Создание образовательного пространства, способствующего формированию чувства патриотизма, воспитанию любви к Отечеству и малой Родине.
статья

Астрединова Людмила Васильевна

Краеведение. Воспитание любви к Отечеству. малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание образовательного пространства, способствующего формированию чувства патриотизма, воспитанию любви к Отечеству и малой Родине.

(к педсовету)

Воспитатель: Астрединова Л.В.

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.

Некоторые события последних десятилетий в нашей истории заставляют    по-новому взглянуть на достаточно привычные и вполне понятные значения   слов – патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Поэтому воспитатель детского сада в своей работе должен решать следующие важные задачи: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, своему посёлку, области, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа; воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к  месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы  интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Исходя из всего вышесказанного, мною, как воспитателем подготовительной группы, была запланирована следующая работа с детьми на учебный год:

  1. Экскурсии по родному городу;
  2. Беседа по теме «Улица, на которой я живу»;
  3. Ознакомление с символикой России, родного города, области;
  4. Ознакомление с обычаями и традициями русского народа;
  5. Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России»;
  6. Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»;
  7. Викторина «Что вы знаете о космосе?»;
  8. Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

На протяжении всего учебного года, так же планируется чтение художественной литературы о природе России, родного края, о войне и других исторических событиях.

Для успешного решения задач патриотического воспитания, педагогу следует включить в свою деятельность следующие виды работы:

  1. Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия»;
  2. Подбор дидактических игр по патриотическому воспитанию;
  3. Оформление альбома «История нашего города»;
  4. Подготовка и проведение развлечения «Игры наших бабушек»;
  5. Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества»;
  6. Подборка песен и стихов о маме;
  7. Подготовка краткосрочного проекта «Космос».

Родителям детей необходимо включаться в процесс формирования у дошкольников патриотических чувств, именно поэтому работе с семьёй уделяется особое внимание:

  1. Помощь в организации фотовыставки «Моё любимое место в городе»;
  2. Консультация для родителей «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»;
  3. Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина»;
  4. Помощь в оформление альбома «История нашего города»;
  5. Помощь в оформлении коллажа;
  6. Участие в выставке работ, выполненных бабушками и мамами;
  7. Участие в акции «Посади дерево»; «Покормите птиц зимой»;
  8. Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию нравственно - патриотическому воспитанию по теме "Большая и малая Родина"

Конспект занятия по формированию нравственно-патриотическому воспитанию по теме "Большая и малая Родина"...

Памятка для родителей по воспитанию у детей чувства патриотизма и любви к малой родине

Памятка для родителейпо воспитанию у детейчувства патриотизма и любви к малой родине...

Социально – открытое образовательное пространство способствует формированию коллективной ответственности за настоящее и будущее подрастающего поколения

Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления социально-открытым образовательным пространством - услови...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "С математикой - по дорогам малой родины», старшая группа.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "С математикой - по дорогам малой родины», старшая группа....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей 5-6 лет представлений о малой родине и Отечестве по теме «Наум-грамотник»

Приобщение детей с культурно-историческими событиями и явлениями с целью воссоздания и укоренения семейных, народных, общечеловеческих традиций. Знаокмство с выдающимся земляокс В. П. Вахтеровым...