Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе на тему: «Путешествие в музей декоративно-прикладного искусства»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
- Совершенствовать умение детей различать виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Развитие декоративного творчества детей, умения создавать узоры по мотивам народных росписей (дымковской, хохломской, гжельской, городецкой);
- Совершенствовать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;
- Совершенствовать умение детей расписывать тканевые одежды узорами декоративно-прикладного искусства;
- Формировать умение применять для решения игровой задачи, освоенные ранее приемы рисования, комбинировать их;
- Воспитывать интерес к русскому народному искусству, любовь и бережное отношение к произведениям народных мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_situatsii_v_podgotovitelnoy_gruppe_na_temu.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе на тему:
«Путешествие в музей декоративно-прикладного искусства»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Программные задачи:
- Совершенствовать умение детей различать виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Развитие декоративного творчества детей, умения создавать узоры по мотивам народных росписей (дымковской, хохломской, гжельской, городецкой);
- Совершенствовать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;
- Совершенствовать умение детей расписывать тканевые одежды узорами декоративно-прикладного искусства;
- Формировать умение применять для решения игровой задачи, освоенные ранее приемы рисования, комбинировать их;
- Воспитывать интерес к русскому народному искусству, любовь и бережное отношение к произведениям народных мастеров.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Программные задачи:
- Закрепить знание цифр первого десятка;
- Развивать умение выделять характерные детали предметов, красивое сочетание цветов и оттенков.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Программные задачи:
- Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательными и корректными собеседниками;
- Пополнять литературный багаж детей стихотворениями, загадками;
- Активизировать в речи и уточнить названия декоративно-прикладных росписей (дымковской, хохломской, гжельской, городецкой), основных элементов росписей (круг, точка, линия прямая, волнистая, завиток, листик, кустик, розан, бутон, капелька, усики, решетки, цветы, травка, осочки, ягодки, теневка, оживка);
- Совершенствовать умения образовывать прилагательные от существительных (например: Гжель – гжельский и т.д.).
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Программные задачи:
- Развивать умение действовать в коллективе;
- Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.
Оборудование и материалы: контурные изображения одежды из ткани (тонированные, без рисунков), кисти, непроливайки, салфетки, трафареты, шаблоны, ватные палочки, поролон, акриловые краски, куски ткани (для пробы), образцы – картинки дымковских, хохломских, гжельских, городецких узоров, палитры по числу детей; изделия для музея (дымковские, хохломские, гжельские, городецкие предметы); экран, проектор, 4 стола для «мастерской», 8 стульев для «мастерской», 8 стульев для «автобуса», 5 столов для «экспонатов музея»; интерактивная игра «Четвертый лишний», дидактическая игра «Добавь узор» (4 силуэта матрешек - дымковская, хохломская, гжельская, городецкая, соответствующие узоры); бейджики для детей (с их именами); билеты – браслеты с цифрами и видами росписей; матрешки с улыбками и без (для релаксации); конверт с письмом от «директора музея»; письмо для релаксации; подарки детям от «директора музея»- билеты в музей, на экране гимнастика для глаз, русская народная музыка (запись); микрофон, магнитная доска; цифры на магнитах – 1, 2, 3, 4; билеты в музей – 16 штук (каждому ребенку по 2 билета).
Предварительная работа. Рассматривание альбомов с различными видами народного декоративно-прикладного искусства.
Ход образовательной ситуации
Мотивационно - ориентировочный этап
Проблемная ситуация «Незавершенные экспонаты для «Музея народного декоративно-прикладного искусства»».
Получили письмо: «Дорогие ребята! К вам обращается директор «Музея народного декоративно-прикладного искусства». С 25 апреля начинает работать выставка декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены стенды с дымковскими игрушками, гжельскими, городецкими, хохломскими предметами, а стенд с русскими народными костюмами еще не оформлен. Могли бы вы помочь нам в оформлении стенда с русской народной одеждой? Очень надеемся на вашу помощь. С уважением, директор музея».
Поисковый этап
Ребята, как вы думаете, как можно помочь директору музея? Что нам для этого нужно предпринять? Предложить детям высказать идеи, пригласить в путешествие на автобусе, высказать предположения и, возможно, найти новые ответы на поставленный вопрос в «музее».
Практический этап
Поехали на автобусе в «Музей народного декоративно-прикладного искусства». Воспитатель – гид (в автобусе) раздает детям билетики – браслеты (для посещения музея).
Предлагает отгадать загадки:
Есть село в России,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки:
Кружочки, черточки, полоски –
Веселый и простой узор,
Но отвести не в силах взор.
- О каких игрушках идет речь? У кого браслеты с Дымковским узором?
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
Синие птицы повсюду летают,
Голубыми и синими цветы там бывают.
Васильковой и незабудковой ее называют.
Что же за роспись такая? Кто знает?
- О каком промысле идет речь? У кого браслеты с Гжельским узором?
Ну, а эта роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы!
Рощи, перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Роспись вся такая, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша чудо ……… (Хохлома).
- О каком промысле идет речь? У кого браслеты с Хохломским узором?
Есть у нас в стане местечко,
Где расписывают дощечки.
Вот на них растут цветы
Небывалой красоты.
Гирлянды птицы собирают,
Кони гривами играют.
Вас встретит, как родной отец,
Славный город………(Городец).
- О каком промысле идет речь? У кого браслеты с Городецким узором?
А вот и «Музей народного декоративно-прикладного искусства». Нам нужно определиться, к какому стенду мы пойдем. У кого билетики с № 1? Какой вид росписи на вашем билетике? (Дымково).
1-й стенд – «Дымково»
Обратить внимание на узоры и цвета.
Вопросы к детям:
- Какие узоры используют дымковские мастера? (Кружочки, черточки, прямые и волнистые линии, точки, капельки).
- Каким цветом расписывают игрушки дымковские мастера? (Красным, желтым, синим, зеленым, оранжевым).
- Какого цвета фон дымковских игрушек? (Белого).
У кого билетики с № 2? Какой вид росписи на вашем билетике? (Гжельский).
2-й стенд – «Гжель»
Обратить внимание на узоры и цвета.
Вопросы к детям:
- Какие узоры используют гжельские мастера? (Прямые и волнистые линии, точки, капельки, цветы, листики, усики, решетки, завитки).
- Каким цветом расписывают изделия гжельские мастера? (Всеми оттенками синего цвета).
- Какого цвета фон гжельских игрушек? (Белого).
У кого билетики с № 3? Какой вид росписи на вашем билетике? (Хохломской).
3-й стенд – «Хохлома»
Обратить внимание на узоры и цвета.
Вопросы к детям:
- Какие узоры используют хохломские мастера? (Цветы, листики, травка, усики, решетки, криуль, ягодки, осочки, оживка, теневка).
- Каким цветом расписывают изделия хохломские мастера? (Желтым, красным, зеленым, золотым).
- Какого цвета фон хохломских игрушек? (Черного, красного, реже – желтого, зеленого).
У кого билетики с № 4? Какой вид росписи на вашем билетике? (Городецкий).
4-й стенд – «Городец»
Обратить внимание на узоры и цвета.
Вопросы к детям:
- Какие узоры используют городецкие мастера? (Цветы, листики, травка, усики, завитки, оживка, теневка, бутон, розан, капелька).
- Каким цветом расписывают изделия городецкие мастера? (Желтым, красным, зеленым, синим, розовым, голубым, черным).
- Какого цвета фон городецких игрушек? (Желтого, реже – красного, зеленого).
Много красок у России
И цветов невиданных,
Русских промыслов народных
Видимо – невидимо!»
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
И.В. Кадухина
А вот четыре матрешки на этом стенде почему то грустят. Как вы думаете, почему? (На одеждах нет узоров). Что можно сделать, чтобы украсить им одежды? (Прикрепить соответствующие узоры – на магнитах – на платья матрешек). Дети по парам (с дымковскими, гжельскими, хохломскими и городецкими браслетами) подбирают и крепят (на магниты) узоры.
Дети, посмотрите, правильно ли вы украсили сарафаны матрешкам? Почему выбрали этот или иной рисунок?
