Конспект опытно-экспериментальной деятельности Состояния и превращения веществ. Растворимость.
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostoyaniya_i_prevrashcheniya_veshchestv._rastvorimost.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
Состояния и превращения веществ. Растворимость.
Цель:
1. Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде.
2. Дать понять детям, что некоторые вещества не только растворяются в воде, но и меняют ее вкус, цвет.
3. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
4. Развивать исследовательскую деятельность детей.
Демонстрационный материал:
Упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек», карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значениях и свойствах воды, просмотр мультфильма «крокодил Гена и Чебурашка чистят речку».
Материал: Вода в стаканчиках на столе у каждого, ложечки, тарелочки каждому; вещества: сахарный песок, песок, стиральный порошок, камни.
Проблемный вопрос: Какие вещества растворяются в воде, а какие нет?
Ход:
Воспитатель (показывает картинки): Скажите, ребята, дождь, снег, иней, роса - это что?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем проводить эксперименты с водой. Но ребята, посмотрите к нам в гости кто-то пришел. Кто это? (Капелька воды)
Верно, наша знакомая Капелька воды. С собой Капелька принесла «чудесный мешочек». Интересно, что лежит в мешочке? (Капелька постепенно достает пакетики с веществами, воспитатель спрашивает у детей что это)
Дети: Сахарный песок, песок, стиральный порошок, камешки.
Воспитатель: Капелька, а зачем ты все это к нам принесла?
Капелька: Вы знаете, болтливые сороки на крыше, рассказали мне, что все эти вещества растворяются в воде, и я решила показать это ребятам.
Воспитатель: А ты уверена, Капелька, что все эти вещества растворяются в воде?
Капелька: Да, можете проверить.
Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете? Все ли эти вещества растворяются в воде?
Дети: Да/Нет.
Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим. Но сначала давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Что она может делать?
Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.
Воспитатель: Верно. Ребятки, а что можно сказать о воде? Какая она? (дети берут со стола стакан с водой)
1. Посмотрите на нее (бесцветная).
2. Понюхайте (без запаха).
3. Попробуйте (без вкуса).
4. Переливает в другой стакан (текучая).
Вот сейчас мы вместе с Капелькой проверим, что же произойдет с сахарным песком? Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать при экспериментировании.
(Воспитатель показывает карточки с символами)
Дети отвечают, а воспитатель обобщает:
- нельзя без разрешения брать предметы и вещества,
- нельзя брать их в рот,
- трогать после опыта глаза руками,
- внимательно слушать задание,
- убирать за собой после опытов,
- мыть руки после окончания опытов.
Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично помните. Давайте возьмем ложечки ребята, добавим сахарный песок в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром, дома, когда собираемся пить чай.
Теперь наблюдаем, что изменилось? Вы видите сахар?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, сахар постепенно растворился в воде. Как вы думаете, ребята, какая теперь стала вода? Ведь мы туда добавили сахар.
Дети: Сладкая! Вкусная!
Воспитатель: А ее можно пить ребята? (Да)
Воспитатель: А если мы добавим соль, какого вкуса станет вода?
Дети: Соленого!
Воспитатель: Правильно, а ее можно пить? (Да) Верно, соль мы добавляем, когда варим, например, суп, и он становится соленый.
Воспитатель: А, что же будет, если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он растворится? Как вы думаете?
Дети: Нет!
Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте речной песок и перемешайте, растворился или нет?
Дети: Не растворился.
Воспитатель: Правильно ребятки, он не растворился, т. к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. И посмотрите внимательней ребята, что же еще произошло с водой? Какая она стала?
Дети: Мутная, грязная…
Воспитатель: А эту воду, можно пить ребята? (нет, потому что песок не съедобное вещество). Ребята покажите Капельке свои стаканчики. Вот видишь, Капелька, речной песок не растворяется в воде, запомни это!
Капелька: Что-то я устал ребята, мне бы отдохнуть…
Воспитатель: Ребята, Капелька предлагает нам всем отдохнуть и сделать веселую разминку вместе с ней.
Физкульт.Минутка:
Лейся, лейся, дождик (показываем ручками сверху-вниз как льется дождь)
Мы с тобою дружим. (обнимаем себя)
Хорошо шагаем (имитируем шаг)
Мы с тобой по лужам.
А теперь насос включаем,
Воду из речки качаем. (показываем, как будто включаем насос)
Влево - раз, вправо - два. (поворот на лево, на право)
Потекла ручьем вода. (ручки внизу показывают, как течет вода)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем мамы стираю ваши вещи?
Дети: Вода + стиральный порошок.
Воспитатель: Правильно. Почему мама добавляет в воду стиральный порошок, а не песок?
Дети: порошок растворяется, отстирывает грязь; песок не растворяется, пачкает одежду.
Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте ложечку стирального порошка в воду и перемешайте, понаблюдаем, что произойдет? Какая стала вода?
Дети: Мутная, мыльная, появились пенные пузырьки.
Воспитатель: Что стало с порошком?
Дети: Он растворился.
Как вы думаете, ребята, а эту воду можно пить?
Дети: Нет! Это не съедобное вещество.
Воспитатель: Верно, молодцы! Ребята возьмите ложечки и добавьте теперь последнее наше вещество, это камешки, что произошло с водой?
Дети: Ничего не произошло.
Воспитатель: Правильно ребята, ничего не произошло. Потому что камни не растворяются, они тонут в воде. Посмотрите, они оказались на дне стакана, почему как вы думаете ребята?
Дети: потому что камни тяжелые…
Воспитатель: Дети, итак, сегодня, мы с вами познакомились с одним из свойств воды - растворимостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной к школе группе "Вода - удивительное вещество"
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-удивительное вещество».Цель: систематизирование знаний детей о воде и ее свойствах.Задачи: - обра...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебные превращения»
- Расширить представление детей о свойствах различных материалов (воды, бумаги, магнита);- Развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей;- Развивать мелкую моторику в процессе обследовател...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды
Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Познавательный вечер. Волшебные превращения»
Цель: Формировать знания посредством экспериментально-исследовательской деятельности, о свойствах воздуха....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...