"Планета Земля"
методическая разработка (старшая группа)

Астапчик Екатерина Ивановна

цель: продолжать формировать знания о континентах путем знакомства с глобусом, картой.

материалы и оборудование: счетные палочки, глобус, географическая карта, счетные палочки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планета Земля. Старшая группа

Цель: Продолжать формировать знания о континентах путем знакомства с глобусом, картой.

Материалы и оборудование: Глобус, географическая карта, счетные палочки.

Ход занятия.

 Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть место, где мы чувствуем себя комфортно и в безопасности. Это наш дом. А в доме вы, где живете?

Дети: Мы живем в квартире.

Воспитатель: Удобно ли вам там жить?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, ведь есть и водопровод, и свет, и отопление. Со всем, что есть в доме, вы обращаетесь бережно, если что-то испортилось, приводите в порядок. Ваша квартира находится в подъезде, а подъезд, где?

Дети: в доме.

Воспитатель: а дом?

Дети: Дом находится на улице.

Воспитатель: а улица?

Дети: Улица находится в городе.

Воспитатель: А, где находится город?

Дети: Город находится в стране.

Воспитатель: а страна?

Дети: Страна находится на Земле.

Воспитатель: Вот и получается, что Земля – наш общий дом. В нем есть все, что необходимо для жизни – вода, пища, свет и тепло. И все это надо беречь, любить и пользоваться с умом.

Воспитатель: Дети, а что вы знаете о нашей планете - Земля? Какая она по форме и размеру?

Дети: Наша Земля большая, круглая.

Воспитатель: Да наша планета круглая - это огромный - преогромный шар.

Земля – это огромный шар-планета. На земле есть вода (океаны, моря, реки, озера и др.) и суша, горы, леса. Земля – единственная планета, на которой есть жизнь. (Слайд № 1,2) Планета – это тело в космосе, которое вращается вокруг звезды (слайд №3). Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. Он находится высоко-высоко, выше неба. Космос начинается там, где заканчивается атмосфера, т.е. воздух. В космосе много звезд и планет. Звезды кажутся близкими, но на самом деле они далеко и дотянуться до них невозможно (слайд №4). До космоса можно только долететь на специальном космическом корабле (слайд № 5,6,7). Солнце – это огромная горячая звезда в космосе, вокруг которой вращаются планеты. Солнце дает нам свет и тепло. Без него не было бы жизни на Земле. Без света погибнут растения, а без растений не будет кислорода (того, чем мы дышим) (слайд № 8). Луна – спутник Земли (слайд № 9). Спутник – небесное тело, которое вращается вокруг другого (слайд № 10,11). Когда мы употребляем слово «спутник», мы обычно имеем в виду созданный человеком космический корабль, вращающийся вокруг Земли. Искусственные спутники отправляются в космос с различными целями. Некоторые используются для научных исследований, другие собирают информацию для прогноза погоды.

Важные факты

Земля вращается вокруг солнца. Каким бочком она к нему повернется, тому и теплее – там лето, а на противоположной стороне – зима.

Земля вращается не только вокруг солнца, но вокруг самой себя (своей оси). День с той стороны, которую освещает солнце, а ночь – с противоположной.

Проводим эксперимент с помощью глобуса и фонарика. Выясняем с детьми где ночь и день, где тепло и холодно.

Глобус.

Воспитатель: Дети, вы слышали такое слово, глобус? Что такое глобус?

Дети: Глобус - это модель нашего земного шара.

Воспитатель: Слово «глобус» означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие (слайд № 12).

Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Больше всего на глобусе синего цвета.

Воспитатель: Синего или голубого. Почему нашу планету называют «голубой»?

 Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Дети: Вода, моря, океаны.

Воспитатель: Чтобы запомнить названия океанов мы выучим стихотворение (слайды № 13, 14, 15, 16)

Стихотворение Андрея Усачёва — "Четыре океана":

На нашей Земле океанов - четыре:

Индийский - самый солёный в мире.

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый всё время спит подо льдами,

Тихий, конечно же, вовсе не тихий -

А буйный, глубокий и самый великий!

 Воспитатель: Предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка.

Вот наши ладошки – хлоп-хлоп-хлоп

Вот наши ножки — топ-топ-топ.

Вот наши щечки — плюх-плюх-плюх.

Вот наши губки — чмок-чмок-чмок.

Вот наши зубки – щелк-щелк-щелк.

А вот и сами детки — (гладят себя по голове)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где на Земле самое холодное место? Покажите его на глобусе. - Самое холодное место на Земле - это южный полюс (слайд № 17). На глобусе он размещается внизу, где проходит земная ось. Здесь вечные льды и морозы. Так же холодно на северном полюсе - самая верхняя точка глобуса (слайд № 18).  А как вы думаете, почему на полюсах всегда морозы и снега?

Дети: Потому что там мало солнца.

Воспитатель: Дело в том, что наша планета круглая, и поэтому солнце нагревает ее неодинаково, на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов, а полгода солнце вообще не заглядывает туда. Тогда там идёт полярная ночь (слайд № 19). Те места на Земле, где всегда холодно и лежат вечные снега называются полярным поясом Земли.

Воспитатель: А, как вы считаете, где на Земле всегда жарко?

Дети: на середине.

Воспитатель: - На середине Земли всегда жарко. Здесь проходит воображаемая линия - экватор. Экватор - это как бы поясок, который опоясывает Землю посередине. На экватор всегда падают прямые солнечные лучи, поэтому там всегда жарко и не бывает снега. Такое место на Земле называется тропическим поясом.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что ещё составляют учёные, чтобы изобразить нашу планету? (геогр. карту) (слайд № 20).  Давайте посмотрим на карту, какие ещё цвета есть на карте? Как вы думаете, что это?

Дети: желтый, зеленый, коричневый.

Воспитатель: что они означают?

Дети: горы, пустыни, леса.

Воспитатель: правильно. (слайд № 21) Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют МАТЕРИКАМИ. Давайте поищем материки на карте:

Самый маленький материк называется АВСТРАЛИЯ (СЛАЙД № 22, + карта) его название можно расшифровать как «Остров кенгуру».

Самый большой материк называется ЕВРАЗИЯ (СЛАЙД № 23 + карта)

Мы живём на нём.

Самые холодные материки Антарктида(Антарктика) и Арктика.

Антарктида(Антарктика) находится на Южном полюсе там люди не живут, а живут только пингвины и тюлени.

Материк Арктика находится на Северном полюсе, на нём живут белые медведи и Северный олени.

Самый жаркий материк, где никогда не бывает зимы, всегда лето – это Африка (СЛАЙД № 25).

И два материка – смотрите, словно держаться друг за друга – это Северная и Южная Америка. (СЛАЙДЫ № 26, + карта)

Давайте поиграем в игру «найди материк»: - я буду называть материк, а вы по очереди находите.

А теперь отгадайте загадки и скажите, как называются материки:

Там снуют акулы, прыгают гориллы.

Страшные «большие злые крокодилы

Будут вас кусать, бить и обижать».

Помните то место, где нельзя гулять?

(Африка)

Здесь, среди полярных льдин, важно топчется пингвин.

(Антарктида)

Лишь в стране большой, зелёной

Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит.

(Австралия)

Воспитатель: Подумайте, а на чём можно добраться до Африки? До Антарктиды? До Австралии?

Перед вами картинки и палочки, выложите маршрут, дорогу по которой можно добраться до материка.

Выкладывание из палочек.

Давайте мы с вами сделаем карту нашей Земли, чтобы мы с вами не заблудились, если вдруг отправимся путешествовать.

Изготовление карты нашей планеты, при помощи трафаретов материков.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"

Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...

листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"

О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...

Познавательный досуг "Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет земли".

С детьми проводилась познавательная беседа о влиянии природных факторов на экологию нашей планеты и влиянии хозяйственной деятельности человека  на окружающую природу....

«Планета Земля в опасности» (акция «Час Земли»)

Закрепить знания детей о природе, о нашей планете. Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности. Развивать сообразительность , логическое мышление...

Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»

Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...

Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.

Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...

Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».

Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...