Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
консультация

Хакимова Ильнара Ринатовна

Вопрос  создания  развивающей  предметно-пространственной   среды  в  дошкольных учреждениях на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что  в  ФГОС  ДО  отдельно  выделены  требования  к  развивающей  предметно-пространственной среде 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 7 «МАЛЫШ» Г. АГРЫЗ

АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

консультация для педагогов

Подготовила и выступила:

Воспитатель

МБДОУ- д/сада № 7

Хакимова И. Р.

Октябрь 2020 год

Вопрос  создания  развивающей  предметно-пространственной   среды  в  дошкольных учреждениях на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что  в  ФГОС  ДО  отдельно  выделены  требования  к  развивающей  предметно-пространственной среде (п.3.3. ФГОС ДО).

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольного  учреждения

является  одним  из  основных  средств,  формирующих  личность  ребенка,  источником получения  знаний  и  социального  опыта.  Именно  в  дошкольном  возрасте  закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со  взрослыми  и  детьми.  Поэтому  созданная  в  учреждении  развивающая  предметно-пространственная  среда  многогранно  влияет  на  развитие  ребенка,  способствует  его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его  жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается

строительство личности ребенка.

Образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее  развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования.

Понятие  развивающая  предметно-пространственная  определяется  как  «система материальных  объектов  деятельности  ребенка,  функционально  моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Выдающийся  философ  и  педагог  Жан  Жак  Руссо,  одним  из  первых  предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.

В настоящее время педагоги стараются создать условия, способствующие позитивной социализации  дошкольников  через  интеграцию образовательных  областей  «Социально-коммуникативной»,  «Познавательной»,  «Речевой»,  «Художественно-эстетической», «Физической».

Все  виды  детской  деятельности  (игра,  общение,  познавательно-исследовательская деятельность и др.) в пределах каждой образовательной области должны реализовываться на основе потенциала развивающей предметно - пространственной среды ДО. Педагоги   учитывают  всѐ,  что  может  эффективно  способствовать  всестороннему развитию  наших  воспитанников,  обеспечивать  психическое  и  эмоциональное

благополучие  с  учѐтом  склонностей,  интересов,  уровня  активности  каждого  ребѐнка. Организуют  предметную  среду  в  группах,  музыкальном  зале,  в входных группах.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного возраста в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Принципы построения предметно-развивающей среды.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе её проектирования Артур Владимирович Петровский (советский и российский психолог)  предлагает придерживаться следующих принципов:

 принцип дистанции при взаимодействии;

 принцип активности, самостоятельности, творчества;

 принцип стабильности-динамичности;

 принцип комплексирования и гибкого зонирования;

 принцип эмоциогенности среды;

 индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого

ребенка и взрослого;

 принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации

среды;

 принцип открытости-закрытости;

 принцип учета половых и возрастных различий детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

• содержательно-насыщенной

• трансформируемой

• полифункциональной

• вариативной

• доступной

• безопасной

Насыщенность среды (разнообразие материалов, оборудования и инвентаря - в здании и на участке) должна соответствовать: возрастным возможностям детей, содержанию Программы

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: • от образовательной ситуации,

• от меняющихся интересов детей,

• от возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.) наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления (полифункциональных) предметов (в том числе природные материалы, предметы-заместители)

Вариативность среды предполагает: • наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.

• разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования обеспечивающих свободный выбор детей

• периодическую сменяемость игрового материала стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

• появление новых предметов

Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности исправность и сохранность материалов и оборудования

Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

(изложены в разделе Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования)

предполагают наличие специальных:

• архитектурных условий

• методических пособий

• дидактических материалов

• спортивного оборудования

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

   РППС  группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

   РППС организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. В группах старших дошкольников необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

   Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе:

 пространство;

 время;

 предметное окружение

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие

ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих

позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в

среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена

её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса

предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо

выделить следующие зоны для разного вида активности:

- рабочая;

- активная;

- спокойная.

РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок театрализованной деятельности;

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• спортивный уголок;

• уголок для экспериментирования;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

  •  центр ППД
  • центр пожарной безопасности
  • центр труда, уголок дежурств
  • центр «мы познаём мир» или уголок краеведения
  • центр сенсорного развития
  • центр математического развития
  • центр речевого развития или уголок речи грамотности
  • центр «будем говорить правильно
  • центр «здравствуй, книжка!»
  • логопедический уголок
  • центр физического развития
  • центр сохранения здоровья

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, презентация "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС."

В презентации содержится материал о том. как можно организовать предметно-развивающию среду в Доу в соответствии с ФГОС, содержит много фотоматериалов....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Статья посвящена вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...

Презентация "Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС".

Материал содержит информацию о РППС  группы. Выделена актуальность темы, принципы подбора материала для развивающей среды по возрастам....

Тематический семинар «Актуальные вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО»

На семинаре выступили воспитатели Акимова М. В. и Усачевская Ж. Г., медицинская сестра Яшина С. В. Зам. директора по УВР Еремичева М. В. и старший воспитатель Родионова Л. А. предложили педагогам пр...

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС

методическая разработка, представлена таблица по организации РППС во всех возрастных группах ДОУ....