То, что ребенок слышит,– это то, кем он станет
консультация
Мы не всегда обращаем внимание на то, что и как мы говорим детям. От того, какие мы даем установки детям в саду, нашим собственным детям, зависит их успешность в будущем. Данный материал поможет разобраться и осознать роль установок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
to_chto_rebenok_slyshit_eto_to_kem_on_stanet.docx | 45.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация-практикум
«То, что ребенок слышит,– это то, кем он станет», или
Роль установок в воспитании психологически здоровой личности ребенка
педагог-психолог
Братчина А.А.
Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Поэтому в дошкольной педагогике формируется и все более расширяет свои позиции взгляд на работу дошкольных учреждений не столько в плане обучения сколько в плане развития у детей общечеловеческих ценностей, умения общаться и контактировать с людьми.
На смену обычному детскому саду с его нередко казенной, показной педагогической атмосферой постепенно приходит детский сад нового типа, где обучение детей находится в неразрывной связи с формированием гуманистической направленности личности.
Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, в течение дня находятся под наблюдением воспитателя, который строит свою работу в соответствии с программой данного учреждения, профессиональными умениями и навыками, преломляя их сквозь свои личностные особенности. Отсюда следует, что профессиональная деятельность воспитателя - процесс непрерывного общения с дошкольниками, от эффективности которого зависят результаты воспитательно - образовательной работы в детском саду. Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от воспитателя больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование воспитателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.
Формирование личности ребенка - дошкольника происходит под влиянием многих факторов, в том числе общения со сверстниками и взрослыми.
Посредством этого взаимодействия создается чувство эмоционального благополучия, теплоты и уюта в новом и незнакомом мире, строится представление об эмоциональном микроклимате в группе.
В основе личностного общения лежит потребность ребенка
- в эмоциональной поддержке,
- его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.
Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитателями, которые, как правило, становятся для него наравне с родителями наиболее референтными лицами.
Общение со взрослым помогает ребенку:
- устанавливать социальные контакты,
- познавать себя и других,
- оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками.
В дошкольном детстве происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. В этом заключается важность и большое значение детского сада как организационной и общественной формы воспитания и развития дошкольника, включая процесс общения педагога с детьми.
Проблему педагогического общения изучали Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, М.И.Лисина, А.А.Леонтьев, Т.А.Репина и другие выдающиеся отечественные психологи.
Основы личности закладываются в детстве, поэтому к мастерству, личности, уровню духовного развития педагога и сейчас предъявляются повышенные требования.
Изучение общения педагога с детьми особенно важно на наш взгляд еще и потому, что дошкольники, взаимодействуя, общаясь со взрослыми, усваивают способы поведения, общения путем подражания, в результате которого переносят характер и особенности поведения взрослого в свою среду.
Обращаясь к системе дошкольного воспитания, отмечено, что многие дети с нежеланием посещают детский сад, объясняя это трудностями взаимоотношений со сверстниками, отрицательными сторонами отношения воспитателя.
Сегодня мы рассмотрим одну из причин влияющих негативно на развитие личности ребенка, а также на социализацию детей в обществе.
Цель: Осознание педагогами роли установок в воспитании ребенка. Формирование мотивационной готовности к созданию доброжелательной атмосферы общения. Снятие эмоционального напряжения.
“Словом можно убить, Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести”
Уважаемые педагоги! Когда я прохожу по группам, то невольно становлюсь свидетелем межличностного общения воспитателей, помощников воспитателей с детьми. А именно то, какие установки мы даем детям, и анализируя их, не всегда они являются ценными и допустимыми по отношению к детям, а иногда даже негативными, несущими в себе определенные психологические проблемы.
Из наблюдений и определилась проблема: мы не всегда обращаем внимание на то, что и как мы говорим детям. От того, какие мы даем установки детям в саду, нашим собственным детям, зависит их успешность в будущем. Сегодня мы попробуем разобраться осознать роль установок.
Наша встреча пройдет в форме познавательно – информационного занятия.
Оно называется “То, что ребенок слышит,– это то, чем он станет”.
- Понятие “установки”. Роль директивы в воспитании детей.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание. Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства.
Что же такое установки? Это те слова, сила тех слов, которые влияют на нашу жизнь и жизнь наших детей. Слова обладают мощным влиянием по одной простой причине – любое слово или фраза, обращенное к ребенку, несут в себе скрытое сообщение о ребенке и его отношениях с миром. К несчастью, дети не успевают развить в себе способность фильтровать то, что вводиться в их ментальный компьютер. Они не могут сказать: “Эту похвалу я принимаю, а эту критику я отвергаю”.
В Африке есть одно племя, где детей называют по дням недели, в которые они родились. Половину преступлений в поселении совершают люди, родившиеся в среду, т.к. в их языке слова “среда” и “жестокий” – омонимы. Многие заключенные в США говорят, что первое сообщение, которое они получили от родителей “Ты кончишь свои дни за решеткой”.
Давайте поэкспериментируем. Вспомните свое детство и воскресите в памяти негативное слово или фразу, которые вам сказал родитель, родственник, учитель, а может быть другой ребенок.
Например, ты такой-то: растяпа, толстая, сама виновата, ну почему ты не как твой брат или сестра, когда ты, наконец, станешь учиться? И др. ”. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей или воспитателей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
А теперь мысленно себе задайте вопрос: “Влияют ли эти слова на мою нынешнюю жизнь? Может быть, я до сих пор переживаю их негативные последствия.
Почему так получается с взрослыми людьми: всякий раз, когда нужно начать важное дело, оно откладывается на последний момент и выполняется без особого удовольствия, либо в спешке; или человеку не составляет труда что-то сделать для другого, а себе он не в состоянии помочь; или человек трудолюбив, старателен, но в жизни чрезвычайно “невезуч”: все лопается в последний момент как будто по независящим от него причинам; или во взаимоотношениях с другими человек постоянно оказывается в роли жертвы, которую все обманывают и бросают; или человек постоянно жалуется на головную (другую) боль, а когда ему предлагают помощь (отпускают домой, предлагают лекарства, совет врача), он отказывается, оставаясь при своем?
Это результат скрытого родительского-воспитательного “обучения”. Впервые описали их американские психотерапевты Гоулдинги, и назвали их “родительскими директивами”. Директива – это скрытое приказание, сформулированное словами или действиями взрослого. Директивы отличаются от морали тем, что последняя, т.е. мораль, сознательна, а к директивам взрослые прибегают потому что
а) их так воспитали;
б) не умеют по-другому управлять ребенком;
Директив избежать трудно, но изменить ситуацию можно.
Выделяют 12 директив
Такие высказывания как
“Глаза бы мои на тебя не глядели”;
“Мне не нужен такой плохой мальчик” – директива, “Не живи”
“Что ты ведешь себя как маленький?”;
“Пора стать самостоятельнее”;
“Ты уже не ребенок, чтобы…” – “Не будь ребенком”
“Ты еще мал, чтобы…”
“Мама тебя никогда не бросит”
“Не торопись взрослеть” – “Не расти”
“Не рассуждай, а делай то, что говорю”
“Не умничай” – “Не думай”
“Как тебе не стыдно бояться….”
“Как ты смеешь злиться на….”
“Не сахарный, не стеклянный и пр.” – “Не чувствуй”
“Дай, я сам”
“У тебя все равно ничего не получится” – “Не достигай успеха”
“Будь как все”
“Не высовывайся, не выделяйся” – “Не будь лидером”
“Ты ведь у меня не такой как все” – “Не принадлежи”
“Кроме меня, ты никому не нужен” – “Не доверяй / не будь близким”
“Не делай сам – это опасно, за тебя буду делать я”
“Не делай сам, подожди меня” – “Не делай сам”
“Смотри, как делает (тот-то)…”
“Будь похожим на ….”
