Социально – открытое образовательное пространство способствует формированию коллективной ответственности за настоящее и будущее подрастающего поколения
материал

Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления социально-открытым образовательным пространством - условием непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

- открытое образовательное пространство - это, прежде всего, пространство, обеспечивающее высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом. Оно является одновременно и пространством воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения со взрослыми, сверстниками. Социальное партнерство носит творческий характер;

- преемственность - принцип обучения, но вместе с тем, преемственность имеет черты процессуального характера, так как имеет смысл говорить о преемственности в целях, содержании, формах, методах и результатах естественнонаучного образования.

Основные положения открытого образовательного пространства

1. ДОУ как открытый образовательный институт - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов. К ним относятся:

  • совместная деятельность детей и взрослых, их субъективность;
  • освоение взрослыми и детьми среды совместного бытия;
  • способ воспроизводства отношений между участниками совместной деятельности;
  • управление системой, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее развитие.

2. Самоорганизация открытого образовательного пространства и его основные свойства: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность.

3. Открытость и адаптивность. В данном случае рассматривается как взаимодействие, восприимчивость, обмен информацией, своевременное реагирование на внешние и внутренние изменения

  • способность к самоорганизации, приспособленности и пластичность;
  • обладание иерархической структурой;
  • моделируемость, т.е. возможность представить ее в виде одной или множества моделей, которые отражают ее существенные характеристики.

4. Интеграция открытого образовательного пространства

  • включение всех субъектов ООП в совместную деятельность;
  • расширение деятельности, выход за пределы внутреннего образовательного пространства;
  • формирование банка индивидуальных педагогических проблем и разработка методических рекомендаций по их развитию;
  • совместное проектирование открытого образовательного пространства.

Открытость образовательного пространства, с одной стороны, позволяет привлечь в систему дошкольного образования ресурсы из других сфер (кадры, техника, финансы), с другой - выйти на рынок образовательных услуг и быть востребованными.

5. Управление личностным развитием через субъект-субъектные отношения, методом сопоставления индивидуально-личностных смыслов для детей, родителей, педагогов.

6. Средообразовательный контекст развития ребенка, родителя, педагога включает в себя средовую диагностику, проектирование и продуцирование результатов в образовательной деятельности.

Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.

Итогом становления социально-педагогического партнерства как явления будет считаться:

- привлечение в образовательный процесс ДОУ большего количества социально-педагогических партнеров;

- интеграция усилий всех социально-педагогических партнеров с целью развития образовательной среды дошкольного учреждения;

- оптимизация совместной деятельности с представителями различных социальных структур: педагогические вузы, общеобразовательные школы, психолого-медико-педагогические комиссии, детские поликлиники, культурные центры, спортивные организации, дошкольные образовательные учреждения, общественные организации, депутатский корпус и др.;

- обеспечение учета требований работодателей к качеству образования дошкольников и к содержанию подготовленности педагогов ДОУ;

- упрощение процедуры корректировки старых и разработки новых методических материалов и образовательных программ, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта.

Основная задача дошкольного образования – воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного. И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи является развитие взаимодействия МДОУ с другими социальными институтами. Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживания конструктивного взаимодействия между МДОУ и социальными институтами.

Стратегической целью программы МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» является создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в МДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

С 2010 года МБДОУ «ЦРР — ДС «Сказка» является республиканской экспериментальной площадкой по введению Федерального государственного стандарта начального общего образования. АОУ ДПО РБ РИКУ и О реализует научно — методическое сопровождение экспериментальной работы по осуществлению непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста при эффективном и целенаправленном взаимодействии ДОУ, школы, социальных институтов детства в едином социально — открытом образовательном пространстве поселка Северомуйск. Социальные партнеры ДОУ:

средняя школа,

Дом детского творчества «Родничок»,

Дом культуры «Тоннельщик»,

детская школа искусств,

спортивно-оздоровительный комплекс «Жемчужина».

На сегодняшний день результатом инновационной деятельности стал переход на качественно новый уровень работы всего педагогического коллектива:

  • освоены нормативные, правовые документы, современные образовательные программы и технологии непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • определены возможности участников социально-открытого образовательного пространства пос. Северомуйск, разработаны направления взаимодействия;
  • созданы психолого-педагогические условия для повышения профессионального уровня и развития социально-педагогической компетентности субъектов социально-открытого образовательного пространства;
  • активизированы мотивационные, кадровые, материальные, финансовые ресурсы социальной инфраструктуры поселка и района;
  • реализованы корректировка и обновление содержания дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГТ и ФГОС;
  • разработаны: «Программа развития», «Основная общеобразовательная программа», рабочие программы в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»;
  • опыт работы ДОУ представлен и отмечен на различных уровнях педагогического сообщества: международном, всероссийском, республиканском и районном.

