Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы «Фантазёры»
рабочая программа (старшая группа)
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rabote_s_roditelyami.docx | 47.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы «Фантазёры»
Разработала: Божко В.Р.
г. Рославль
2015г.
Актуальность
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует новым Федеральным Государственным Требованиям.
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и
обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Цель и задачи.
Цель программы: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи:
- Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
- Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
- Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
- Формировать позитивные формы общения
- Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
- Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Совместная работа с семьями воспитанников ДОУ строиться на основных положениях, которые определяют её содержание, организацию и методику. К ним относятся:
- единство, которое достигается, если цели и задачи развития ребёнка хорошо поняты не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания;
- систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду;
- индивидуальный подход к каждой семье на основе учёта её интереса взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета воспитателя в семье, а авторитете родителей – в детском саду.
Система работы с семьёй обязательно включает:
- Ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребёнка;
- Целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- Ознакомление родителей с содержанием работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социально – эмоциональное развитие ребёнка;
- Обучение конкретным приёмам и методам развития ребёнка в разных видах детской деятельности.
Формы организации работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания,
- консультации,
- устные журналы,
- семинары – практикумы,
- деловые игры и тренинги,
- дни открытых дверей,
- вернисажи,
- совместные досуги и праздники и т.д.
Основные методы изучения семьи:
- анкетирование;
- наблюдение за ребёнком;
- посещение семьи ребёнка;
- беседы с ребёнком;
- беседы с родителями.
«Мы вместе», неделя совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Такие мероприятия проводятся ежемесячно. Основная цель: помочь родителям стать ближе к ребенку, узнать, чем и как можно занять детей дома. Каждый родитель может свободно посетить нашу группу в удобное время и не только понаблюдать за ребенком, но и принять активное участие во всех видах педагогической деятельности. Благодаря таким мероприятиям не только у детей, но и у родителей раскрывается их творческий потенциал и индивидуальные способности. Неделя «Мы вместе» дает возможность родителям увидеть жизнь ребенка в детском саду, многому научиться друг у друга; создает психологический комфорт при общении детей и родителей.
Мастер – класс.
Считаем, что данная форма наиболее значима при взаимодействии и родителей, и детей. Совместная деятельность способствует обучению практическим навыкам, проявлению взаимопомощи, реализации общих задумок, развитию творческого воображения.
Примерная тематика:
- открытки в технике «Квиллинг»
- Сказочные герои своими руками (атрибуты к театрализованной деятельности).
- Спортивный инвентарь изготовляем сами.
- Мы – кулинары (приготовление и оформление простых блюд и напитков).
- Мы – исследователи (опыты и эксперименты в домашних условиях.)
- «Дни общения», совместные мероприятия за пределами ДОУ.
Участие родителей в таких мероприятиях вызывает у детей чувство значимости своей семьи, гордости, расширяет кругозор, познавательный интерес. А у родителей появляется дополнительная возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером.
Примерное содержание:
- экскурсии по городу;
- посещение спектаклей, праздников;
- посещение выставок;
- участие в детских городских конкурсах и фестивалях;
Основная цель всех мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.
Система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия даст определенные результаты: родители станут активными участниками педагогического процесса; будет создана атмосфера взаимоуважения и взаимопомощи; родители и педагоги будут единомышленниками в воспитании детей.
Перспективный план работы с родителями
в старшей группе
Месяц | Название мероприятия | Цель проведения Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | 1. Групповое родительское собрание: «Особенности детей старшего возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год. 2. Фотовыставка «Вот и лето прошло». 3. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». 3. Консультация «Всё о развитии детской речи». 4.Папка-передвижка: «Волшебный мир квиллинга» 5. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 6. Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика с детьми дома»». | Знакомство родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 5 – 6 лет. Привлечь родителей поделиться опытом общения с ребенком в летнее время. Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей. Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. Просвещение родителей о техники квиллинг и его значении. Дать понятие о том, что кутать ребенка вредно. Дать практические рекомендации по выполнения артикуляционной гимнастики родителями с детьми дома. | Воспитатели, логопед Воспитатели, родители Воспитатели Родители Логопед Воспитатели Воспитатели Воспитатели Дети Родители |
Октябрь | 1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». 2. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке». 3. Семинар - практикум «Витаминный календарь». 4. Коллаж для родителей «Произведения К.И. Чуковского». Рисунки родителей и детей. 5. Выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени». | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. Анализ информации о воспитанниках и их семьях. Рассказать родителям о правильном питании дома. Познакомить с рецептами приготовление различных блюд из овощей и фруктов. Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, развивать творческие способности. Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать интерес в общении детей и родителей. | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Родители Дети Воспитатели Родители Дети Родители, дети |
Ноябрь | 1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?». 2. Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье». 3.Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». 4.Папка передвижка «День матери». 5. Семинар – практикум «Семья глазами ребенка». | Предложить разные варианты совместного отдыха родителей и детей. Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности. Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Воспитание любви к матери. • Распространение педагогических знаний среди родителей. • Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей. | Воспитатели
Воспитатели Родители
Воспитатели
Воспитатели Воспитатели Родители |
Декабрь | 1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания». 2. Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора». 3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?». 4. Семинар – практикум «Игрушки на елку своими руками». 5. Участие в конкурсе «Новогодний серпантин». | Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка. Дать практические рекомендации по изготовлению поделок к Новому году. Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать творческие способности. | Воспитатель, мед.сестра
Родители Воспитатели
Воспитатели Родители
Воспитатели Родители Дети
Воспитатели Родители Дети |
Январь | 1. Консультация «Гиперактивные дети». 2. Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». 3. Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!» 4. Конкурс фотоальбомов «Здоровый образ жизни в семье». 5. Беседа: «Чем и как занять ребенка дома?» | Познакомить родителей с особенностями воспитания гиперактивных детей. Дать рекомендации по воспитанию гиперактивных детей. Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. Демонстрация внимания коллектива детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей Создание условия для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности родителей и детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей. Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье. | Воспитатели Воспитатели Родители Воспитатели Родители Дети Воспитатели Родители Дети Воспитатели Родители |
Февраль | 1. Выставка детских рисунков, тема: «Портрет моего папы». 2. Спортивный досуг «Вместе с папой, я герой». 3. Энциклопедия здоровья. «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» 4. Конкурс построек из снега «Город мечты». 5. Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье». | Повысить роль папы в воспитании детей. Воспитывать чувство патриотизма. Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей.
Содействие укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. Развитие творческих способностей. Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения. | Воспитатели Воспитатели, физ инструктор, Родители Дети Воспитатели, физ инструктор,
Воспитатели Родители Дети
Воспитатели
|
Март | 1. Выставка творческих работ детей к 8 марта «Мама, моё солнышко». 2. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры. 3. Родительская гостиная «Семейные традиции». 4.Анкетирование «Воспитание у детей интереса и любви к книге». 5. Консультация «Всё о компьютерных играх». | Укрепление взаимодействия семьи и детского сада, приоритет семейного воспитания детей. Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома. Знакомство родителей с традициями детского сада. Целенаправленное формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей. Родители расскажут о семейных традициях. Развивать интерес у семьи к книге.
Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере. | Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели Родители
Воспитатели
Воспитатели
|
Апрель | 1. Педагогический всеобуч «Музыка и дети». 2. День земли. Папка передвижка «Посмотри и удивись! » (загадки, пословицы о труде, земледелии). Дневник наблюдений за рассадой. Оформление огорода на окне. 3. Физкультурный досуг «Полет в космос». 4.Консультация «Веселая скакалочка». | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах музыкального воспитания детей. Углублять экологические знания родителей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Доставить детям и родителям радость от общения с природой. Сплочение родителей детей. Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада. Пропаганда активных форм отдыха. Дать практические советы, как правильно выбрать длину скакалки. Предложить упражнения и игры со скакалкой. | Воспитатели, родители, музыкальный руководитель Воспитатели, дети. Родители, дети, воспитатель, физ. инструктор. Воспитатели |