“Почему Саша может, а ты нет?” – “Не будь самим собой
“Хоть он у меня и слабенький, а сам…(далее описывается действие ребенка)” – “Не чувствуй себя хорошо”
II. Психологическая игра “Девочка Вера”
Для того чтобы лучше понять, что такое установки, осознать их роль в воспитании ребёнка мы проиграем ситуацию. Нам необходимо распределить роли.
Кто будет “мама”?
Распределяю роли между членами группы: “папа”, “девочка Вера”, “воспитатель детского сада”, “учительница”, “юноша”, и раздаю им карточки с фразами, которые должны произнести персонажи. Кроме того, нужно выбрать шесть человек, которые будут играть роли “установок”. Им раздаю карточки, на одной стороне каждой из них проставлены номера 1, 2, 3, 4, 5, 6, и написаны фразы негативных установок, а на другой стороне позитивных.
Представьте себе ситуацию: будущие родители ждут ребёнка. Мама хочет его, а папа – нет (произносят свои фразы.) Ребёнок получает первую установку (Участник тренинга, у которого в руках карточка с № 1, произносит свою фразу; “Ты не нужна”).Мама ждёт сына, родилась дочь, Вера. Девочка получает установку, произносится следующая фраза с карточки № 2:“мальчики лучше, чем девочки”. Веру унесли от мамы. Установка №3 (“Ты беспомощна”). В детском саду девочка не может адаптироваться. Воспитательница говорит ей: “Вера, ты не садовский ребёнок” Опять установка № 4 (“Ты хуже других”).
Как-то Верочка говорит маме: “Я хочу косичку, как у Кати”. “С твоими – то волосами? ...” – отвечает мама. И девочка получает следующую установку. (“Ты некрасивая”.) И вот наша Верочка идёт в первый класс. В школе учительница говорит ей: “У тебя палочки хуже, чем у Пети”. Для Веры это звучит, как “У тебя ничего никогда не получится”...
Вера заканчивает школу. Мама говорит ей: “Иди в политехнический институт”. Но тут её установки говорят ей: “Ты не нужна”, “мальчики лучше, чем девочки” и т.д. И Вера идёт ... в пединститут.
Встречает Вера юношу. Он признается ей “Я люблю тебя, Вера”. А тут снова подают голос установки: “Ты не нужна”, “Мальчики лучше, чем девочки” и т. д. Поверит ли Вера юноше? Но всё-таки девушка выходит замуж. Будет ли она счастлива? Как сложится её семейная жизнь? Либо Вера уйдёт в подчинение, либо в защиту. Неизбежно возникнет неудовлетворённость браком, велика угроза распада семьи.
Вера! Что ты чувствуешь? Что можно сказать “Вере”? Звучат позитивные установки: “Ты нужна всем, тебя любят”, “В тебе есть такие качества, которые есть у мужчин и у женщин” и т.д.
Предлагаю проиграть эти же сцены из жизни Веры в позитивном ключе, произнося каждый раз позитивные установок “Изменим ситуацию: будущие родители ждут ребёнка. Мама и папа желают его (произносят свои фразы.) Ребёнок получает первую установку (Участник тренинга, у которого в руках карточка с № 1, произносит свою фразу; “Ты нужна всем, тебя любят”). Мама ждёт сына, родилась дочь, Вера. Девочка получает установку, произносится следующая фраза с карточки № 2: “В тебе есть такие качества, которые есть у мужчин и у женщин”. Вера находится в палате рядом с мамой. Установка №3 (“Ты под защитой”). В детском саду девочка не может адаптироваться. Воспитательница говорит ей: “Вера, ты скоро привыкнешь и с удовольствием будешь ходить в наш детский сад” Опять установка № 4 (“Тебя принимают такой, какая ты есть”).