Молодцы, ребята, вы правильно подобрали узоры для всех матрешек. А теперь они обеспокоены, тем, что не знают, на каком стенде они должны стоять. Как им подсказать? (Поставить около каждой матрешки цифру, соответствующего стенда). Матрешки вас благодарят и желают счастливого пути.
Посмотрите, ребята, впереди аттракцион «Четвертый лишний» (интерактивная игра). Дети играют, выбирая любую цифру от 1 до 5 в свой номинации (вид прикладного искусства). Играю (2-3 ребенка).
Молодцы, вы знаете виды народных промыслов.
А вот пред нами павильон русской народной одежды. Давайте посмотрим, что не успели сделать художники. Рядом со стендом силуэты русской народной одежды из ткани (не расписанные). Выберите себе сарафан или рубашку и отнесите ее в соответствующую мастерскую. В каждой мастерской есть образцы одежды определенной росписи. Маша, ты взяла желтый сарафан. В мастерской с какой росписью ты понесешь его?
Создать обстановку для того, чтобы каждый ребенок выбрал понравившийся силуэт. Подойдя к столу необходимо найти нужный эскиз – образец и определить, какой росписью нужно украсить тот или иной силуэт. Прежде чем рисованием заняться, надо глазкам потренироваться.
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц полукругом.
На экране гимнастика для глаз «Дымковские игрушки»
Предложить детям определить: какой цвет необходим для росписи, какие штампы или трафареты ему понадобятся детям предлагается попробовать порисовать подобранными штампами, красками на полосках ткани, прежде чем – на силуэтах одежды.
Звучит русская народная музыка (запись)
В ходе работы творческой мастерской, дети раскрашивают силуэты одежды, стараясь подобрать и создать цвета в соответствии с образцом. Педагог предлагает использовать различные техники рисования.
Украсив силуэты одежды, дети несут и крепят их на стенде, любуются, оценивают работы своих товарищей.
По окончании работы предложить всем детям встать в кружок и прочитать письмо «Директора музея»: «Дорогие ребята! Вы очень нам помогли в оформлении стенда с русской народной одеждой. За это мы дарим вам билеты на выставку народного творчества в г. Белгороде. Большое вам спасибо от работников музея».
Рефлексивно – оценочный этап
А теперь нам пора отправляться в обратный путь.
Сев в «автобус», педагог предлагает детям поделиться впечатлениями от того, удалось ли помочь сотрудникам музея, что для этого необходимо было выполнить, удалось ли украсить одежду. 2-3 ребенка становятся на место «гида» и в микрофон делятся впечатлениями от занятия.
Вот и остановка. Дети, «директор музея» очень просил узнать, понравилось вам путешествие или нет. Когда вы выйдете из автобуса, подойдите к разносу, на котором лежат грустные и веселые матрешки. Кому понравилось наше путешествие, то кладет в конверт веселую матрешку, а кому не понравилось – грустную матрешку. Я отправлю это письмо «музей», а вам всем спасибо за вашу работу. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему: «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством».
формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству....
Индивидуальный проект Разработка сценария образовательной ситуации в подготовительной группе по теме: «Счет до десяти ».
сформировать представление о числе и цифре 10, умение считать до восьми, соотносить цифру 10 с количеством;сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «с...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Математическое Царство» (Образовательная область: «Познавательное развитие)
Математическое царство в опасности и чтобы попасть в эту страну, дети должны узнать пароль.Отправившись в гости к Царице Математики, дети с увлечением выполняют различные задания, при этом обучая Незн...
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию на тему «Путешествие в зимний лес».
Это зантие, на котором дети знакомятся с обитателми зимнего леса. Занятие включает развиващие задания c применением наглядного материала и мультимединого оборудования. Создание положительн...
Игровая образовательная ситуация в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ»
Игровая образовательная ситуация в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ» Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, а также основные...
Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе «Путешествие в прошлое бумаги»
Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе...
2024г. Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию на тему: Путешествие по разноцветной земле «Природа и жизнь людей на Севере» младшая группа
Цель: формировать у детей знания об особенностях природы Севера, его животном и растительном мире; обогащать словарный запас детей, формировать диалогическую и монологическую речь воспитывать интерес ...