Отчет работы кружка "Юный исследователь"
опыты и эксперименты
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, был разработан план кружка «Юный исследователь». Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет работы кружка "Юный исследователь"
в МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»
за 2020-2021 учебный год
Подготовил: воспитатель Синичкина Е.С.
Ребёнок – дошкольник является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию».
Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
В 2020-2021 учебном году с детьми старшей группы я начала работу по экспериментально-исследовательской деятельности «Юный исследователь».
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В. Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением», О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой». Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ, Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой.
Цель: это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Основные задачи, которые я поставила в учебном году заключались в следующем:
• Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
• Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
• Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
• Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в нашем детском саду создана мини-лабораторию « Юный исследователь», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования.
С детьми проводились беседы на тему: « Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила занятия и опыты-эксперименты по темам:
« Можно ли пить талую воду»
« Хитрые семена»
« Ходит капелька по кругу»
« Узнай все о себе, воздушный шарик»
« В мире стекла»
« В мире пластмассы»
« Дерево умеет плавать»
« Сравнение стекла и пластмассы»
« Волшебная вода»
« Воздух невидимка»
В своей работе создавала образовательные ситуации, такие как
« Спор игрушек»
« На чём полетят человечки»
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:
« Подбери материал для названного предмета»
« Оглянись вокруг»
« Расскажи о предмете»
« Отгадай материал»
« Где спрятался воздух»
« Что из чего будет»
Хочу отметить положительные результаты проведенной работы в этом учебном году.
- ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
- познакомились с явлениями природы;
- получили представление о круговороте воды в природе;
- уточнили знания о воде, о ее состояниях;
- познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
- познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
- ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Добиться положительных результатов помогло тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Было проведено анкетирование родителей. Целью, которого было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребёнка не последнее место.
В течение года с родителями было проведено:
- Консультация на тему: «Развитие познавательных способностей через опытно – экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром».
- Тематическая беседа: «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка».
- Памятка: «Как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию».
- Анкетирование.
Так же проводилась работа с педагогами нашего детского сада:
- Выступление на педсовете на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования».
Считаю, что использование детского экспериментирования в дошкольном возрасте является эффективным и необходимым методом развития у детей навыков исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объёма знаний, умений и навыков.
Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул « Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации ( по ФГОС)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Мы исследователи"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности в процессе кружковой работы....
Перспективный план кружковой работы «Юные исследователи»
Дети очень любопытны, им всегда надо что - то исследовать, поэтому они любят посещать мой кружок "Юные исследователи"...
Исследовательская работа - «Я - исследователь» Тема исследования - «Главенство хлеба на столе»
Проект направлен на то, чтобы обратить внимание детей та то, какими усилиями появляется хлеб на столе. Вместе с ребятами мы решили проследить весь путь хлеба - от зернышка до каравая, увидеть все разн...
Конкурс исследовательских работ «Я – исследователь!». Исследовательская работа «Яйцо в солёной воде»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18574053","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]]Исследовательская работа «Яйцо в солёной вод...
Из опыта работы «Подготовка детей к конкурсу исследовательских работ «Маленькие исследователи»
Организация исследоватенльской деятельности старших дошкольников. Подготовка детей к участию в детских научно - практических конференциях....
Отчет кружковой работы "Я - исследователь" в подготовительной группе
Ребёнок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию....
Отчет работы кружка «Маленькие исследователи»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Наша задача – помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспита...