Программа партнёрского взаимодействия с родителями
материал
Предварительный просмотр:
Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка»
607062, Нижегородская область, г. Выкса, микрорайон Гоголя, здание16«а»
Телефон 8 (83177) 32635E-Mail:lastochka26dou@yandex.ru
__________________________________________________________________
Программа социального партнёрства с семьёй
группа № 1 «Радуга»
срок реализации: 2017-2020год
Воспитатель:Заботкина Надежда Эдуардовна
г.о.г Выкса
Пояснительная записка
Программа социального партнерства с семьями воспитанников (далее – Программа) составлена на 2017 – 2020 учебный год в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.;
- Образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка».
Программа определяет содержание и организацию совместной деятельности группы №1 «Радуга» и семей воспитанников.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОУ. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.
Актуальность: Детский сад - первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того, чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, и охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатель должен постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
В основу взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников заложены следующие принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
На сегодняшний день в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №26 «Ласточка» практикуются различные способы и формы вовлечения родителей в педагогический процесс и жизнь МБДОУ, а именно:
- беседы;
- анкетирование;
- просвещение родителей (организация дней открытых дверей в детском саду, открытые занятия);
- собрания, встречи;
- информирование родителей, через информационные стенды, родительские собрания, сайт дошкольного образовательного учреждения; - консультирование родителей педагогами и специалистами;
- мастер-классы, тренинги для родителей;
- совместные с родителями творческие конкурсы, выставки;
- семейные праздники;
- проектная деятельность
Система работы по взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников включает в себя:
Организация консультативной и просветительской работы (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации специалистов ДОУ, информационные стенды и др.). Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности.
Участие в работе утреннего приема детей. Родители имеют возможность познакомиться и предложить свои идеи по темам и содержанию проектов, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами.
Участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы, предлагают интересующие их темы проектов, поэтому помощь родителей (лиц, их заменяющих) может оказаться не просто полезной, но неоценимой.
Посещение детского сада во время ―Дня открытых дверей. В это время у родителей имеется уникальная возможность ―прожить целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней гимнастике, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, поиграть с детьми т.д.
Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек).
Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях) за пределами детского сада. Транспортировка детей на дальние расстояния.
Работа в Родительском комитете группы или детского сада: контроль за качеством питания в ДОУ, материальное оснащение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, организация детских праздников за пределами ДОУ и др.
Участие в Педагогическом совете. Представители родительского комитета имеют полное право присутствовать на любом заседании Педагогического Совета.
Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (сочинить сказку, нарисовать рисунок, придумать семейный герб и пр.).
Подготовка детских праздников, досугов и развлечений и участие в них (спортивные, тематические праздники, празднование дней рождения детей и т.д.). Праздники – одна из важнейших форм работы с родителями.
Перспективный план работы с родителями на 2017-2018 год
*Планирование в течение года корректируется в связи с природными условиями и возможностями родителей
Перспективный план работы с родителями на 2018-2019 год
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Сентябрь | Оформление родительского уголка «Режим дня», «Расписание непосредственной образовательной деятельности» Опрос родителей (анкетирование, диагностика семьи, изучение социального заказа родителей) Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. Стендовая информация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и опасные ситуации» | Анкета «Ваши предложения» (рекомендации и пожелания по работе группы).