Май | 1. Итоговое родительское собрание по теме: «Растём, играя» с просмотром открытого ООД по математики для родителей. 2.Консультация: «Как выбрать место для летнего отдыха». 3.Папка передвижка «День Победы». 4. Выставка рисунков «Мир в рисунках детей». | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. Обучение родителей методам взаимодействия детей и родителей в летний период. Развитие чувство патриотизма в семье. Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. | Воспитатели Родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели Дети |
Перспективный план работы с родителями в подготовительной
к школе группе
Месяц | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | 1.Организационное родительское собрание: «Особенности психофизического развития детей седьмого года жизни и основные задачи воспитания» 2. Совместная экскурсия в школу: «День знаний» 3. Оформление наглядной агитации: «Уголок для родителей» (режим дня, сетка занятий, возрастные особенности, меню), «Уголок логопеда» 4. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». | Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 6-7 лет. Психолога – Педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. Расширить представления детей о школе Повышение педагогической культуры родителей | Воспитатели. педагог психолог Воспитатели Родители дети Воспитатели Родители Воспитатели Родители |
Октябрь | 1.Мастер-класс: «Развиваем мелкую моторику» 2. Совместный проект: «Улицы, по которым я хожу» 3.Выставка детских работ совместно с родителями «Светофорик», «Мой маршрут до детского сада» 4.Консультации: «Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас» | Распространение Педагогических знаний среди родителей, теоретическая и практическая помощь. Совместное использование ИКТ Совершенствование педагогических знаний родителей. | воспитатели |
Ноябрь | 1.Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?». 2. Стенды-памятки «Формирование правильной осанки» 4.Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». 5. Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» 6. Выставка детских работ совместно с родителями «Дары осени» | Помощь родителям в Организации выходного дня с ребенком Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам пожарной безопасности в детском саду и дома. | воспитатели |
Декабрь | 1. Родительское собрание: «Роль игры в развитии ребёнка» 2.Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». 3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?». 4. Трудовой десант пошив костюмов для детей к Новому году 5.Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями «Мастерская Деда Мороза» 6. Проведение праздника: «Новый год у порог» | Повышение педагогической культуры родителей. Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада | Воспитатели Воспитатели медсестра |
Январь | 1.Консультация: «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» 2. Фото выставка: «Наша дружная семья»
3. Выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»
4.Результаты проверки звукопроизношения и развития речи (встреча с логопедом) 5. Дни добрых дел (уборка снега на участке детского сада) | Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки Повышение педагогической культуры родителей | воспитатели |
Февраль | 1.Развлечение: «Самый лучший папа на свете» 2. Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа». 3. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей». 5. Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья». | Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки. Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок родителей и детей. Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей. | Родители воспитатели |
Март | 1.Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!» 2. Развлечение «Супер мама» Творческие работы детей к 8 марта «Мама, моё солнышко». 3. Выставка детских работ: «Моя мама лучше всех», «Любимая бабушка» 4.Консультация: «Определение роли родителей в пред школьной и школьной жизни ребенка». | Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков. Повышение педагогической культуры родителей | Родители воспитатели |
Апрель | 1.Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
2.Экскурссия в библиотеку
3.Занятия с участием родителей: «Путешествие в Букволандию»
4. Совместный проект «Моя родословная»
| Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие творческих способностей у детей. Расширять Представления детей Активизация педагогических знаний родителей. | воспитатель Муз. Руководит. |
Май | 1. Итоговое родительское собрание по теме: «Будущие первоклассники» с просмотром открытого занятие по математики для родителей воспитанников. 2.Консультация «Памятные места нашего города». 3.Памятка для родителей «Изобразительная деятельность дошкольников». 4.Трудовой десант Участие родителей в благоустройстве группы, подготовке участка к летнему сезону | Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей. Развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ. Способствовать Формированию коллектива группы. | Педагог психолог Воспитатели |
Используемая Литература:
- Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое
сопровождение семейного воспитания: Программы родительского
всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ:
методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика,
планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.:
Творческий Центр, 2004 г.
- ЕвдокимоваЕ.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья. Методика работы с родителями»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста по формированию навыков ЗОЖ у детей.
Установление сотруднических отношений с родителями по формированию навыков ЗОЖ....
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы «Почемучки"
Детский сад – это большой дом,Где жизнь и творчество кругом.Главная цель – это наши дети,Их здоровье, развитие – вот что важно на свете. Каждая семья – целый мир, мир свое...
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников
Программа партнёрского взаимодействия с родителями (старший дошкольный возраст)...
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы № 8 «Капельки»
АктуальностьСовременные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия....
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может бытьуспешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволитим лучше узнать ребѐнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким о...
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников в подготовительной к школе группе
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанниковв подготовительной к школе группе...
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия....