Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов
консультация на тему

Иргит Саяна Намчал-ооловна

Основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Поэтому старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение работать с людьми.

В чем же заключается умение "работать с людьми" для меня как старшего воспитателя? Среди педагогов наших детских садов воспитатели и специалисты с различным образовательным и квалификационным уровнем. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методикупедагогический прием и т. д. Поэтому для меня самым трудным является найти подход к каждому из них. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Ведь очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

Немаловажным условием успешности этой команды является слаженность и единство требований руководителя дошкольного учреждения и старшего воспитателя. Умение наладить контакт с педагогами и руководителемвыработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ – это условие успешности методической работы в ДОУ.

И главными методами в арсенале старшего воспитателя должны быть убеждение и доказательства, умение слушать и слышать собеседника, коллегу. Даже если воспитатель делает что-то не так, я должна убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше.

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.

Актуальность темы. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствованияпрофессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формируетположительные отношения между сотрудниками.

Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.

Цель самообразования:

Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Задачи:

1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.

2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работепо повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУформыметоды, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.

4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, КМО, методическая литература, журналы.

Форма самообразования: Индивидуальная

Срок реализации программы самообразования: 2017 - 2020 гг.

Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах, КМО, мастер-классы.

Основные этапы работы по теме самообразования:

Прогностический - 2017-2018 уч. год. Определение целей и задач работы по выбранной темеразработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

Практический - 2018 – 2019уч. год. Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения. Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т. д.)

Обобщающий - 2019 – 2020 учебный год. Подведение итогов, оформление результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность.

Предполагаемый результат

для старшего воспитателя

1. Расширить знания по данной теме.

2. Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления

3. Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогическогомастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.

4. Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.

для педагогов:

1. Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.

2. Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.

Направления самообразования.

Профессиональное:

1. Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

2. Пройти курсы повышения квалификации.

3. Посещать семинары разного уровня, КМО, участвовать в обмене опытом.

4. Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители).

5. Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.

6. Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.

Психолого-педагогическое:

1. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

2. Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами.

Методическое:

1. Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиямиформамиметодами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.

3. Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.

4. Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.

5. Принимать активное участие в работе КМО заведующих и старших воспитателей ДОУ.

6. Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.

Формы представления результатов педагогической деятельности:

1. Проведение открытых мероприятий.

2. Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.

3. Выпуск буклетов, памяток.

4. Представление результатов педагогической деятельности на муниципальном и региональном уровнях, сайте ДОУ.

План работы по самообразованию на 2017 – 2020 г.

№ Этапы работы Срок

1 - Определение темы самообразования, планирование системы работы;

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования;

- Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. 2017, сентябрь

2 - Обобщение и систематизация знаний, оформление информационныхматериалов по проблеме;

- Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ. весь период

3 - Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ;

Совершенствование использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе. весь период

4 - Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ;

- Мониторинг педагогических кадров: «Оценка уровня профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ»;

Разработка программно- методического сопровождения образовательного процесса;

- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

Разработка методических мероприятий с применением ИКТ. весь период

5 - Систематизация используемых материалов;

- Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ. весь период

6 - Участие педагогов в методических мероприятиях;

- Участие в методической деятельности, распространение опыта работы;

- Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс. 2017 – 2020 гг.

7 Выступление на мероприятиях регионального и муниципального уровня. В течение периода

8 - Распространение опыта работы в КМО;

- Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ «Технология проблемного обучения». 2018- 2020 уч. г

9 - Обмен опытом работы;

- Приобретение новых знаний;

- Участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях. 2017-2020

10 - Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации;

- Оценка эффективности программы самообразования ежегодно май

Эффективность программы:

- достижение положительной динамики качества воспитательно-образовательного процесса;

- результативность использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

-эффективность модели методического сопровождения педагогов ДОУ.

Вывод:

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов должно позволить мне получить стабильные положительные результаты:

- увеличению числа педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации и переквалификации.

Педагоги ДОУ станут принимать активное участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в образовании детей.

- Делятся опытом на кожуунных методических объединениях.

В целом методическое сопровождение должно оказать влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволит педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советовразработке годового плана и др., должно опираться на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; найти отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствовать развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Таким образом, методическое сопровождение должно позволить обеспечению роста педагогического мастерства и на развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня старшего воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2019-2023гг. Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в ц

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...

Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

Самообразование "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов"

Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного п...

План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

План самообразования "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетенции"

План самообразования "Совершенствование  эффективных форм работы методического сопровождения педагогов  в целях повышения уровня профессиональной компетенции"...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2019-2020 годы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения ка

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...