Как научить ребенка слышать звуки
консультация по логопедии на тему
Игры для развития фонематического слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_slyshat_zvuki.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как научить ребенка слышать звуки».
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения родного и иностранным языкам.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Цель предлагаемых игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: Маша — Даша — каша; тень — день; день — пень; бек — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук. Предложите выбрать нужную картинку: жук — сук; бом — сом; мишка — миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематического слуха.
Игры для развития фонематических процессов.
«Услышишь — хлопни».
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши)
«Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» или «С какого звука начинается слово?»
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.
«Что за звук спрятался в середине слова?»
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.
«Что за звук в конце слова?»
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук.
Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.
«Нужное слово».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Запоминайка»
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:
сад—сани сок—шок
сумка—суп—сапоги шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
«Бусы»
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
- Рассыпались бусы.
Мы их соберем,
Нанижем на нитку
И слово найдем.
— участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов)
например: на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —… на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —…
«Повтори и прибавь»
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д
«Скажи наоборот»
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А У-УА; ИО-ОИ, У ОА-АОУ; ЭЫИ- ИЫЭ
2 вариант — с твердыми согласными звуками Па-ап, по-…оп и т. д.
3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками П -пя, по-пё и т. д.
Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.
«Футбол»
Цели: развивать фонематические представления, слоговой анализ.
Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова:
no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.
Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.
Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний».
«Третий лишний»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание,
Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.
• Мак-бак-банан
• Сом-индюк-ком
• Лимон-вагон-кот
• Так-рак-веник
После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.
«Доскажи словечко»
Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).
Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха).
Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке. (жук).
Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка).
Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки).
Не полезет Влад на ель: у него в руках. (портфель).
То назад, то вперед может плыть. (пароход).
Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Как научить ребенка слышать звуки"
Консультация для родителей и воспитателей логопедических групп....
Семинар-практикум "Как научить ребенка слышать звуки?"
данный материал будет полезен воспитателям средних-старших групп ДОУ...
Как научить ребенка слышать звуки.
Главная роль в овладении речью играет слух....
Консультация для родителей « Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»
Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность ...
« Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь....
Консультация для родителей "Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове"
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте.Поэтому так необходимо учить ребенка слышать звуки в словах....
Памятка для родителей « Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»
Памятка для родителей « Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»...