельность и ее ценность для развития ребенка
Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.
Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. Нужно отметить, что до определенного возраста фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.
В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Зачатки театра, соревнования, армии, суда – через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.
Другое понятие, обуславливающее творчество детей – воображение. Этот феномен подробно исследовал в своих работах замечательный советский психолог Л.С. Выготский. Он уделял воображению ребенка особое внимание, проводя определенную черту между воображением взрослых и воображением детей. Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек может нормально развиваться.
Для того, чтобы творческая деятельность ребенка развивалась, ему нужно получать больше опыта, впечатлений любого характера. Ему нужно больше «кубиков», больше частичек реальности, чтобы было больше вариантов для их комбинирования. Ребенок, чей опыт впечатлений беден, не сможет себе представить картину, которую описывает ему преподаватель – будь то картина сражения на уроке истории, взаимоотношение героев и их внешний облик на уроке литературы или объемная фигура на уроке геометрии. Именно в этом проявляется ценность творчества для общего развития.
Без развития детского воображения, без наполнения ребенка опытом живых впечатлений могут возникнуть самые банальные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни, ибо для большинства профессий, хотя мы редко об этом задумываемся, требуется достаточно развитое воображение, чтобы продуктивно работать.
В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например, играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать, игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей. Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы, можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.
Детское творчество многогранно и разнообразно. Художественное творчество включает широкий круг разных видов деятельности ребенка. Любые рисунки, вышивки, поделки из бумаги, глины, пластилина, аппликации, оригами, художественные композиции, литературные произведения входят в эту группу. Взрослые участвуют в процессе творчества, помогая детям осваивать необходимые техники. С возрастом у детей могут меняться интересы, а с ними и виды художественного творчества. Смена интересов к изобразительной деятельности, танцам, музыке, литературе, драме вполне нормальна – ребенок ищет себя. Самый распространенный вид творчества – изобразительное. Все дети любят рисовать, к 4-5 годам он уже рисует знакомые предметы, а в 9-10 лет его рисунок становится осмысленным рассказом с игровым сюжетом. Еще Аристотель отметил, что рисование положительно влияет на развитие личности. Это подтверждают современные психологи. Первыми задатками литературного творчества можно считать первые попытки ребенка в 1-3 года манипулировать звуками и сочетать между собой разные слова. В это время его нельзя отделить от других видов деятельности: ребенок, рисуя на бумаге, одновременно сочиняет целую историю и напевает песенку. Уже учась в школе, дети начинают понимать ценность литературного произведения, учатся писать сочинения, эссе и рассказы. Не все проходит гладко, порой рисунки бывают непонятны, а в сочинениях встречаем фразы, которые называют юмором детей. Это неважно. Важно, что ребенок пробует себя в том, что ему раньше было неизвестно.
Техническое творчество помогает определиться с профессией, формирует интерес к технике и небольшим научным исследования, раскрывает в детях изобретательские способности. На уроках труда, в кружках, центрах детского творчества дети с удовольствием мастерят приборы, механизмы, модели и другие технические объекты.
Музыкальное творчество взрослые часто не ценят, но для самого ребенка оно важно. Через игру на музыкальных инструментах, ритмику, пение помогают развиваться зрительно-пространственной координации, музыкальному слуху и моторике. Элементы музыкального творчества появляются, наверное, самыми первыми. Ребенок может двигаться под музыку еще до того, как начал ходить.
Детское творчество помогает развитию всех сторон личности ребенка. Этот сложный процесс начинается с накопления ребенком информации из окружающего мира. Затем он сравнивает и систематизирует накопленные знания. Переработав множество материала, ребенок создает свое, дотоле никем не созданное. Конечно, творческое воображение и результат самого творчества зависят от накопленного им опыта, от его окружения и интересов. Большое влияние на творческие процессы оказывают возраст ребенка, его индивидуальность, его характер, воспитание и оценка окружающими его деятельности. Результат детского творчества часто имеет малую ценность, особенно, если смотреть глазами взрослого человека, умного и опытного. Ребенку важен сам процесс, важно возможность создания нового. Если взрослые хвалят ребенка и его работу, он испытывает душевный подъем и готов к новым творческим успехам.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музей декоративно-прикладного и народного искусства
Материал позволит развить знания об истории и культуре России, русском народном творчестве .Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства стал первым музеем в...
МИНИ МУЗЕЙ народно- прикладного искусства
На базе детского сада создали мини музей народно- прикладного искусства. Поводом послужило то, что тема двух недель называлась "Народная культура и игрушка". Воспитатели сами принесли, все н...
Паспорт мини-музея «Декоративно-прикладное искусство многонациональной России»
Красота родного края, открывающаяся, благодаря народному творчеству,- это источник любви к Родине.Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся обра...
Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе на тему: «Путешествие в музей декоративно-прикладного искусства»
Совершенствовать умение детей различать виды народного декоративно-прикладного искусства;Развитие декоративного творчества детей, умения создавать узоры по мотивам народных росписей (дымковской, хохло...
Мини музей " Народно-прикладного искусства"
Профиль мини-музея-исторически-познавательный, декоративно-художественный.Цель: познакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства и его местом в ДОУ.В музее представлены не только новые эк...
"Мини-музей декоративно-прикладного искусства России и Татарстана"
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти формы работы с детьми, которые позволят заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический...
Мини -музей "Декоративно-прикладное искусство" экскурсия "Прелесть дымковской игрушки"
Цель:Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой...