"Планета Земля"
методическая разработка (старшая группа)
цель: продолжать формировать знания о континентах путем знакомства с глобусом, картой.
материалы и оборудование: счетные палочки, глобус, географическая карта, счетные палочки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект в старшей группе по теме "Планета земля" | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Планета Земля. Старшая группа
Цель: Продолжать формировать знания о континентах путем знакомства с глобусом, картой.
Материалы и оборудование: Глобус, географическая карта, счетные палочки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть место, где мы чувствуем себя комфортно и в безопасности. Это наш дом. А в доме вы, где живете?
Дети: Мы живем в квартире.
Воспитатель: Удобно ли вам там жить?
Дети: Да.
Воспитатель: Да, ведь есть и водопровод, и свет, и отопление. Со всем, что есть в доме, вы обращаетесь бережно, если что-то испортилось, приводите в порядок. Ваша квартира находится в подъезде, а подъезд, где?
Дети: в доме.
Воспитатель: а дом?
Дети: Дом находится на улице.
Воспитатель: а улица?
Дети: Улица находится в городе.
Воспитатель: А, где находится город?
Дети: Город находится в стране.
Воспитатель: а страна?
Дети: Страна находится на Земле.
Воспитатель: Вот и получается, что Земля – наш общий дом. В нем есть все, что необходимо для жизни – вода, пища, свет и тепло. И все это надо беречь, любить и пользоваться с умом.
Воспитатель: Дети, а что вы знаете о нашей планете - Земля? Какая она по форме и размеру?
Дети: Наша Земля большая, круглая.
Воспитатель: Да наша планета круглая - это огромный - преогромный шар.
Земля – это огромный шар-планета. На земле есть вода (океаны, моря, реки, озера и др.) и суша, горы, леса. Земля – единственная планета, на которой есть жизнь. (Слайд № 1,2) Планета – это тело в космосе, которое вращается вокруг звезды (слайд №3). Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. Он находится высоко-высоко, выше неба. Космос начинается там, где заканчивается атмосфера, т.е. воздух. В космосе много звезд и планет. Звезды кажутся близкими, но на самом деле они далеко и дотянуться до них невозможно (слайд №4). До космоса можно только долететь на специальном космическом корабле (слайд № 5,6,7). Солнце – это огромная горячая звезда в космосе, вокруг которой вращаются планеты. Солнце дает нам свет и тепло. Без него не было бы жизни на Земле. Без света погибнут растения, а без растений не будет кислорода (того, чем мы дышим) (слайд № 8). Луна – спутник Земли (слайд № 9). Спутник – небесное тело, которое вращается вокруг другого (слайд № 10,11). Когда мы употребляем слово «спутник», мы обычно имеем в виду созданный человеком космический корабль, вращающийся вокруг Земли. Искусственные спутники отправляются в космос с различными целями. Некоторые используются для научных исследований, другие собирают информацию для прогноза погоды.
Важные факты
Земля вращается вокруг солнца. Каким бочком она к нему повернется, тому и теплее – там лето, а на противоположной стороне – зима.
Земля вращается не только вокруг солнца, но вокруг самой себя (своей оси). День с той стороны, которую освещает солнце, а ночь – с противоположной.
Проводим эксперимент с помощью глобуса и фонарика. Выясняем с детьми где ночь и день, где тепло и холодно.
Глобус.
Воспитатель: Дети, вы слышали такое слово, глобус? Что такое глобус?
Дети: Глобус - это модель нашего земного шара.
Воспитатель: Слово «глобус» означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие (слайд № 12).
Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Больше всего на глобусе синего цвета.
Воспитатель: Синего или голубого. Почему нашу планету называют «голубой»?
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено этим цветом?
Дети: Вода, моря, океаны.
Воспитатель: Чтобы запомнить названия океанов мы выучим стихотворение (слайды № 13, 14, 15, 16)
Стихотворение Андрея Усачёва — "Четыре океана":
На нашей Земле океанов - четыре:
Индийский - самый солёный в мире.
