Самообразование "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов"
методическая разработка
Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2020-21g.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинка» р.п Ковернино
План по самообразованию
Тема:
«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Выполнила : Дурандина Галина Андреевна
Должность: старший воспитатель
Образование: высшее
Педагогический стаж: 15 лет
Категория: первая
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной
работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились,
сколько бы ни знали, знанию и образованию нет
ни грани, ни пределов.
Н.А. Рубакин
Введение.
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.
Актуальность темы.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.
Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.
Цель самообразования:
Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.
Задачи:
1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, МО, методическая литература, журналы.
Форма самообразования: Индивидуальная
Срок реализации программы самообразования: 2020 - 2021 гг.
Представление материала: выступления из опыта работы на педагогических советах, МО, мастер-классы.
Основные этапы работы по теме самообразования:
Прогностический
Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
Практический
Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.
Обобщающий
Подведение итогов, оформление результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность
Внедренческий
Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)
Предполагаемый результат
для старшего воспитателя
1. Расширить знания по данной теме.
2. Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления
3. Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
4. Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.
для педагогов:
1. Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.
2. Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.
Направления самообразования.
Профессиональное:
1. Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
2. Пройти курсы повышения квалификации.
3. Продолжить работу по диссимиляции.
4. Посещать семинары разного уровня, МО, участвовать в обмене опытом.
5. Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.
6. Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.
Психолого-педагогическое:
1. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
2. Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами
Методическое:
1. Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
3. Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.
4. Проводить открытые мероприятия на муниципальном уровнях.
5. Принимать активное участие в работе МО воспитателей ДОУ.
6. Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.
Формы представления результатов педагогической деятельности
1. Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
2. Выпуск буклетов, памяток.
3. Представление результатов педагогической деятельности на муниципальном и региональном уровнях, сайте ДОУ, МО.
План работы по самообразованию
2020 – 2021г.
Определение темы самообразования, планирование системы работы
Разработка программы по самообразованию
Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования
Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса
Обобщение и систематизация знаний, оформление информационных материалов по проблеме
Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ
Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
Совершенствование использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе
Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ
Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса
Реализация программы развития
Повышение качества воспитательно-образовательного процесса
Разработка методических мероприятий с применением ИКТ
Систематизация используемых материалов
Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ
Систематизация используемых материалов
Разработка модели методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Участие педагогов в методических мероприятиях
Участие в методической деятельности, распространение опыта работы
Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс
Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, активизация активности педагогов
Выступление на мероприятиях муниципального уровня
Распространение опыта работы МО
Проведение мастер-классов для педагогов ДОУ
«Технология проблемного обучения»
Повышение профессиональной компетентности
Участие в работе МО
Обмен опытом работы
Приобретение новых знаний
Участие в конкурсах профессионального мастерства на различном уровне
Повышение профессиональной компетентности
Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации
Оценка эффективности программы самообразования
Эффективность программы:
- достижение положительной динамики качества воспитательно-образовательного процесса;
- результативность использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
-эффективность модели методического сопровождения педагогов ДОУ
Этапы реализации | Содержание работы | Форма методической работы с педагогическими кадрами | Предполагаемый результат
|
Подготовительный этап: сентябрь-октябрь 2020г. | 1.Изучение научно-методической литературы. 2. Изучение и анализ уровня профессиональной компетенции педагогов.
| Оформление информационных материалов по проблеме, анкетирование, использование диагностических карт, мониторинг пед.кадров: «Оценка профкомпетентности педагога ДОУ»
| Выявить трудности в работе педагогов |
Основной этап: ноябрь 2020 – апрель 2021гг. | Совершенствование и нарабатывание аналитических и инновационных умений и методов работы по самообразованию. Развитие рефлексивных способностей педагогов и способностей изучать и выбирать педагогические технологии, соответствующие образовательным задачам ДОУ.
| Посещение семинаров, конференций, занятий коллег
| Трасформация передового опыта, |
Проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы
| Повышение профессионализма через изучение опыта работы коллег | ||
Самостоятельное изучение новинок методической литературы
| Повышение профессионализма педагога через самостоятельную работу с литературой | ||
Работа в малых творческих группах с презентацией педагогических достижений | Мотивация к освоению новых методик и технологий | ||
Использование Интернет- сайта | Повышение новой информации | ||
Заключительный этап: май 2021г | Овладение педагогами навыками самостоятельной работы, развитие самооценки профессиональных качеств. Обобщение опыта работы по самообразованию. | Система мониторинга по вопросам самообразования
| Отслеживание эффективности самообразования педагогов |
План мероприятий
№ | Мероприятие | Срок | Ожидаемый результат |
1 этап | 1. Анкетирование педагогов «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии» | Сентябрь | Определить стадии развития педагогов: Активно реализуют свои потребности в саморазвитии, Отсутствует сложившаяся система развития, Стадия остановившегося развития. |
2. Анкетирование педагогов «Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов» | Сентябрь | Выявить способности педагогов к самообразованию | |
3.Анкетирование педагогов «Степень владения навыками самостоятельной работы» | Октябрь | Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы | |
Разработка памятки по самообразованию
| Октябрь | Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию. | |
2 этап | Составление педагогами плана по самообразованию | Октябрь | Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений. |
Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений, памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению» | Ноябрь | Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.) | |
Разработка рекомендаций «Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности» | Ноябрь | Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач. | |
Проведение мастер-классов для педагогов ДОУ «Технология проблемного обучения»
| Ноябрь | Повысить профессиональную компетенцию педагогов в области образования, умения работать в группах | |
Консультация на тему: «Современные представления о профессиональной компетентности» | Декабрь | Способствовать современному пониманию педагогов о профессиональной компетенции | |
Практическое занятие «Деловая игра «Аукцион идей»
| Январь | Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой. | |
Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год | Январь май | Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее. | |
Оформление инновационного банка
| Февраль | Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития. | |
Алгоритм работы над темой самообразования. Презентация на тему: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
| По плану ДОУ в течение года | Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов. | |
Участие педагогов в работе консультационного центра для родителей. Выпуск тематических газет | В течение года | Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями. | |
Участие педагогов в мероприятиях творческих объединений | В течение года по плану | Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний. | |
Изучение нормативно-правовых документов | В течение года по плану ДОУ | Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. | |
Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов) | Ежемесячно | Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики. | |
3 этап | Семинар - практикум: «Организация работы творческой группы в ДОУ» Содержание работы по самообразованию
| Май | Помочь педагогам в организации работы творческой группы Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом. |
| Консультация на тему: «Ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога» | Май | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками. |
Подведение итогов работы, оценка результатов, оформление методических пособий, программ | Май | Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний. |
Прогнозируемые результаты
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:
Растет число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации и переквалификации.
Педагоги ДОУ принимают активное участие в конкурсах на разном уровне , демонстрируя свой опыт и достижения в образовании детей.
Делятся опытом на методических объединениях:
В целом методическое сопровождение оказало влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволило педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.), опирается на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; нашло отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствовать развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
Таким образом, методическое сопровождение позволило обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования педагогов:
• разработаны методические пособия, программы, сценарии;
• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;
• разработаны и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;
• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотек по проблеме;
•советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составлены перспективные планы работы с детьми;
• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;
• повышение качества ЗУНа у детей
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
3. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.
4. Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
5. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова – М.: Айрис-пресс. – 2013г
6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2017г.
7. Волобуева Л.М.Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2015г. – №6. – С.70-78.
8. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003. – 2013г.
9. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.
10. МикляеваН.В.Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.
11. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015г.– 80с.
Статьи из сборников, журналов:
- Жеребятьева, С.В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов [Текст]/ С.В. Жеребятьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №10. – С. 5 – 15.
- Кучергина, О.В. Структура методической службы ДОУ [Текст]/ О.В. Кучергина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №2. – С. 10 – 21.
- Медведникова, Л.Ф. Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ [Текст]/ Л.Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10-. – С. 21 – 33.
- Смирнова, М.В. Модель методической службы ДОУ [Текст]/ М.В. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. №10. – С. 7 – 11.
Интернет - ресурсы
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть»http://nsportal.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/
- Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов
Основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспит...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня старшего воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2019-2023гг. Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в ц
Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...
Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
План самообразования "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетенции"
План самообразования "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетенции"...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2019-2020 годы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения ка
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...