Конспект опытно-экспериментальной деятельности Состояния и превращения веществ. Растворимость.
план-конспект занятия (старшая группа)

Елена Сергеевна Синичкина

Цель: Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostoyaniya_i_prevrashcheniya_veshchestv._rastvorimost.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект опытно-экспериментальной деятельности

Состояния и превращения веществ. Растворимость.

Цель:

1. Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде.

2. Дать понять детям, что некоторые вещества не только растворяются в воде, но и меняют ее вкус, цвет.

3. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

4. Развивать исследовательскую деятельность детей.

Демонстрационный материал:

Упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек», карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значениях и свойствах воды, просмотр мультфильма «крокодил Гена и Чебурашка чистят речку».

Материал: Вода в стаканчиках на столе у каждого, ложечки, тарелочки каждому; вещества: сахарный песок, песок, стиральный порошок, камни.

Проблемный вопрос: Какие вещества растворяются в воде, а какие нет?

Ход:

Воспитатель (показывает картинки): Скажите, ребята, дождь, снег, иней, роса - это что?

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем проводить эксперименты с водой. Но ребята, посмотрите к нам в гости кто-то пришел. Кто это? (Капелька воды)

Верно, наша знакомая Капелька воды. С собой Капелька принесла «чудесный мешочек». Интересно, что лежит в мешочке? (Капелька постепенно достает пакетики с веществами, воспитатель спрашивает у детей что это)

Дети: Сахарный песок, песок, стиральный порошок, камешки.

Воспитатель: Капелька, а зачем ты все это к нам принесла?

Капелька: Вы знаете, болтливые сороки на крыше, рассказали мне, что все эти вещества растворяются в воде, и я решила показать это ребятам.

Воспитатель: А ты уверена, Капелька, что все эти вещества растворяются в воде?

Капелька: Да, можете проверить.

Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете? Все ли эти вещества растворяются в воде?

Дети: Да/Нет.

Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим. Но сначала давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Что она может делать?

Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.

Воспитатель: Верно. Ребятки, а что можно сказать о воде? Какая она? (дети берут со стола стакан с водой)

1. Посмотрите на нее (бесцветная).

2. Понюхайте (без запаха).

3. Попробуйте (без вкуса).

4. Переливает в другой стакан (текучая).

Вот сейчас мы вместе с Капелькой проверим, что же произойдет с сахарным песком? Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать при экспериментировании.

(Воспитатель показывает карточки с символами)

Дети отвечают, а воспитатель обобщает:

- нельзя без разрешения брать предметы и вещества,

- нельзя брать их в рот,

- трогать после опыта глаза руками,

- внимательно слушать задание,

- убирать за собой после опытов,

- мыть руки после окончания опытов.

Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично помните. Давайте возьмем ложечки ребята, добавим сахарный песок в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром, дома, когда собираемся пить чай.

Теперь наблюдаем, что изменилось? Вы видите сахар?

Дети: Нет!

Воспитатель: Правильно, сахар постепенно растворился в воде. Как вы думаете, ребята, какая теперь стала вода? Ведь мы туда добавили сахар.

Дети: Сладкая! Вкусная!

Воспитатель: А ее можно пить ребята? (Да)

Воспитатель: А если мы добавим соль, какого вкуса станет вода?

Дети: Соленого!

Воспитатель: Правильно, а ее можно пить? (Да) Верно, соль мы добавляем, когда варим, например, суп, и он становится соленый.

Воспитатель: А, что же будет, если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он растворится? Как вы думаете?

Дети: Нет!

Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте речной песок и перемешайте, растворился или нет?

Дети: Не растворился.

Воспитатель: Правильно ребятки, он не растворился, т. к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. И посмотрите внимательней ребята, что же еще произошло с водой? Какая она стала?

Дети: Мутная, грязная…

Воспитатель: А эту воду, можно пить ребята? (нет, потому что песок не съедобное вещество). Ребята покажите Капельке свои стаканчики. Вот видишь, Капелька, речной песок не растворяется в воде, запомни это!

Капелька: Что-то я устал ребята, мне бы отдохнуть…

Воспитатель: Ребята, Капелька предлагает нам всем отдохнуть и сделать веселую разминку вместе с ней.

Физкульт.Минутка:

Лейся, лейся, дождик (показываем ручками сверху-вниз как льется дождь)

Мы с тобою дружим. (обнимаем себя)

Хорошо шагаем (имитируем шаг)

Мы с тобой по лужам.

А теперь насос включаем,

Воду из речки качаем. (показываем, как будто включаем насос)

Влево - раз, вправо - два. (поворот на лево, на право)

Потекла ручьем вода. (ручки внизу показывают, как течет вода)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем мамы стираю ваши вещи?

Дети: Вода + стиральный порошок.

Воспитатель: Правильно. Почему мама добавляет в воду стиральный порошок, а не песок?

Дети: порошок растворяется, отстирывает грязь; песок не растворяется, пачкает одежду.

Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте ложечку стирального порошка в воду и перемешайте, понаблюдаем, что произойдет? Какая стала вода?

Дети: Мутная, мыльная, появились пенные пузырьки.

Воспитатель: Что стало с порошком?

Дети: Он растворился.

Как вы думаете, ребята, а эту воду можно пить?

Дети: Нет! Это не съедобное вещество.

Воспитатель: Верно, молодцы! Ребята возьмите ложечки и добавьте теперь последнее наше вещество, это камешки, что произошло с водой?

Дети: Ничего не произошло.

Воспитатель: Правильно ребята, ничего не произошло. Потому что камни не растворяются, они тонут в воде. Посмотрите, они оказались на дне стакана, почему как вы думаете ребята?

Дети: потому что камни тяжелые…

Воспитатель: Дети, итак, сегодня, мы с вами познакомились с одним из свойств воды - растворимостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной к школе группе "Вода - удивительное вещество"

Конспект опытно-экспериментальной деятельности  в подготовительной группе «Вода-удивительное вещество».Цель: систематизирование знаний детей о воде и ее свойствах.Задачи:  - обра...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебные превращения»

- Расширить представление детей о свойствах различных материалов (воды, бумаги, магнита);- Развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей;- Развивать мелкую моторику в процессе обследовател...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды

Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Познавательный вечер. Волшебные превращения»

Цель: Формировать  знания  посредством   экспериментально-исследовательской   деятельности, о  свойствах   воздуха....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...