Акция «День добрых дел» (изготовление атрибутов для сюжетно ролевых игр). Стендовая консультация «Зачем нужны дорожные знаки» |
| «День добрых дел» (совместная подготовка группы к зиме (утепление окон). Консультация в уголок здоровья «Витаминный календарь. Осень» | ||
Октябрь | Опрос «Если ребенок заболел» Информация для электронного ящика «Что делать. если Вы не повели ребенка в ДС» Стендовая информация «Правила поведения в транспорте» Сигнальный лист «ПРИСТЕГНИ САМОГО ДОРОГОГО! ПРИСТЕГНИСЬ САМ!» |
Акция «Территория чистоты» (подготовка участка к зиме) Открытое письмо «Мы работаем над темой» | Акция «Книга в подарок» Подготовить список детской художественной литературы по реализации проекта «Хочу всё знать» Информационный материал «Роль книги в формировании у детей компетенций безопасного поведения» в рамках международного дня библиотек Выставка детских книг |
Стендовая информация «Учите вместе с нами»: песенки, стихи, потешки. Акция «Металлические предметы из металла» Осенний утренник | ||
Ноябрь | Памятка «Гигиенические процедуры и их значение в воспитании ребенка» Стендовая информация «Маршрут выходного дня» | Индивидуальные консультации «Простые поручения» Открытое письмо «Бытовая техника. Польза и вред.» | Памятка «Вкусные рецепты от простуды» Совместное творчество детей и родителей «Моё любимое животное». | Анкетирование «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей» | ||
Декабрь | Информация для электронного ящика «Учим домашний адрес. ФИО родителей» Акция «Шарик на ёлку» | Круглый стол «Помогите ребенку поверить в сказку» (о новогодних подарках) Привлечение родителей к активному участию в новогоднем празднике. Привлечение родителей к изготовлению декораций и детских костюмов. | Фотогазета со стихами «В детском саду играем, много нового узнаем», стихи о зиме. Новогодний праздник. Открытое письмо «Осторожно! Питарды! Правила трёх шагов » | Акция «Папы спешат на помощь» благоустройство зимнего участка Стендовая информация «Маршрут выходного дня» | ||
Январь | Новогодние каникулы Информация для электронного ящика «Какие правила поведения ребенок выполняет дома?» Совместная прогулка в парк. Участие в городском конкуре снежных фигур, катание с горки. | Познавательная викторина для детей и родителей «Что такое хорошо и что такое плохо» Конкурс рисунков «Зажглись на елочке огни, но ты не трогай, а смотри». | Акция «Папы спешат на помощь» благоустройство зимнего участка. Акция «Угощения для птиц» | Стендовая информация по профилактике детского травматизма «Зима. Прогулка БЕЗопасности» | ||
Февраль | Акция «Папы спешат на помощь» благоустройство зимнего участка Стендовая информация «Учите вместе с нами» песенки, стихи» | Фотовыставка «Как МЫ катались на санках, лыжах и коньках» | Музыкальное развлечение «Буду, как папа» Рекомендации по организации с детьми беседы «Опасность контактов с незнакомыми взрослыми» | Родительский час «Интерактивная зарядка вместе с папой» | ||
Март | Анкетирование «Качество питания в детском саду» Изготовление макета «Перекрёсток» | Утренник «Праздник бабушек и мам» Организация выставки детских рисунков «Цветы для мамы» | Час семейных встреч «Оригами. Игрушки из бумаги» (мастер-класс) | Родительский час «Болезни грязных рук». Папка раскладушка «Опасности на кухне» | ||
Апрель | Спортивное развлечение «Веселые старты». Памятка «Пешеходом быть - наука» | Открытое письмо «Правила поведения при езде на самокате и велосипеде» | Папка-передвижка «Питьевая вода и здоровье ребёнка» | Стендовая информация «Учите вместе с нами» песни, стихи | ||
Май | Подготовка к участию в акции «Бессмертный полк!» Стендовая информация «Куда пойти с ребёнком в выходные?» |
| Родительский час «Безопасность ребёнка на детской площадке - забота родителей» Стендовая информация «Что должны знать родители, находясь с ребенком в отпуске» | Итоговое родительское собрание «О наших успехах и достижениях» |
*Планирование в течение года корректируется в связи с природными условиями и возможностями родителей
Перспективный план работы с родителями на 2019-2020 год
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Сентябрь | Оформление родительского уголка «Режим дня», «Расписание непосредственной образовательной деятельности» Опрос родителей (анкетирование, диагностика семьи, изучение социального заказа родителей) Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. | Анкета «Ваши предложения» (рекомендации и пожелания по работе группы). Стендовая консультация «Живём по режиму» Акция «Игрушка из киндера» (организация детей в режиссерской игре)
Информационный лист «Тема недели. Давайте сотрудничать.» |
|
«День добрых дел» В рамках проекта «Теплый дом» (совместная подготовка группы к зиме (утепление окон). | ||
Октябрь | Тестирование «Сделаем наш дом безопасным» Стендовая информация «Маршрут выходного дня» Информационный лист «Тема недели. Давайте сотрудничать.» | Акция «Территория чистоты» (подготовка участка к зиме) Стендовая информация «Безопасность при общении с животными» | Информационный лист «Тема недели. Давайте сотрудничать.» Папка передвижка «Осторожно УЛИЦА» |
Осенний утренник Беседа «Воспитываем на своём примере» | ||
Ноябрь | Информационный лист «Тема недели. Приглашаю сотрудничать.» Стендовая информация «Маршрут выходного дня» | Стендовая информация «Какие дорожные знаки должен знать ребёнок» |
Памятка «Вкусные рецепты от простуды» Акция «Кафе для птиц» | Информационный лист «Тема недели. Давайте сотрудничать.» Рекомендации «Опасные ситуации дома и на улице» | ||
Декабрь | Организация пункта обмена играми для игры дома. Открытое письмо «Зимой на горке» Конкурс «Делаем сами своими руками» | Привлечение родителей к активному участию в новогоднем празднике. Привлечение родителей к изготовлению декораций и детских костюмов. Стендовая консультация «Заучивание стихов с детьми - полезные советы». | Новогодний праздник . Стендовая информация «Соблюдаем ПДД - предупреждаем ДТП» | Акция «Папы спешат на помощь» благоустройство зимнего участка Информационный лист «Тема недели. Приглашаю сотрудничать.» | ||
Январь | Новогодние каникулы Совместная прогулка в парк. Участие в городском конкуре снежных фигур, катание с горки. Информационный лист «Тема недели. Приглашаю сотрудничать.» | Познавательная викторина для детей и родителей «Что такое хорошо и что такое плохо» Конкурс рисунков «Уроки улицы» | Акция «Папы спешат на помощь» благоустройство зимнего участка. Акция «Угощения для птиц» | Стендовая информация по профилактике детского травматизма «Зима. Прогулка БЕЗопасности» | ||
Февраль | Акция «Папы спешат на помощь» благоустройство зимнего участка Стендовая информация «Учите вместе с нами» песенки, стихи» | Фотовыставка детских рисунков «Я как ПАПА» Информационный лист «Тема недели. Приглашаю сотрудничать.» | Музыкальное развлечение «Буду, как папа» | Родительский час «Интерактивная зарядка вместе с папой» | ||
Март | Анкетирование «Качество питания в детском саду» Стендовая консультация «О детском питании» Фотовыставка «Мамин(а) помошник(ца)» | Утренник «Праздник бабушек и мам» Организация выставки детских рисунков «Цветы для мамы» | Информационный лист «Тема недели. Приглашаю сотрудничать.» Информационный лист по созданию знаков безопасности Конкурс знаков «Знает правила семья – значит знаю их и я» | Родительский час «Болезни грязных рук». Папка раскладушка «Смешинки от детей» | ||
Апрель | Спортивное развлечение «Веселые старты». Индивидуальные консультации «Начни с себя» | Экологическая акция «Зелёный патруль» субботник на участке Открытое письмо «Правила поведения при езде на самокате и велосипеде» | Папка-передвижка «Питьевая вода и здоровье ребёнка» Информационный лист «Тема недели. Приглашаю сотрудничать.» | Стендовая информация «Учите вместе с нами» песни, стихи Развлечение «Путешествие в страну Светафорию» | ||
Май | Подготовка к участию в акции «Бессмертный полк!» Стендовая информация «Куда пойти с ребёнком в выходные?» |
| Стендовая информация «Что должны знать родители, находясь с ребенком в отпуске» | Итоговое родительское собрание «О наших успехах и достижениях» |
*Планирование в течение года корректируется в связи с природными условиями и возможностями родителей
Ожидаемые результаты:
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
- Повышение уровня педагогической культуры родителей.
-Объединение интересов семьи и ДУ в вопросах обучения, воспитания и
развития детей дошкольного возраста.
Развитие ребенка:
-улучшится эмоциональный климат в семье;
-упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями
станут более адекватными его возрасту;
-изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов
ребёнка, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься с его способностями;
- повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
Заключение
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Если ДОУ и семья «закрыты» друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным.
Пособия по организации взаимодействия с семьями воспитанников
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения дошколы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. –С. 143 – 144.
2.Майер А. А., Тимофеева Л, Л. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5 / Под ред. Л. Л. Тимофеевой. — М: Педагогическое общество России, 2013г.
3. Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2013. № 10.
4. Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Роль семьи в сохранении психического здоровья детей: проблема обеспечения психологической безопасности // Детский сад: теория и практика. 2013. № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы «Почемучки"
Детский сад – это большой дом,Где жизнь и творчество кругом.Главная цель – это наши дети,Их здоровье, развитие – вот что важно на свете. Каждая семья – целый мир, мир свое...
Программа партнёрского взаимодействия с родителями
Срок реализации программы партнёрского взаимодействия с родителями 1 год...
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы «Фантазёры»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия....
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников
Программа партнёрского взаимодействия с родителями (старший дошкольный возраст)...
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы № 8 «Капельки»
АктуальностьСовременные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия....
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может бытьуспешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволитим лучше узнать ребѐнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким о...
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников в подготовительной к школе группе
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанниковв подготовительной к школе группе...