Методическая разработка "Как жили в старину"
методическая разработка
«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» «Русская изба».
Цель:
- Ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством.
- Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
- Воспитание моральных ценностей, художественного вкуса, формирование у детей системы элементарных знаний о русской культуре.
Задачи:
• Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
• Освоение историко – культурного наследия России, через даты народного календаря;
• Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.
• Приобщение к эстетической культуре;
• Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
• Обогащать словарный запас детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhili_v_starinu.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«Русская изба»
На детей 6-7 лет (подготовительную группу).
Вариативная часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
эстетическое воспитание дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» «Русская изба».
Цель:
- Ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством.
- Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
- Воспитание моральных ценностей, художественного вкуса, формирование у детей системы элементарных знаний о русской культуре.
Задачи:
• Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
• Освоение историко – культурного наследия России, через даты народного календаря;
• Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.
• Приобщение к эстетической культуре;
• Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
• Обогащать словарный запас детей.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, частушек.
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы:
- Самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности.
- Метод обследования - наглядности рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий; Словесный - беседа, использование художественного слова, указания, пояснения.
- Практический - самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.
- Проблемно-мотивационный стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия;
Предполагаемый результат:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
- Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
- Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.
Тематический план работы в подготовительной группе:
сентябрь
Тема | Цель | Содержание |
«Милости просим, гости дорогие». Первое посещение русской избы. | Знакомство с избой. Рассматривание предметов в русской избе, (печка, кувшин, ложки, коромысло...) | Конструирование из бумаги «дом» оригами. |
«Вот, построена изба- без единого гвоздя». | Продолжать знакомить детей с русской избой. Сравнить дома вчера, сегодня, завтра. | Лепка русской избы из пластилина |
«Матушка – печка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. Чтение отрывков из русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Пузырь Соломенка и лапоть,» Маша и медведь «По щучьему велению». | Дидактическая игра «собери сказку». придумывание конец сказки. |
Что летом родиться – зимой пригодиться. Восенушка осень- сноп последний косим. | Рассказ об осенних месяцах, явлениях природы, народных обычаях и праздниках Покров и Сергиев день. Познакомить детей с закличками, народными приметами. | Рисование русской природы, пейзаж. |
Октябрь
Тема | Цель | Содержание |
«Хлеб всему голова». | Беседа с детьми откуда к нам пришёл хлеб. Знакомство с о старинными орудиями труда —серпом и цепом. Пословицы и поговорки о хлебе. | Пластилинография «Колосок» Заучивание поговорки о хлебе. |
«Хлеб да каша, еда наша». | Беседа с детьми о видах зерна. Продолжать знакомить с разными видами каш. | Чтение русской народной сказки «Каша из топора». Разучивание пословицы |
«Делу время-потехе час». | Знакомство детей с русскими народными инструментами. (Ложки, балалайка свистулька, дудочка. | Лепка из глины «Свистулька». |
«Живет в народе песня». | Беседа о русской народной песней. Знакомство с потешками, пословицами, поговорками, пеструшками, частушками. | Разучивание частушек. Пляска под музыку народных инструментов. Складывание из бумаги муз. инструмент. |
Ноябрь
Тема | Цель | Содержание |
«Наш костюм красивей всех». | Знакомство с русским костюмом русского народа. Мужским костюмом от рубахи до кафтана. Знакомство с новыми словами (зипун, епанча…) Познакомить с материалом изготовления костюмов. | Рисование народного мужского костюма с орнаментом. |
«Идут по дорожке русские сапожки» | Познакомить с русской обувью от крестьян до барина. Прослушивание песни «Валенки да валенки.» Разгадывание загадок. | Валяние Валенков. «Валенки.» |
«Барыня сударыня». | Познакомить детей с женским народным костюмом от крестьянки до барышни. Познакомить с тканью для одежды. Познакомить с головным убором. С украшениями барышни. | Лепка из глины «барыня- сударыня». |
«Синичкин день». | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьменка. | Рисование русской природы пейзаж. |
Декабрь
Тема | Цель | Содержание |
«Здравствуй, зимушка – зима» | Беседа о характерных особенностях зимы, приметы, праздники, знакомство со сказками про зиму. | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «как на тоненький ледок» Чтение сказки «Морозко» |
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Зимние забавы. | Разучивание колядки «Щедровочка» Пластилинография «зимние забавы». |
«Сундучок Деда Мороза» | Беседа «подарки Деда Мороза». Зимние забавы деревенских ребят. | Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» Изготовление ёлочных игрушек на новогоднюю елку. |
«Пришла коляда на кануне рождества». | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях, пение песенок, | Изготовление подсвечника из трафарета для свечки. Разучивание песен. |
Январь
Тема | Цель | Содержание |
«Народные промыслы». | Знакомство с народными промыслами (росписью, кружевом, резьба по дереву.) | Чтение русской народной сказки «Два Мороза». Пересказ детей по сюжетным картинкам. |
«Гжель прекрасная» | Знакомство с гжельским художественным промысла. Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства гжель. Совершенствование умения составлении композиции. использовать характерные для элементов узора и цветовую гамму. | Рисование «Гжельский узор». |
«Зимние узоры». | Знакомство с вологодским кружевом. | Рисование вологодского кружева. Вывязывание петель для вологодского кружева. |
«Времена года». | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок, повторение закличек, песенок о временах года. | Чтение русской народной сказки «12 месяцев» |
Февраль
Тема | Цель | Содержание |
«Злое истребление». | Рассказ о монгола -татарском нашествии и придание о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием. | Чтение былин о русских богатырях. |
«Путешествие златогривой чудо- тройке». | Знакомство с образом коня в русском народном декоративным искусством. Рассказ о мастерах Палехах. Прослушивание народных песен. | Лепка из глины «Конь вороной мой» |
«На героя и слава бежит». | Рассказ о русских богатырях. Продолжать знакомить об оружии, защите, об одежде (кольчуга, шлем.) Картина В. Васнецова «Три богатыря». | Аппликация «Богатырь русский». |
«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». | Продолжать знакомить детей с масленицей. Народные традиции масленичной недели. Забавы на масленицу. | Разучивание песенки «Блины» Поговорки про блины. Изготовление чучело. |
Март
Тема | цель | содержание |
«При солнышке тепло – при матушке добро...» | Беседа о маме с включением пословиц поговорок. Самостоятельный рассказ о маме. Пение песенок о маме. | Самостоятельный рассказ о маме. Чтение |
Весна, весна, поди сюда». | Рассказ о старинных обычаях встречи весны, загадывание загадок о весне, заучивание заклички о весне. | Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна». |
«Где живет перо жар –птицы». | Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства Хохлома. -Совершенствование умения составлении декоративной композиции на основе, использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму. | Роспись ложки. |
«Русская матрёшка». | Продолжать знакомить детей с промыслом русского народа - матрешке. Разучивание частушек. Прослушивание песенки «Мы милашки ..» | Раскрашивание матрёшки по своему замыслу. . |
Апрель
Тема | Цель | Содержание |
«Шутить- людей смешить!!». | Знакомство с потешным фольклором. Дразнилки скороговорки. | Изготовление масок. Разучивание дразнилок, разгадывание загадок. |
«Красная горка». | Продолжать знакомить с народными праздниками, которые дошли до нас и остались. Познакомить с народными приметами. Познакомить с празднованием большого праздника. | Мультимедийная презентация на тему «Пасха». Раскрашивание яиц на великий праздник. |
«Сделай куклу для малышки». | Познакомить детей с русской игрушкой, чем играли дети, В какие игры с какими игрушками. | Сделать игрушку самостоятельно. |
«Расскажи мне няня сказку» | Продолжать знакомить с русскими народными сказками, былями, небылицами. | Придумывание и рассказывание своей сказки. |
Май
Тема | Цель | Содержание |
«Порадуй меня кукла» | Разыгрывание сказки. Чтение сказки по ролям, выразительность, мимика, игровые движения. | Подготовка к обыгрыванию сказки, куколы би-ба-бо изготовленные детьми. |
«Литературная викторина». | Провести посиделки с детьми для выявления знаний о русской культуре, традициях, | Литературная викторина. Игра. |
«Край родной на век любимый». | Заключительная беседа о русской избе. | Коллективный коллаж |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе "Как жили в старину"
Конспект образовательной деятельности направлен на знакомство детей с историей, традициями и бытом русского народа. Образовательныеобласти ТемаЗадачиВиды детской...
методическое пособие Жили у бабуси
Данное методическое пособие предназначено для воспитателей младших групп. Это пособие включает в себя конспекты с использованием малых форм фольклора. Предложенные занятия способствуют речевому развит...
Как жили в старину русские женщины?
До татаро-монгольского ига русская женщина пользовалась некоторой свободой. Но потом отношение к ней резко изменилось. Господство захватчиков задержало культурное развитие, наложило отпечаток грубости...
Формирование целостной картины мира у детей подготовительной группы. Занятие- «Как жили в старину»
Цель: воспитание у детей уважения, интерес к русской культуре.Задачи: научить детей из отдельных частей конструировать русскую избу, наблюдая пропорции и правила ее построения, развивать мелкую мотори...
Конспект НОД "Как русские люди жили в старину"
Конспект НОД "Как русские люди жили в старину"...
Экскурсия «Как жили в старину», посвященная истории родного города
Программные задачи:развивать потребности в сохранении и укреплении здоровья;формировать представления о том, как жили на Руси в старину наши предки;дать представления о традиционной русской пище...
НОД ОО «Познание»(формирование целостной картины мира) «Как жили в старину»
Цель: воспитание у детей уважения, интерес к русской культуре....