Как-то Верочка говорит маме: “Я хочу косичку, как у Наташи”. “У тебя получится другая косичка ...”– отвечает мама. И девочка получает следующую установку. (“Ты индивидуальная”.) И вот наша Верочка идёт в первый класс. В школе учительница говорит ей: “У тебя палочки в следующий раз получатся красивее”. Для Веры это звучит, как “Ты сможешь все”...
Вера заканчивает школу. Мама говорит ей: “А если в политехнический институт?”. И тут её установки говорят ей: “Ты нужна всем”, “Ты под защитой” и т.д. И Вера идёт ... в политехнический институт, куда и задумала.
Встречает Вера юношу. Он признается ей “Я люблю тебя, Вера”. И тут подают голос установки: “Ты нужна”, “Ты индивидуальна”и т. д. Поверит ли Вера юноше? Девушка выходит замуж. Будет она счастлива? Как сложится её семейная жизнь?
Что теперь чувствуешь, Вера?
Не всегда мы задумываемся над тем, что говорим и как говорим. Наблюдая и анализируя занятия, я выделила фразы, которые характеризуют негативные установки для детей, к ним добавили еще дополнительно другие. Сейчас мы попробуем определить какую негативную установку они несут, и перефразировать на позитивную.
1. Ты мог бы сделать это намного лучше.
Ты делаешь это очень хорошо.
2. Мальчики не плачут.
Поплачь легче будет.
3. Если будешь так поступать, с тобой никто не будет играть.
(не принятие обществом)
Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе.
4. Ты не такая как твой брат.
(Меня не любят) Ты индивидуальна. Ты не такая как все.
5. Ну, как ты села? Я специально поставила так стул.
(Не чувствуй себя хорошо) Удобно тебе так сидеть? Садись как тебе удобно.
6. Он не умеет говорить.
(Я никогда не смогу говорить) Ты сможешь сказать что захочешь, попробуй.
7. Как тебе не стыдно обижать девочек?
(Личность не достойна, падение личности, “не чувствуй”) Я думаю, что девочке больно, давай подумаем, что ты сделал не так.
8. У кого не получится, я помогу.
(“Не достигай успеха”, “не делай сам” Я верю, что у тебя все получится, рисуй (считай и др.))
III.
Закончим нашу встречу психологическим упражнением “Улыбаться!”, целью которого является формирование мотивационной готовности к созданию доброжелательной атмосферы общения.
Инструкция: “Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утрами чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Давайте попробуем. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не “казенное лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это прежде, чем выйти на улицу. Попробуйте и вы почувствуете, что у вас хорошее настроение сохранится намного дольше и отношения с другими людьми и к самой себе будет положительным”.
IV. Рефлексия
Какие положительные стороны вы отметите в проведенном занятии?
Какие минусы вы отметили в проведенном занятии?
Что по-вашему можно изменить на занятии? Ваши пожелания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад I категории №25 «Родничок» Консультация для родителейТема: «Как научить ...
Как научить ребенка слышать
Вопрос непростой. Даже взрослые люди, бывает, не слышат с первого раза. Ведь и про мужей, и про сотрудников часто можно услышать подобные жалобы: «Я говорю, говорю, а как об стенку горох. Вот как еще ...
Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки?
Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки.Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, ...
"Как научить ребенка слышать музыку" конспект родительского собрания
Перед родителями раскрываются важные стороны музыкального развития ребенка. Даются советы, как можно ненавязчиво вовлечь ребенка в мир музыки. Чем активнее ребенок общается с музыкой, тем более музыка...
Ребенок слышит меня и слушается
Информация для стенда в уголке для родителей...
Как научить ребенка слышать звуки
Игры для развития фонематического слуха...
Консультация для родителей. Мама, я тебя не слышу! Как научить ребенка слышать и слушаться?
Психика ребенка — это чистый лист, на который родители могут записать основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того какие правила и требования вы установит...