Из опыта работы «Подготовка детей к конкурсу исследовательских работ «Маленькие исследователи»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Морозова Галина Анатольевна

Организация исследоватенльской деятельности старших дошкольников. Подготовка детей к участию в детских научно - практических конференциях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар районного профессионального объединения воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Тема: Использование современных педагогических технологий в экологическом образовании дошкольников

Из опыта работы «Подготовка детей к конкурсу исследовательских работ «Маленькие исследователи»

Докладчик: воспитатель МБДОУ «Чебурашка» Морозова Г.А.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной активности дошкольника.

     Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

     То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.  

     Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди  от  лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!» 

Может быть, мы, взрослые  – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

       Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.   

Традиционным для дошкольных образовательных учреждений стала исследовательская конференция «Маленькие исследователи», где дети представляют свои исследовательские работы. Наш детский сад активно принимал участие в данной конференции. В прошлом году конкурс «Маленькие исследователи» проходил на базе нашего сада. Конкурс идёт в два этапа, первый – на уровне детского сада, следующий – районный. Принимали участие дети трёх подготовительных групп, даже было по нескольку участников из группы.

У нас накопился некоторый опыт в проведении и представлении исследовательской работы. Мы бы хотели поделиться им с вами.

Начинается исследовательская работа с выбора темы, она должна быть доступна и интересна ребёнку, в идеале тема должна исходить от ребёнка, тогда она удовлетворяет его потребности, интересы и волю. Об  этом говорил известный русский педагог  Подьяков Николай Николаевич.

Тема работы может быть любая: теоретическая – изучение и обобщение фактов и материалов, содержащихся в разных теоретических источниках (книгах, фильмах и т.д.); связанная с практикой – проведение собственных экспериментов и наблюдений за людьми, живой и не живой природой; фантастическая – разработка, придумывание, описание несуществующих, фантастических явлений и объектов (космический корабль, фантастические миры, растения, животные и т.д.).

Мы проанализировали выступления участников конференции,  пришли к выводу, что некоторые работы конкурсантов отходят от исследовательской направленности и по своей сути напоминают реферат. Такое происходит, если тема исследовательской работы имеет теоретический характер и большую часть выступления занимает описание предмета.

Чтобы такого не произошло предлагаем в основу детской исследовательской деятельности взять модель исследовательских технологий, она включает в себя следующие этапы, вы их видите на слайде. Разберём модель на примере одной из работ участника, которую демонстрировали в отборочном туре при подготовке к конкурсу в 2018 году:

  • Проблемная  ситуация (её для ребёнка создаёт воспитатель или подмечает в деятельности ребёнка) - мальчик играет солдатиками и они у него выпрыгивают с самолёта.

Можно задать вопрос: «Они у тебя выпрыгивают на землю с высоты, могут разбиться, погибнуть. Что делать?»

  • Проблема, ее  формулирование (воспитатель подводит к выявлению непонятных явлений – обозначаем проблему) Ребёнок предлагает использовать парашют. Задаём следующий вопрос:

«Почему, спускаясь на парашюте с высоты, не разбиваются о землю?»

  • Выдвижение  гипотез (вместе с детьми обсуждаем способы её решения)

Подводим ребёнка к предположению: «Может воздух под куполом тормозит падение? Какого размера должен быть парашют, чтобы солдатик плавно опустился на землю?» Решаем сделать два парашюта с большим и маленьким куполом и провести эксперимент.

  • Подбор  материала  для  проверки  гипотез (подбираем необходимый материал и инструментарий для подтверждения гипотез)

-Вместе с ребёнком смастерили большой и маленький парашюты, приготовили таз с песком, чтобы заметить силу удара о землю.

  • Проверка  гипотез или доказательный отбор теоретического материала, если тема исследования теоретическая) – проводим эксперименты. Сначала уронили солдата без парашюта, затем на маленьком парашюте и большом. Оценили силу удара о песок по вмятине от солдата на песке.
  • Формулирование и оформление  вывода (делаем совместно с детьми вывод и обдумываем как представить исследовательскую работу на конкурсе: сделать лепбук, презентацию с фотографиями, макет и т.д.)

- Сделали вывод на основе опытов. И решили, что для демонстрации нашей работы лучше сделать презентацию с фотографиями  исследования, оформить лепбук.

По исследовательской модели мы видим, что первым пунктом стоит проблемная ситуация. И дальнейшая исследовательская деятельность будет зависеть от правильно созданной проблемной ситуации.

Проблемная  ситуация   – это  такая  ситуация, при  которой  ребенок  хочет  решить  какие – то  трудные  для  себя  задачи, но  ему не хватает  данных, и он должен  сам  их  искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

  • Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; мальчик играет солдатиками и они у него выпрыгивают с самолёта. Можно задать вопрос: «Они у тебя выпрыгивают с высоты, могут разбиться, погибнуть. Что делать?»
  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; На эту же тему используем другой приём: ««Они у тебя выпрыгивают с высоты, могут разбиться. Может им выпрыгивать в воду, использовать  парашют, или посадить самолёт и они выйдут?»
  • Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций. На гербе Архангельской области изображён лось, почему? Может он самое крупное животное или редкое, самое полезное, самое красивое и т. д.
  • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.

«Сколькими способами можно напиться? Какая бывает вода? Как сделать её питьевой (способы очистки)»

  • Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
  • Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения). Ярко рыжая кошка, шурша травой, подкралась незаметно к птичке.  Может такое произойти? Нет! Как должна выглядеть кошка, чтобы подкрасться незаметно? (подводим к обсуждению значения мимикрии у животных)

Использование проблемной ситуации позволит заинтересовать ребёнка в дальнейшем исследовании.

Дети по разному проявляют себя во время доклада: одни уверены в себе, другие волнуются. У одних хорошая память и ребёнок чётко и связно рассказывает в ходе выступления. А тем, кто волнуется - в разной степени требуется помощь педагога и более длительная подготовка к выступлению (то, что мы называем заучиванием). А ещё могут участвовать дети ограниченных возможностей здоровья, с не очень чистой речью, например из группы компенсирующей направленности, но любознательные и активные. Двое детей из такой группы участвовали в конференции, один ребёнок в отборочном туре, другой во втором этапе и занял  2  место.

Сложно оценивать детское выступление, так как дети неопытные докладчики. При проведении отборочного тура мы использовали более расширенные критерии и они позволили нам оценивать тщательнее. Например,  детям из речевой группы  трудно выступать, речь не чёткая, но изложение текста было осознанным с доводами, последовательно представлена наглядность.

Для оценки исследовательской работы и доклада участника мы использовали  следующие критерии:

- самостоятельность выбора темы, её понимание и обоснование, познавательная и практическая ценность.

- степень раскрытия проблемной ситуации.

- наличие различных методов для полного раскрытия темы.

- оригинальность и ценность собранного материала.

-  понимание при выполнении умозаключений и выводов: выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения; цели и задачи достигнуты, адекватно представлены в выводах.

- структура соответствует требованиям представленной работы, выдержана логика работы, осознанное изложение текста, глубокое понимание темы, достаточное обоснование актуальности и полное соответствие темы исследовательскому аппарату, уместное использование наглядности, наглядность представлена последовательно, в соответствии с этапами представления работы.

-   отвечает ли уровень языковых средств нормам правильной и хорошей речи, соответствует ли возрасту; сохраняется ли основная мысль на протяжении всего выступления; установление причинно-следственных связей между тезисом, доводами, примерами и выводом; уровень взаимодействия с аудиторией (умение слушать, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении, используя приемы вербального и невербального общения).

Хочется отметить, что зная критерии оценки выступления, становится понятнее как организовать всю исследовательскую работу.

Мы надеемся что, представленная информация по подготовке детей к конференции «Маленькие исследователи» будет полезной для будущих участников.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на конкурс исследовательских работ и проектов "Я-исследователь" "Олимпийские игры.Как все начиналось"

Презентация на городской конкурс  исследовательских работ и проектов "Я-исследователь" "Олимпийские игры.Как все начиналось"...

Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)

Данный  исследовательский проект  представлен  на  VII городской  НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира".  По направлению: Живая природа (зоология и экол...

Конкурс исследовательских работ «Я – исследователь!». Исследовательская работа «Яйцо в солёной воде»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18574053","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]]Исследовательская работа   «Яйцо в солёной вод...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса исследовательских работ среди детей старшего дошкольного возраста

2. Цели и задачи 2.1. Целями проведения конкурса являются: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков исследовательского поведения и становление с...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов: « Я- исследователь». Исследовательская работа. Секция: «Гуманитарная» Тема: «Быть спортивным –это здорово!»

Спортивные люди - они так красивы.В них столько энергии, бодрости, силы.Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?Лишь спорт тебе в этом отлично поможет.Здоровье усилит, успеха прибавит.От скуки, безде...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов воспитанников МАДОУ №34 "Я-исследователь"

Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей....