Социально – открытое образовательное пространство способствует формированию коллективной ответственности за настоящее и будущее подрастающего поколения
материал
Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления социально-открытым образовательным пространством - условием непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- открытое образовательное пространство - это, прежде всего, пространство, обеспечивающее высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом. Оно является одновременно и пространством воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения со взрослыми, сверстниками. Социальное партнерство носит творческий характер;
- преемственность - принцип обучения, но вместе с тем, преемственность имеет черты процессуального характера, так как имеет смысл говорить о преемственности в целях, содержании, формах, методах и результатах естественнонаучного образования.
Основные положения открытого образовательного пространства
1. ДОУ как открытый образовательный институт - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов. К ним относятся:
- совместная деятельность детей и взрослых, их субъективность;
- освоение взрослыми и детьми среды совместного бытия;
- способ воспроизводства отношений между участниками совместной деятельности;
- управление системой, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее развитие.
2. Самоорганизация открытого образовательного пространства и его основные свойства: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность.
3. Открытость и адаптивность. В данном случае рассматривается как взаимодействие, восприимчивость, обмен информацией, своевременное реагирование на внешние и внутренние изменения
- способность к самоорганизации, приспособленности и пластичность;
- обладание иерархической структурой;
- моделируемость, т.е. возможность представить ее в виде одной или множества моделей, которые отражают ее существенные характеристики.
4. Интеграция открытого образовательного пространства
- включение всех субъектов ООП в совместную деятельность;
- расширение деятельности, выход за пределы внутреннего образовательного пространства;
- формирование банка индивидуальных педагогических проблем и разработка методических рекомендаций по их развитию;
- совместное проектирование открытого образовательного пространства.
Открытость образовательного пространства, с одной стороны, позволяет привлечь в систему дошкольного образования ресурсы из других сфер (кадры, техника, финансы), с другой - выйти на рынок образовательных услуг и быть востребованными.
5. Управление личностным развитием через субъект-субъектные отношения, методом сопоставления индивидуально-личностных смыслов для детей, родителей, педагогов.
6. Средообразовательный контекст развития ребенка, родителя, педагога включает в себя средовую диагностику, проектирование и продуцирование результатов в образовательной деятельности.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Итогом становления социально-педагогического партнерства как явления будет считаться:
- привлечение в образовательный процесс ДОУ большего количества социально-педагогических партнеров;
- интеграция усилий всех социально-педагогических партнеров с целью развития образовательной среды дошкольного учреждения;
- оптимизация совместной деятельности с представителями различных социальных структур: педагогические вузы, общеобразовательные школы, психолого-медико-педагогические комиссии, детские поликлиники, культурные центры, спортивные организации, дошкольные образовательные учреждения, общественные организации, депутатский корпус и др.;
- обеспечение учета требований работодателей к качеству образования дошкольников и к содержанию подготовленности педагогов ДОУ;
- упрощение процедуры корректировки старых и разработки новых методических материалов и образовательных программ, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта.
Основная задача дошкольного образования – воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного. И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи является развитие взаимодействия МДОУ с другими социальными институтами. Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживания конструктивного взаимодействия между МДОУ и социальными институтами.
Стратегической целью программы МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» является создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в МДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.
С 2010 года МБДОУ «ЦРР — ДС «Сказка» является республиканской экспериментальной площадкой по введению Федерального государственного стандарта начального общего образования. АОУ ДПО РБ РИКУ и О реализует научно — методическое сопровождение экспериментальной работы по осуществлению непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста при эффективном и целенаправленном взаимодействии ДОУ, школы, социальных институтов детства в едином социально — открытом образовательном пространстве поселка Северомуйск. Социальные партнеры ДОУ:
средняя школа,
Дом детского творчества «Родничок»,
Дом культуры «Тоннельщик»,
детская школа искусств,
спортивно-оздоровительный комплекс «Жемчужина».
На сегодняшний день результатом инновационной деятельности стал переход на качественно новый уровень работы всего педагогического коллектива:
- освоены нормативные, правовые документы, современные образовательные программы и технологии непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- определены возможности участников социально-открытого образовательного пространства пос. Северомуйск, разработаны направления взаимодействия;
- созданы психолого-педагогические условия для повышения профессионального уровня и развития социально-педагогической компетентности субъектов социально-открытого образовательного пространства;
- активизированы мотивационные, кадровые, материальные, финансовые ресурсы социальной инфраструктуры поселка и района;
- реализованы корректировка и обновление содержания дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГТ и ФГОС;
- разработаны: «Программа развития», «Основная общеобразовательная программа», рабочие программы в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»;
- опыт работы ДОУ представлен и отмечен на различных уровнях педагогического сообщества: международном, всероссийском, республиканском и районном.
Учебно-методическое пособие «Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» является результатом экспериментальной деятельности нашего коллектива. В пособии показаны особенности и механизмы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом требований ФГТ, ФГОС и непосредственной темы эксперимента.
Представлены практические материалы, подготовленные педагогами дошкольного учреждения под руководством авторов пособия, где показаны технологии формирования интегративных качеств дошкольников, переходящих в универсальные учебные действия в начальной школе.
В 2014 году наше учреждение выходит на новый уровень экспериментальной деятельности. «Методическое сопровождение содержания дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами»
Основная цель методического сопровождения обновления содержания дошкольного образования: обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, а также непрерывности профессионального роста и развития педагогов.
Задачи методического сопровождения
- Информационно-аналитическое сопровождение деятельности ДОО: повышение профессиональной компетентности педагогов, узких специалистов в вопросах организации образовательных отношений по реализации основной образовательной программы, взаимодействия с детьми, родителями, социальными партнерами.
- Накопление инновационного опыта по внедрению ФГОС ДО в формате пилотной площадки РБ.
- Методическая поддержка и сопровождение практической деятельности педагогов и специалистов ДОО.
Ожидаемые результаты
- Формирование общих и профессиональных компетенций педагогов ДОО.
- Изменение самооценки педагогов, усиление профессиональной самоценности и расширение поля самореализации.
- Удовлетворенность результатом собственной профессиональной деятельности.
- Активное включение в инновационную деятельность, внедрение в практику основных направлений ФГОС ДО, современных программ и технологий.
- Стратегия методического сопровождения реализации ФГОС на будущее
- Изучение, структурирование информационных запросов педагогов ДОУ.
- Обеспечение непрерывности профессионального развития педагогов района.
- Проектно-деятельностный характер повышения профессиональной компетентности педагогов и узких специалистов ДОУ.
- Создание сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями по проблеме методического сопровождения реализации ФГОС на уровне муниципального образования и Республики Бурятия.
Основные задачи управления МБДОУ «ЦРР — ДС «Сказка» в условиях введения ФГОС ДО на 2014 г.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей, интересов и возможностей детей дошкольного возраста.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, укрепления здоровья детей.
- Организация эффективного методического сопровождения введения ФГОС, способствующего повышению общих и профессиональных компетенций педагогов.
Одним из условий достижения качества дошкольного образования является личность педагога как субъекта профессиональной деятельности, личностной самореализации, собственной самоорганизации, влияющего на развитие личностных качеств, социализацию ребенка. В связи с этим повышение качества профессиональных компетенций и педагогического мастерства педагогов, специалистов ДОУ рассматривается как процесс углубленного изучения и проникновения в сущность инновационных технологий развития, воспитания, обучения детей дошкольного возраста.
Итак, одно из направлений управления деятельностью учреждения - обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, а также непрерывности профессионального роста и развития педагогов.
- Продолжать работу по теме экспериментальной деятельности ДОУ по осуществлению непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста при эффективном и целенаправленном взаимодействии ДОУ, школы, социальных институтов детства в едином социально – открытом образовательном пространстве. Увеличить охват дошкольным образованием детей посёлка Северомуйск до 100%. Расширять спектр форм взаимодействия и сотрудничества с родителями по образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- физическое развитие.
Дошкольное детство — первая ступень системы непрерывного образования, являющееся не присмотром и уходом, а образованием; не школьным или дополнительным образованием, а подлинно дошкольным образованием, учитывающим специфику развития и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста; не дошкольным образованием ХХ века, а дошкольным образованием, удовлетворяющим реальные потребности и интересы общества, государства, семьи.
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами является обязательным критерием оценки качества современного дошкольного образования.
Таким образом, накопленный нашим детским садом опыт, разработанная нами и раскрывающая современные подходы к целям и содержанию непрерывного образования в ДОУ и начальной школе в соответствии с ФГТ и ФГОС, основная общеобразовательная программа МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» позволяют сделать вывод о том, что для успешной реализации непрерывного образования также является эффективным социальное партнерство ДОУ, школы, социальных институтов детства. Социально – открытое образовательное пространство способствует формированию коллективной ответственности за настоящее и будущее подрастающего поколения, созданию условий для социально-личностного, духовно-нравственного развития детей на основе их приобщения к семейным, национальным, региональным, общечеловеческим ценностям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Заключение
Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления социально-открытым образовательным пространством - условием непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- открытое образовательное пространство - это, прежде всего, пространство, обеспечивающее высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом. Оно является одновременно и пространством воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения со взрослыми, сверстниками. Социальное партнерство носит творческий характер;
- преемственность - принцип обучения, но вместе с тем, преемственность имеет черты процессуального характера, так как имеет смысл говорить о преемственности в целях, содержании, формах, методах и результатах естественнонаучного образования.
Основные положения открытого образовательного пространства
1. ДОУ как открытый образовательный институт - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов. К ним относятся:
- совместная деятельность детей и взрослых, их субъективность;
- освоение взрослыми и детьми среды совместного бытия;
- способ воспроизводства отношений между участниками совместной деятельности;
- управление системой, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее развитие.
2. Самоорганизация открытого образовательного пространства и его основные свойства: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность.
3. Открытость и адаптивность. В данном случае рассматривается как взаимодействие, восприимчивость, обмен информацией, своевременное реагирование на внешние и внутренние изменения
- способность к самоорганизации, приспособленности и пластичность;
- обладание иерархической структурой;
- моделируемость, т.е. возможность представить ее в виде одной или множества моделей, которые отражают ее существенные характеристики.
4. Интеграция открытого образовательного пространства
- включение всех субъектов ООП в совместную деятельность;
- расширение деятельности, выход за пределы внутреннего образовательного пространства;
- формирование банка индивидуальных педагогических проблем и разработка методических рекомендаций по их развитию;
- совместное проектирование открытого образовательного пространства.
Открытость образовательного пространства, с одной стороны, позволяет привлечь в систему дошкольного образования ресурсы из других сфер (кадры, техника, финансы), с другой - выйти на рынок образовательных услуг и быть востребованными.
5. Управление личностным развитием через субъект-субъектные отношения, методом сопоставления индивидуально-личностных смыслов для детей, родителей, педагогов.
6. Средообразовательный контекст развития ребенка, родителя, педагога включает в себя средовую диагностику, проектирование и продуцирование результатов в образовательной деятельности.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Итогом становления социально-педагогического партнерства как явления будет считаться:
- привлечение в образовательный процесс ДОУ большего количества социально-педагогических партнеров;
- интеграция усилий всех социально-педагогических партнеров с целью развития образовательной среды дошкольного учреждения;
- оптимизация совместной деятельности с представителями различных социальных структур: педагогические вузы, общеобразовательные школы, психолого-медико-педагогические комиссии, детские поликлиники, культурные центры, спортивные организации, дошкольные образовательные учреждения, общественные организации, депутатский корпус и др.;
- обеспечение учета требований работодателей к качеству образования дошкольников и к содержанию подготовленности педагогов ДОУ;
- упрощение процедуры корректировки старых и разработки новых методических материалов и образовательных программ, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта.
Основная задача дошкольного образования – воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного. И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи является развитие взаимодействия МДОУ с другими социальными институтами. Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживания конструктивного взаимодействия между МДОУ и социальными институтами.
Стратегической целью программы МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» является создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в МДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.
С 2010 года МБДОУ «ЦРР — ДС «Сказка» является республиканской экспериментальной площадкой по введению Федерального государственного стандарта начального общего образования. АОУ ДПО РБ РИКУ и О реализует научно — методическое сопровождение экспериментальной работы по осуществлению непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста при эффективном и целенаправленном взаимодействии ДОУ, школы, социальных институтов детства в едином социально — открытом образовательном пространстве поселка Северомуйск. Социальные партнеры ДОУ:
средняя школа,
Дом детского творчества «Родничок»,
Дом культуры «Тоннельщик»,
детская школа искусств,
спортивно-оздоровительный комплекс «Жемчужина».
На сегодняшний день результатом инновационной деятельности стал переход на качественно новый уровень работы всего педагогического коллектива:
- освоены нормативные, правовые документы, современные образовательные программы и технологии непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- определены возможности участников социально-открытого образовательного пространства пос. Северомуйск, разработаны направления взаимодействия;
- созданы психолого-педагогические условия для повышения профессионального уровня и развития социально-педагогической компетентности субъектов социально-открытого образовательного пространства;
- активизированы мотивационные, кадровые, материальные, финансовые ресурсы социальной инфраструктуры поселка и района;
- реализованы корректировка и обновление содержания дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГТ и ФГОС;
- разработаны: «Программа развития», «Основная общеобразовательная программа», рабочие программы в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»;
- опыт работы ДОУ представлен и отмечен на различных уровнях педагогического сообщества: международном, всероссийском, республиканском и районном.
Учебно-методическое пособие «Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» является результатом экспериментальной деятельности нашего коллектива. В пособии показаны особенности и механизмы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом требований ФГТ, ФГОС и непосредственной темы эксперимента.
Представлены практические материалы, подготовленные педагогами дошкольного учреждения под руководством авторов пособия, где показаны технологии формирования интегративных качеств дошкольников, переходящих в универсальные учебные действия в начальной школе.
В 2014 году наше учреждение выходит на новый уровень экспериментальной деятельности. «Методическое сопровождение содержания дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами»
Основная цель методического сопровождения обновления содержания дошкольного образования: обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, а также непрерывности профессионального роста и развития педагогов.
Задачи методического сопровождения
- Информационно-аналитическое сопровождение деятельности ДОО: повышение профессиональной компетентности педагогов, узких специалистов в вопросах организации образовательных отношений по реализации основной образовательной программы, взаимодействия с детьми, родителями, социальными партнерами.
- Накопление инновационного опыта по внедрению ФГОС ДО в формате пилотной площадки РБ.
- Методическая поддержка и сопровождение практической деятельности педагогов и специалистов ДОО.
Ожидаемые результаты
- Формирование общих и профессиональных компетенций педагогов ДОО.
- Изменение самооценки педагогов, усиление профессиональной самоценности и расширение поля самореализации.
- Удовлетворенность результатом собственной профессиональной деятельности.
- Активное включение в инновационную деятельность, внедрение в практику основных направлений ФГОС ДО, современных программ и технологий.
- Стратегия методического сопровождения реализации ФГОС на будущее
- Изучение, структурирование информационных запросов педагогов ДОУ.
- Обеспечение непрерывности профессионального развития педагогов района.
- Проектно-деятельностный характер повышения профессиональной компетентности педагогов и узких специалистов ДОУ.
- Создание сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями по проблеме методического сопровождения реализации ФГОС на уровне муниципального образования и Республики Бурятия.
Основные задачи управления МБДОУ «ЦРР — ДС «Сказка» в условиях введения ФГОС ДО на 2014 г.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей, интересов и возможностей детей дошкольного возраста.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, укрепления здоровья детей.
- Организация эффективного методического сопровождения введения ФГОС, способствующего повышению общих и профессиональных компетенций педагогов.
Одним из условий достижения качества дошкольного образования является личность педагога как субъекта профессиональной деятельности, личностной самореализации, собственной самоорганизации, влияющего на развитие личностных качеств, социализацию ребенка. В связи с этим повышение качества профессиональных компетенций и педагогического мастерства педагогов, специалистов ДОУ рассматривается как процесс углубленного изучения и проникновения в сущность инновационных технологий развития, воспитания, обучения детей дошкольного возраста.
Итак, одно из направлений управления деятельностью учреждения - обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, а также непрерывности профессионального роста и развития педагогов.
- Продолжать работу по теме экспериментальной деятельности ДОУ по осуществлению непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста при эффективном и целенаправленном взаимодействии ДОУ, школы, социальных институтов детства в едином социально – открытом образовательном пространстве. Увеличить охват дошкольным образованием детей посёлка Северомуйск до 100%. Расширять спектр форм взаимодействия и сотрудничества с родителями по образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- физическое развитие.
Дошкольное детство — первая ступень системы непрерывного образования, являющееся не присмотром и уходом, а образованием; не школьным или дополнительным образованием, а подлинно дошкольным образованием, учитывающим специфику развития и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста; не дошкольным образованием ХХ века, а дошкольным образованием, удовлетворяющим реальные потребности и интересы общества, государства, семьи.
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами является обязательным критерием оценки качества современного дошкольного образования.
Таким образом, накопленный нашим детским садом опыт, разработанная нами и раскрывающая современные подходы к целям и содержанию непрерывного образования в ДОУ и начальной школе в соответствии с ФГТ и ФГОС, основная общеобразовательная программа МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» позволяют сделать вывод о том, что для успешной реализации непрерывного образования также является эффективным социальное партнерство ДОУ, школы, социальных институтов детства. Социально – открытое образовательное пространство способствует формированию коллективной ответственности за настоящее и будущее подрастающего поколения, созданию условий для социально-личностного, духовно-нравственного развития детей на основе их приобщения к семейным, национальным, региональным, общечеловеческим ценностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аспекты формирование основ национальной и этнической толерантности у подрастающего поколения
Основополагающие документы РФ в области образованияпо данной теме,рассматривается нормативно-правовая база воспитания толерантной личности, актуальность проблемы, личность педагога в поликульту...
«Создание инновационного дошкольного учреждения как непрерывного открытого образовательного пространства посредством проектной деятельности»
Консультация для воспитателей...
Организация открытого образовательного пространства посредством организации совместной игровой деятельности с родителями и детьми
Методическая разработка совместного мероприятия....
Детский сад - открытое образовательное пространство для детского технического творчества
Детский сад - открытое образовательное пространство для детского технического творчества...
Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (Выпускная квалификационная работа по специальности "Менеджмент организации")
Современное социально-открытое образовательное пространство требует от учреждений социального назначения, муниципальной системы образования, отдельного образовательного учреждения четкой работы ее вну...
Создание образовательного пространства, способствующего формированию чувства патриотизма, воспитанию любви к Отечеству и малой Родине.
Краеведение. Воспитание любви к Отечеству. малой Родине....
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...