Конспект опытно-экспериментальной деятельности Человек. Наши помощники – глаза
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: способствовать осознанию детьми важности органов зрения для жизнедеятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek._nashi_pomoshchniki_-_glaza.docx | 108.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
Человек. Наши помощники – глаза
Цель: способствовать осознанию детьми важности органов зрения для жизнедеятельности человека.
Задачи: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Познакомить детей со строением глаза, показать, какую роль играет зрение в жизни человека. Закрепить знания детей о том, что полезно, что вредно для глаз.
Предварительная работа:
1. Беседы по теме «Зрение».
2. Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения, использование офтальмологического тренажера Базарного.
3. Сложно-ролевая игра «Больница» (на приеме у окулиста).
4. Чтение стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза», А. Барто «Очки».
5. Рассматривание познавательных рисунков.
Материалы: картинки «вредно и полезно для глаз», картина «продукты питания, полезные для глаз», иллюстрация «строение глаза», зашумленные картинки по теме «овощи».
Ход:
Ребята! Отгадайте загадку:
Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной (глаза)».
Педагог: «Ребята, а зачем человеку глаза?»
Дети: «С помощью глаз человек видит предметы, их размеры, цвета, форму. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени».
Педагог, используя схему строения глаза, рассказывает и показывает:
Глаз - волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен,
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружён.
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдем же дом скорей
Ни крылечка, ни дверей.
Впереди кружочек тонкий –
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло –
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз – домок.
В центре радужки – зрачок,
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой – тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинку не смотри –
В домике невидное
Тело стекловидное.
Оно прозрачно, как алмаз…
Строение глаза
Педагог: «А как вы думаете, для чего нам нужны брови, ресницы, веки?»
(ответы детей)
Педагог: «Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановят брови; если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.
А сейчас мы проверим ваши глазки. Поиграем с мячом».
Физразминка «Мячик»
Веселый мяч помчался вскачь, (дети смотрят вдаль)
Покатился в огород, (дети смотрят на кончик носа)
Докатился до ворот, (дети смотрят вниз)
Покатился под ворота,
Добежал до поворота. (дети выполняют круговые
Там попал под колесо. движения глазами)
Хлопнул, лопнул – вот и все! (закрывают глаза)
Педагог: «Ребята, если о глазах плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности, нам надо беречь глаза».
Дидактическая игра «Что полезно, а что полезно для глаз»
Педагог: «Возьмите по одной карточке. То что полезно для глаз – положить к смешной рожице, а что вредно для глаз положить к грустной рожице. Объясните свой выбор».
Педагог использует карточки со следующими сюжетами:
1. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате.
2. Ребенок читает в транспорте.
3. Ребенок трет глаза грязными руками.
4. Ребенок вытирает глаза чистым платком.
5. Ребенок смотрит телевизор или играет на компьютере, сидит близко к экрану.
6. Ребенок читает лежа.
7. Ребенок держит ножницы и карандаши острием вверх.
Педагог: «Ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз? Попробуйте с закрытыми глазами пройти по группе или на ощупь определить незнакомый предмет (можно завязать ребенку глаза чистым платком)».
Педагог: «На земле есть люди, которые ничего не видят. Как называется такой человек?»
Дети: «Слепой».
Педагог: «Наше государство заботится о таких людях. Для слепых построены школы, где их учат читать с помощью пальцев, обучают собак – поводырей, которые помогают человеку ориентироваться на улице. А как помочь такому человеку?»
Дети: «Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам. Зайти в транспорт, купить продукты, лекарства и т. д.».
Педагог: «Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для глаз?»
Дети: «Морковь, черника, перец…»
Педагог: «А еще очень полезны для глаз укроп, шиповник, рябина, тыква, черная смородина, петрушка, капуста, лимоны, печень, сливочное масло, рыба, молоко и т. д.».
Из набора картинок «Продукты» дети выбирают наиболее полезные для глаз.
Педагог: «На картинке спрятались овощи (зашумленный рисунок). Назовите овощи и обведите по контуру тот, в котором много витамина «А» (морковь)».
«Ребята, так что надо сделать. Чтобы глаза были здоровыми?»
Дети: «Беречь глаза, охранять их от пыли и грязи, делать гимнастику для глаз, не смотреть книги лежа, есть продукты, содержащие витамины и т. д.».
Педагог: «Глаза – наши незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающее, узнаем друг друга. У больного человека меняется цвет глаз, по глазам можно определить, какой человек, добрый или злой, правду он говорит или нет. Глаза могут передавать наше настроение. Если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид, а если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну. А если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»
Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...
конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"
Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности: "Зачем нужны глаза" средняя группа возраст детей 4-5 лет
ООД: Познавательное развитие. Опытно-экспериментальная деятельность . Тема: Зачем нужны глаза. Средняя группа. Возраст детей 4-5 лет....