Мастер класс «Исследовательская деятельность дошкольников"
методическая разработка
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master5_2.doc | 55.5 КБ |
презентация мастер-класса | 525 КБ |
самоанализ мастер класса | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 «Колосок»
р.п. Озинки Озинского района Саратовской области
Мастер-класс на конкурс: «Воспитатель года»
Тема: «Исследовательская деятельность дошкольников»
Воспитатель: Борисова Н.Г..
Образование: среднее - специальное
Стаж работы:31 лет
Категория: Первая
Озинки 2021 г
Мастер - класс: «Исследовательская деятельность дошкольников
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников
Задачи:
- Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
- Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
- Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
- С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
Материалы для игр – экспериментов: презентация, стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа;
Ход мастера - класса:
Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале. начать мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.
Добрый день всем членам жюри!
Добрый день всем участникам конкурса!
Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!
Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!
Добрый день всем, кто находится в этом зале!
1слайд; Воспитатель: Мой мастер - класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» Цель моего мастер- класса: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов – дошкольников и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:
Любознательные дети,
Все желают знать на свете?
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться
А учиться и учиться.
Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
Очень много вопросов «почему», «как», «бывает-не бывает» возникают у детей.
- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?
- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).
- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?
-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?
2 слайд; Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
3 слайд; Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает речь стимулирует познавательную активность и любознательность.
Наша задача взрослых – создать условия для экспериментирования .
4 слайд; Подвижный и активный ребенок задает много вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование.
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
Воспитатель: С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.
(Приглашаются 3 коллеги из зала).
- Как вы думаете, с какими объектами увлекательно и безопасно проводить опыты для детей дошкольного возраста?
Коллеги: с живой, неживой, другими объектами.
Воспитатель: Перечислите с какими объектами неживой природы можно проводить эксперименты:
Коллеги: вода, снег, солнце, камни, песок, глина,… воздух.
Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.
- Предлагаю вам провести опыты со следующим объектом неживой природы – водой и вспомнить свойства воды.
Свойства воды:
прозрачная,
бесцветная,
текучая,
без запаха,
принимает любую форму, в которую её налить,
растворяет вещества,
может замерзать,
может испаряться,
вода расширяется и сжимается.
Воспитатель:
5 слайд; -Как вы думаете, какой опыт может доказать свойство воды:
Я налью из кувшина воду в стакан, перелью из стакана в стакан; при этом вода свободно течёт сверху вниз.
- Если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)
- Можно взять пипетку и капнуть несколько капель на картон. (По ровной поверхности вода растекается в разные стороны).
Воспитатель: -
-- Во всех этих случаях одно и то же свойство воды. (свойство — текучесть). Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
Воспитатель: В стакан с чистой водой мы бросаем монетку. Мы видим её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне стакана? Вода - прозрачное, бесцветное вещество.
Воспитатель Вода - Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха.
Воспитатель: Следующее задание:
Воспитатель: Может ли вода иметь какую – то форму?
Коллеги: - нет
Воспитатель: Как это проверить?
Коллеги: - заполнить сосуды водой
Воспитатель: Я предлагаю взять сосуды разной формы и заполнить их водой. Чтобы было наглядно, воду подкрашиваем
- Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (воронкой)
(при этом повторяя термины: широкий, узкий)
Коллеги наливают во все сосуды, рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.
Воспитатель- «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам особо понравившийся детям - научный эксперимент «Цветная жидкость».
Воспитатель: Помогите мне пожалуйста провести эксперимент?
На столе в одинаковых пропорциях находится жидкость: сироп, подкрашенная вода и подсолнечное масло.
Воспитатель: Чтобы получить сироп, мы должны в воде растворить сахар (а если соль – получается рассол), тем самым мы повторяем свойство воды растворяет вещества, сироп у меня готовый; для наибольшего эффекта опыта, я со своими детьми воду мы подкрашиваем в любой цвет и подсолнечное масло. Обязательно берем одинаковые пропорции.
Воспитатель: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?
- Проделаем опыт: первым вливаем сироп, затем подкрашенную воду и последнее – подсолнечное масло.
- В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине подкрашенная вода, а масло всплыло наверх
(легкая плотность).
6 слайд: Воспитатель: Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели».
- Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.)
- Обратите внимание на стакан с обычной водой.
Воспитатель: Что произошло с пластилином.
Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно
Воспитатель: Почему?
Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.
Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой
- Что мы видим?
Коллеги: пластилин поднялся наверх
Воспитатель: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.
7 Слайд:Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.
При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!
-Я благодарю вас за прекрасную работу.
Воспитатель: Свое выступление я хотела бы закончить словами:
«Быть, может, труд наш с виду неприметен
Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,
Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»
Вот в этом ведь и есть секрет:
«Ценнее нашего труда на свете нет!»
Воспитатель: Благодарю за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Задачи : Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности ; Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников .
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ребенок очень любознателен . Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п . Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает речь стимулирует познавательную активность и любознательность
Подвижный и активный ребенок задает много вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
Опыты с водой. 1.Наливаем из кувшина воду в стакан, переливаем из стакана в стакан; при этом .вода свободно течёт сверху вниз. - Если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.) 2. Взять пипетку и капнуть несколько капель на картон. ( По ровной поверхности вода растекается в разные стороны ). 3. В зять сосуды разной формы и заполнить их водой. Чтобы было наглядно, воду подкрашиваем. Вода принимает форму сосуда, в который она налита 4. Н аучный эксперимент «Цветная жидкость ». О динаковых пропорциях находится жидкость: сироп, подкрашенная вода и подсолнечное масло . П ервым вливаем сироп, затем подкрашенную воду и последнее – подсолнечное масло
5.Налить в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Кусочки пластилина опустились на дно. С газированной водой они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.
Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе. При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!
Предварительный просмотр:
Самоанализ мастер-класса
проведенного воспитателем дошкольного образования
МДОУ Д/С№4 «КОЛОСОК» Борисовой Натальи Григорьевной
В рамках конкурса «Воспитатель года 2021» 29 марта 2021 года
на тему: «Исследовательская деятельность дошкольников»
Целью данного мастер-класса является распространение моего опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов. Были решены следующие задачи: ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей; привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно-исследовательской деятельности; с помощью мастер-класса передать свой опыт путем прямого показа последовательных действий методов и приемов, форм педагогической деятельности.
Мастер-класс был проведен с воспитателями и членами жюри ,без участия детей. В результате проведенного мастер-класса цель была достигнута с помощью следующих методик и приемов:
Рассказ
Слайдовая презентация
Практическая работа каждого слушателя
Дейл Карнеги говорил: «На свете есть только один способ побудить кого-либо, что-либо сделать, это заставить захотеть это сделать». Поэтому, я считаю, что мотивация один из важных моментов в организации занятия.
В первой части был применен организационный момент. Приветствие было проведено в стихотворной форме, которое помогло наладить дружеские взаимоотношения между коллегами. Мне удалось быстро и без проблем настроить участников мастер класса на работу, установить необходимый контакт со слушателями. Также в первой части была объявлена тема моего мастер -класса и его цель. С помощью мультимедийной презентации были представлены теоретические материалы по данной теме. Что обеспечило наглядность, доступность материала.
В основной практической части мастер- класса была проведена опытно-экспериментальная деятельность. С помощью коллег мною было предложено провести опыты с водой, вспомнить ее свойства. С помощью опытов мы повторили все свойства воды, жидкое без запаха без цвета без вкуса, что она принимает форму сосуда.
Сегодня требования времени таковы, что необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребёнка, его творческих способностей, воображения, познавательной активности, зрительной памяти, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Такие задачи позволяет решать занятия по экспериментальной деятельности. Проведения опытов побуждает детей проявить интеллектуальные способности, коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, полученными на занятиях в детском саду. В завершении мною была дана положительная оценка работы слушателей, высказана благодарность за поддержку.
Я предложила коллегам с помощью рефлексии оценить мой мастер- класс, оценить пользу и актуальность моей работы.
Вывод. Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, побывать в роли детей. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной, мне с педагогами было легко общаться. Практическая часть прошла на позитиве, все справились с заданием на отлично.
Я считаю, что данный мой- мастер класс может быть интересен педагогам работающим по теме экспериментально деятельности. Педагог использующий экспериментальную деятельность в своей работе найдет для себя что-то новое, а не работающий поймет насколько это интересно и увлекательное занятие.
В целом, мне мастер -класс понравился, результатом я довольна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни"
Мастер-класс для педагогов дошкольного учреждения...
Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей».
конспект проведения Мастер - класса с педагогами ДОУ....
Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".
Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...
Мастер-класс "Исследовательская деятельность старших дошкольников"
Развитие познавательной активности дошкольников. через поисково-исследовательскую деятельность....
Мастер - класс: «Исследовательская деятельность дошкольников»
laquo;Исследовательская деятельность дошкольников»...
Мастер – класс «Исследовательская деятельность дошкольников»
Предлагаем вашему вниманию сценарий мастер-класс по организации исследовательской деятельности для старших дошкольников.Цель: привлечение внимания педагогов к развитию познавательно-исследовательской ...
Мастер класс «Исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей у дошкольников».
Цель: Повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей ОУ. Задачи: создать атмосферу творческого поиска;с...