Океан Атлантический славен сельдями,
Ледовитый всё время спит подо льдами,
Тихий, конечно же, вовсе не тихий -
А буйный, глубокий и самый великий!
Воспитатель: Предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка.
Вот наши ладошки – хлоп-хлоп-хлоп
Вот наши ножки — топ-топ-топ.
Вот наши щечки — плюх-плюх-плюх.
Вот наши губки — чмок-чмок-чмок.
Вот наши зубки – щелк-щелк-щелк.
А вот и сами детки — (гладят себя по голове)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где на Земле самое холодное место? Покажите его на глобусе. - Самое холодное место на Земле - это южный полюс (слайд № 17). На глобусе он размещается внизу, где проходит земная ось. Здесь вечные льды и морозы. Так же холодно на северном полюсе - самая верхняя точка глобуса (слайд № 18). А как вы думаете, почему на полюсах всегда морозы и снега?
Дети: Потому что там мало солнца.
Воспитатель: Дело в том, что наша планета круглая, и поэтому солнце нагревает ее неодинаково, на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов, а полгода солнце вообще не заглядывает туда. Тогда там идёт полярная ночь (слайд № 19). Те места на Земле, где всегда холодно и лежат вечные снега называются полярным поясом Земли.
Воспитатель: А, как вы считаете, где на Земле всегда жарко?
Дети: на середине.
Воспитатель: - На середине Земли всегда жарко. Здесь проходит воображаемая линия - экватор. Экватор - это как бы поясок, который опоясывает Землю посередине. На экватор всегда падают прямые солнечные лучи, поэтому там всегда жарко и не бывает снега. Такое место на Земле называется тропическим поясом.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что ещё составляют учёные, чтобы изобразить нашу планету? (геогр. карту) (слайд № 20). Давайте посмотрим на карту, какие ещё цвета есть на карте? Как вы думаете, что это?
Дети: желтый, зеленый, коричневый.
Воспитатель: что они означают?
Дети: горы, пустыни, леса.
Воспитатель: правильно. (слайд № 21) Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют МАТЕРИКАМИ. Давайте поищем материки на карте:
Самый маленький материк называется АВСТРАЛИЯ (СЛАЙД № 22, + карта) его название можно расшифровать как «Остров кенгуру».
Самый большой материк называется ЕВРАЗИЯ (СЛАЙД № 23 + карта)
Мы живём на нём.
Самые холодные материки Антарктида(Антарктика) и Арктика.
Антарктида(Антарктика) находится на Южном полюсе там люди не живут, а живут только пингвины и тюлени.
Материк Арктика находится на Северном полюсе, на нём живут белые медведи и Северный олени.
Самый жаркий материк, где никогда не бывает зимы, всегда лето – это Африка (СЛАЙД № 25).
И два материка – смотрите, словно держаться друг за друга – это Северная и Южная Америка. (СЛАЙДЫ № 26, + карта)
Давайте поиграем в игру «найди материк»: - я буду называть материк, а вы по очереди находите.
А теперь отгадайте загадки и скажите, как называются материки:
Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».
Помните то место, где нельзя гулять?
(Африка)
Здесь, среди полярных льдин, важно топчется пингвин.
(Антарктида)
Лишь в стране большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
(Австралия)
Воспитатель: Подумайте, а на чём можно добраться до Африки? До Антарктиды? До Австралии?
Перед вами картинки и палочки, выложите маршрут, дорогу по которой можно добраться до материка.
Выкладывание из палочек.
Давайте мы с вами сделаем карту нашей Земли, чтобы мы с вами не заблудились, если вдруг отправимся путешествовать.
Изготовление карты нашей планеты, при помощи трафаретов материков.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"
Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...
листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"
О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...
Познавательный досуг "Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет земли".
С детьми проводилась познавательная беседа о влиянии природных факторов на экологию нашей планеты и влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую природу....
«Планета Земля в опасности» (акция «Час Земли»)
Закрепить знания детей о природе, о нашей планете. Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности. Развивать сообразительность , логическое мышление...
Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»
Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...
Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.
Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...
Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».
Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...