Учебно-методическое пособие «Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» является результатом экспериментальной деятельности нашего коллектива. В пособии показаны особенности и механизмы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом требований ФГТ, ФГОС и непосредственной темы эксперимента.

Представлены практические материалы, подготовленные педагогами дошкольного учреждения под руководством авторов пособия, где показаны технологии формирования интегративных качеств дошкольников, переходящих в универсальные учебные действия в начальной школе.

В 2014 году наше учреждение выходит на новый уровень экспериментальной деятельности. «Методическое сопровождение содержания дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами»

Основная цель методического сопровождения обновления содержания дошкольного образования: обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, а также непрерывности профессионального роста и развития педагогов.

Задачи методического сопровождения

  • Информационно-аналитическое сопровождение деятельности ДОО: повышение профессиональной компетентности педагогов, узких специалистов в вопросах организации образовательных отношений по реализации основной образовательной программы, взаимодействия с детьми, родителями, социальными партнерами.
  • Накопление инновационного опыта по внедрению ФГОС ДО в формате пилотной площадки РБ.
  • Методическая поддержка и сопровождение практической деятельности педагогов и специалистов ДОО.

Ожидаемые результаты

  • Формирование общих и профессиональных компетенций педагогов ДОО.
  • Изменение самооценки педагогов, усиление профессиональной самоценности и расширение поля самореализации.
  • Удовлетворенность результатом собственной профессиональной деятельности.
  • Активное включение в инновационную деятельность, внедрение в практику основных направлений ФГОС ДО, современных программ и технологий.
  • Стратегия методического сопровождения реализации ФГОС на будущее
  • Изучение, структурирование информационных запросов педагогов ДОУ.
  • Обеспечение непрерывности профессионального развития педагогов района.
  • Проектно-деятельностный характер повышения профессиональной компетентности педагогов и узких специалистов ДОУ.
  • Создание сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями по проблеме методического сопровождения реализации ФГОС на уровне муниципального образования и Республики Бурятия.

Основные задачи управления  МБДОУ «ЦРР — ДС «Сказка» в условиях введения ФГОС ДО на 2014 г.

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей, интересов и возможностей детей дошкольного возраста.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, укрепления здоровья детей.
  • Организация эффективного методического сопровождения введения ФГОС, способствующего повышению общих и профессиональных компетенций педагогов.

Одним из условий достижения качества дошкольного образования является личность педагога как субъекта профессиональной деятельности, личностной самореализации, собственной самоорганизации, влияющего на развитие личностных качеств, социализацию ребенка. В связи с этим повышение качества профессиональных компетенций и педагогического мастерства педагогов, специалистов ДОУ рассматривается как процесс углубленного изучения и проникновения в сущность инновационных технологий развития, воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

Итак, одно из направлений управления  деятельностью учреждения - обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, а также непрерывности профессионального роста и развития педагогов.

  • Продолжать работу по теме экспериментальной деятельности ДОУ по осуществлению непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста при эффективном и целенаправленном взаимодействии ДОУ, школы, социальных институтов детства в едином социально – открытом образовательном пространстве. Увеличить охват дошкольным образованием детей посёлка Северомуйск до 100%. Расширять спектр форм взаимодействия и сотрудничества с родителями по образовательным областям:
  • социально-коммуникативное развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • физическое развитие.

Дошкольное детство — первая ступень системы непрерывного образования, являющееся не присмотром и уходом, а образованием; не школьным или дополнительным образованием, а подлинно дошкольным образованием, учитывающим специфику развития и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста; не дошкольным образованием ХХ века, а дошкольным образованием, удовлетворяющим реальные потребности и интересы общества, государства, семьи.

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами является обязательным критерием оценки качества современного дошкольного образования.

Таким образом, накопленный нашим детским садом опыт, разработанная нами и  раскрывающая современные подходы к целям и содержанию непрерывного образования в ДОУ и начальной школе в соответствии с ФГТ и ФГОС, основная общеобразовательная программа МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» позволяют сделать вывод о том, что для успешной реализации непрерывного образования также является эффективным социальное партнерство ДОУ, школы, социальных институтов детства.  Социально – открытое образовательное пространство способствует формированию коллективной ответственности за настоящее и будущее подрастающего поколения, созданию условий для социально-личностного, духовно-нравственного развития детей на основе их приобщения к семейным, национальным, региональным,  общечеловеческим ценностям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заключение

Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления социально-открытым образовательным пространством - условием непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

- открытое образовательное пространство - это, прежде всего, пространство, обеспечивающее высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом. Оно является одновременно и пространством воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения со взрослыми, сверстниками. Социальное партнерство носит творческий характер;

- преемственность - принцип обучения, но вместе с тем, преемственность имеет черты процессуального характера, так как имеет смысл говорить о преемственности в целях, содержании, формах, методах и результатах естественнонаучного образования.

Основные положения открытого образовательного пространства 

1. ДОУ как открытый образовательный институт - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов. К ним относятся:

  • совместная деятельность детей и взрослых, их субъективность;
  • освоение взрослыми и детьми среды совместного бытия;
  • способ воспроизводства отношений между участниками совместной деятельности;
  • управление системой, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее развитие.

2. Самоорганизация открытого образовательного пространства и его основные свойства: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность.

3. Открытость и адаптивность. В данном случае рассматривается как взаимодействие, восприимчивость, обмен информацией, своевременное реагирование на внешние и внутренние изменения

  • способность к самоорганизации, приспособленности и пластичность;
  • обладание иерархической структурой;
  • моделируемость, т.е. возможность представить ее в виде одной или множества моделей, которые отражают ее существенные характеристики.

4. Интеграция открытого образовательного пространства

  • включение всех субъектов ООП в совместную деятельность;
  • расширение деятельности, выход за пределы внутреннего образовательного пространства;
  • формирование банка индивидуальных педагогических проблем и разработка методических рекомендаций по их развитию;
  • совместное проектирование открытого образовательного пространства.

Открытость образовательного пространства, с одной стороны, позволяет привлечь в систему дошкольного образования ресурсы из других сфер (кадры, техника, финансы), с другой - выйти на рынок образовательных услуг и быть востребованными.

5. Управление личностным развитием через субъект-субъектные отношения, методом сопоставления индивидуально-личностных смыслов для детей, родителей, педагогов.

6. Средообразовательный контекст развития ребенка, родителя, педагога включает в себя средовую диагностику, проектирование и продуцирование результатов в образовательной деятельности.

Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.

Итогом становления социально-педагогического партнерства как явления будет считаться:

- привлечение в образовательный процесс ДОУ большего количества социально-педагогических партнеров;

- интеграция усилий всех социально-педагогических партнеров с целью развития образовательной среды дошкольного учреждения;

- оптимизация совместной деятельности с представителями различных социальных структур: педагогические вузы, общеобразовательные школы, психолого-медико-педагогические комиссии, детские поликлиники, культурные центры, спортивные организации, дошкольные образовательные учреждения, общественные организации, депутатский корпус и др.;

- обеспечение учета требований работодателей к качеству образования дошкольников и к содержанию подготовленности педагогов ДОУ;

- упрощение процедуры корректировки старых и разработки новых методических материалов и образовательных программ, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта.

Основная задача дошкольного образования – воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного. И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи является развитие взаимодействия МДОУ с другими социальными институтами. Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживания конструктивного взаимодействия между МДОУ и социальными институтами.

Стратегической целью программы МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» является создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в МДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

С 2010 года МБДОУ «ЦРР — ДС «Сказка» является республиканской экспериментальной площадкой по введению Федерального государственного стандарта начального общего образования. АОУ ДПО РБ РИКУ и О реализует научно — методическое сопровождение экспериментальной работы по осуществлению непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста при эффективном и целенаправленном взаимодействии ДОУ, школы, социальных институтов детства в едином социально — открытом образовательном пространстве поселка Северомуйск. Социальные партнеры ДОУ:

средняя школа,

Дом детского творчества «Родничок»,

Дом культуры «Тоннельщик»,

детская школа искусств,

спортивно-оздоровительный комплекс «Жемчужина».

На сегодняшний день результатом инновационной деятельности стал переход на качественно новый уровень работы всего педагогического коллектива:

  • освоены нормативные, правовые документы, современные образовательные программы и технологии непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • определены возможности участников социально-открытого образовательного пространства пос. Северомуйск, разработаны направления взаимодействия;
  • созданы психолого-педагогические условия для повышения профессионального уровня и развития социально-педагогической компетентности субъектов социально-открытого образовательного пространства;
  • активизированы мотивационные, кадровые, материальные, финансовые ресурсы социальной инфраструктуры поселка и района;
  • реализованы корректировка и обновление содержания дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГТ и ФГОС;
  • разработаны: «Программа развития», «Основная общеобразовательная программа», рабочие программы в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»;
  • опыт работы ДОУ представлен и отмечен на различных уровнях педагогического сообщества: международном, всероссийском, республиканском и районном.

Учебно-методическое пособие «Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» является результатом экспериментальной деятельности нашего коллектива. В пособии показаны особенности и механизмы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом требований ФГТ, ФГОС и непосредственной темы эксперимента.

Представлены практические материалы, подготовленные педагогами дошкольного учреждения под руководством авторов пособия, где показаны технологии формирования интегративных качеств дошкольников, переходящих в универсальные учебные действия в начальной школе.

В 2014 году наше учреждение выходит на новый уровень экспериментальной деятельности. «Методическое сопровождение содержания дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами»

Основная цель методического сопровождения обновления содержания дошкольного образования: обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, а также непрерывности профессионального роста и развития педагогов.

Задачи методического сопровождения

  • Информационно-аналитическое сопровождение деятельности ДОО: повышение профессиональной компетентности педагогов, узких специалистов в вопросах организации образовательных отношений по реализации основной образовательной программы, взаимодействия с детьми, родителями, социальными партнерами.
  • Накопление инновационного опыта по внедрению ФГОС ДО в формате пилотной площадки РБ.
  • Методическая поддержка и сопровождение практической деятельности педагогов и специалистов ДОО.

Ожидаемые результаты

  • Формирование общих и профессиональных компетенций педагогов ДОО.
  • Изменение самооценки педагогов, усиление профессиональной самоценности и расширение поля самореализации.
  • Удовлетворенность результатом собственной профессиональной деятельности.
  • Активное включение в инновационную деятельность, внедрение в практику основных направлений ФГОС ДО, современных программ и технологий.
  • Стратегия методического сопровождения реализации ФГОС на будущее
  • Изучение, структурирование информационных запросов педагогов ДОУ.
  • Обеспечение непрерывности профессионального развития педагогов района.
  • Проектно-деятельностный характер повышения профессиональной компетентности педагогов и узких специалистов ДОУ.
  • Создание сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями по проблеме методического сопровождения реализации ФГОС на уровне муниципального образования и Республики Бурятия.

Основные задачи управления  МБДОУ «ЦРР — ДС «Сказка» в условиях введения ФГОС ДО на 2014 г.

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей, интересов и возможностей детей дошкольного возраста.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, укрепления здоровья детей.
  • Организация эффективного методического сопровождения введения ФГОС, способствующего повышению общих и профессиональных компетенций педагогов.

Одним из условий достижения качества дошкольного образования является личность педагога как субъекта профессиональной деятельности, личностной самореализации, собственной самоорганизации, влияющего на развитие личностных качеств, социализацию ребенка. В связи с этим повышение качества профессиональных компетенций и педагогического мастерства педагогов, специалистов ДОУ рассматривается как процесс углубленного изучения и проникновения в сущность инновационных технологий развития, воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

Итак, одно из направлений управления  деятельностью учреждения - обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, а также непрерывности профессионального роста и развития педагогов.

  • Продолжать работу по теме экспериментальной деятельности ДОУ по осуществлению непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста при эффективном и целенаправленном взаимодействии ДОУ, школы, социальных институтов детства в едином социально – открытом образовательном пространстве. Увеличить охват дошкольным образованием детей посёлка Северомуйск до 100%. Расширять спектр форм взаимодействия и сотрудничества с родителями по образовательным областям:
  • социально-коммуникативное развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • физическое развитие.

Дошкольное детство — первая ступень системы непрерывного образования, являющееся не присмотром и уходом, а образованием; не школьным или дополнительным образованием, а подлинно дошкольным образованием, учитывающим специфику развития и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста; не дошкольным образованием ХХ века, а дошкольным образованием, удовлетворяющим реальные потребности и интересы общества, государства, семьи.

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами является обязательным критерием оценки качества современного дошкольного образования.

Таким образом, накопленный нашим детским садом опыт, разработанная нами и  раскрывающая современные подходы к целям и содержанию непрерывного образования в ДОУ и начальной школе в соответствии с ФГТ и ФГОС, основная общеобразовательная программа МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» позволяют сделать вывод о том, что для успешной реализации непрерывного образования также является эффективным социальное партнерство ДОУ, школы, социальных институтов детства.  Социально – открытое образовательное пространство способствует формированию коллективной ответственности за настоящее и будущее подрастающего поколения, созданию условий для социально-личностного, духовно-нравственного развития детей на основе их приобщения к семейным, национальным, региональным,  общечеловеческим ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аспекты формирование основ национальной и этнической толерантности у подрастающего поколения

Основополагающие документы РФ в области образованияпо данной теме,рассматривается нормативно-правовая база воспитания толерантной личности, актуальность проблемы, личность педагога в поликульту...

Детский сад - открытое образовательное пространство для детского технического творчества

Детский сад - открытое образовательное пространство для детского технического творчества...

Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (Выпускная квалификационная работа по специальности "Менеджмент организации")

Современное социально-открытое образовательное пространство требует от учреждений социального назначения, муниципальной системы образования, отдельного образовательного учреждения четкой работы ее вну...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...