Методическая разработка "Как жили в старину"
методическая разработка

АБДУРМАНОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА

«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» «Русская изба».

Цель:

  • Ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством.
  • Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
  • Воспитание моральных ценностей, художественного вкуса, формирование у детей системы элементарных знаний о русской культуре.

Задачи:

 

•          Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

•          Освоение историко – культурного наследия России, через даты   народного календаря;

•          Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.

•          Приобщение к эстетической культуре;

•          Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

•          Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

•          Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

•          Обогащать словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhili_v_starinu.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«Русская изба»

На детей  6-7 лет (подготовительную группу).

Вариативная часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.

Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов и ориентирована на: 

    эстетическое воспитание дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

      на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» «Русская изба».

Цель:

  • Ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством.
  • Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
  • Воспитание моральных ценностей, художественного вкуса, формирование у детей системы элементарных знаний о русской культуре.

Задачи:

•        Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

•        Освоение историко – культурного наследия России, через даты   народного календаря;

•        Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.

•        Приобщение к эстетической культуре;

•        Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

•        Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

•        Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

•        Обогащать словарный запас детей.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;

         

  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, частушек.
  • Использование народных игр, в том   числе хороводов.

          В работе используются различные методы и приемы:

  • Самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности.  
  • Метод обследования - наглядности рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий; Словесный - беседа, использование художественного слова, указания, пояснения.
  • Практический - самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.
  • Проблемно-мотивационный стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия;

Предполагаемый результат:

  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие у детей представлений о народных промыслах   и умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение   детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
  • Развитие   творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
  • Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

Тематический план работы в подготовительной группе:

                                                сентябрь

Тема

Цель

 Содержание

 «Милости просим, гости дорогие». Первое посещение русской избы.

Знакомство с избой.

Рассматривание предметов в русской избе, (печка, кувшин, ложки, коромысло...)

Конструирование из бумаги «дом» оригами.

«Вот, построена изба- без единого гвоздя».

Продолжать знакомить детей с русской избой. Сравнить дома вчера, сегодня, завтра.

Лепка русской избы из пластилина

 «Матушка – печка»

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

Чтение отрывков из русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Пузырь Соломенка и лапоть,» Маша и медведь «По щучьему велению».

Дидактическая игра «собери сказку». придумывание конец сказки.

Что летом родиться – зимой пригодиться. Восенушка осень- сноп последний косим.

Рассказ об осенних месяцах, явлениях природы, народных обычаях и праздниках Покров и Сергиев день.

Познакомить детей с закличками, народными приметами.

Рисование русской природы, пейзаж.

Октябрь

Тема

Цель

Содержание

«Хлеб всему голова».

Беседа с детьми откуда к нам пришёл хлеб. Знакомство с о старинными орудиями труда —серпом и цепом. Пословицы и поговорки о хлебе.

Пластилинография «Колосок»

Заучивание поговорки о хлебе.

 «Хлеб да каша, еда наша».

Беседа с детьми о видах зерна.

Продолжать знакомить с разными видами каш.

Чтение русской народной сказки «Каша из топора».

Разучивание пословицы

«Делу время-потехе час».

Знакомство детей с русскими народными инструментами. (Ложки, балалайка свистулька, дудочка.

Лепка из глины «Свистулька».

 «Живет в народе песня».

Беседа о русской народной песней. Знакомство с потешками, пословицами, поговорками, пеструшками, частушками.

Разучивание частушек.

Пляска под музыку народных инструментов.

Складывание из бумаги муз. инструмент.

Ноябрь

Тема

Цель

Содержание

«Наш костюм красивей всех».

Знакомство с русским костюмом русского народа.

Мужским костюмом от рубахи до кафтана.

Знакомство с новыми словами (зипун, епанча…)

Познакомить с материалом изготовления костюмов.

Рисование народного мужского костюма с орнаментом.

«Идут по дорожке русские сапожки»

Познакомить с русской обувью от крестьян до барина.

Прослушивание песни «Валенки да валенки.»

Разгадывание загадок.

Валяние Валенков. «Валенки.»

«Барыня сударыня».

Познакомить детей с женским народным костюмом от крестьянки до барышни.

Познакомить с тканью для одежды.

Познакомить с головным убором.

С украшениями барышни.

Лепка из глины «барыня- сударыня».

 «Синичкин день».

Заключительная беседа об осени.

Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьменка.

Рисование русской природы пейзаж.

Декабрь

Тема

Цель

Содержание

 «Здравствуй, зимушка – зима»

Беседа о характерных особенностях зимы, приметы, праздники, знакомство со сказками про зиму.

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «как на тоненький ледок»

Чтение сказки «Морозко»

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года.

Зимние забавы.

Разучивание колядки «Щедровочка»

Пластилинография «зимние забавы».

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «подарки Деда Мороза».

Зимние забавы деревенских ребят.

Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»

Изготовление ёлочных игрушек на новогоднюю елку.

 «Пришла коляда на кануне рождества».

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях, пение песенок,

Изготовление подсвечника из трафарета для свечки.

Разучивание песен.

Январь

Тема

Цель

Содержание

 «Народные промыслы».

Знакомство с народными промыслами (росписью, кружевом, резьба по дереву.)

Чтение русской народной сказки «Два Мороза». Пересказ детей по сюжетным картинкам.

 «Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промысла. Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства гжель. Совершенствование умения составлении композиции. использовать характерные для элементов узора и цветовую гамму.

Рисование «Гжельский узор».

 «Зимние узоры».

Знакомство с вологодским кружевом.

Рисование вологодского кружева.

Вывязывание петель для вологодского кружева.

«Времена года».

Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок, повторение закличек, песенок о временах года.

Чтение русской народной сказки «12 месяцев»

Февраль

Тема

Цель

Содержание

 «Злое истребление».

Рассказ о монгола -татарском нашествии и придание о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.

Чтение былин о русских богатырях.

 «Путешествие златогривой чудо- тройке».

Знакомство с образом коня в русском народном декоративным искусством. Рассказ о мастерах Палехах. Прослушивание народных песен.

Лепка из глины «Конь вороной мой»

 «На героя и слава бежит».

 Рассказ о русских богатырях.

Продолжать знакомить об оружии, защите, об одежде (кольчуга, шлем.)

Картина В. Васнецова «Три богатыря».

Аппликация «Богатырь русский».

 «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая».

Продолжать знакомить детей с масленицей.

Народные традиции масленичной недели.

Забавы на масленицу.

Разучивание песенки «Блины»

Поговорки про блины.

Изготовление чучело.

Март

Тема

цель

содержание

«При солнышке тепло – при матушке добро...»

Беседа о маме с включением пословиц поговорок. Самостоятельный рассказ о маме. Пение песенок о маме.

Самостоятельный рассказ о маме.

Чтение

Весна, весна, поди сюда».

Рассказ о старинных обычаях встречи весны, загадывание загадок о весне, заучивание

заклички о весне.

Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна».

«Где живет перо жар –птицы».

 Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства Хохлома.

-Совершенствование умения составлении декоративной композиции на основе, использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.

Роспись ложки.

 «Русская матрёшка».

Продолжать знакомить детей с промыслом русского народа - матрешке. Разучивание частушек.

Прослушивание песенки «Мы милашки ..»

Раскрашивание матрёшки по своему замыслу.

.

Апрель

Тема

Цель

Содержание

 «Шутить- людей смешить!!».

Знакомство с потешным фольклором. Дразнилки скороговорки.

Изготовление масок.

Разучивание дразнилок, разгадывание загадок.

 «Красная горка».

Продолжать знакомить с народными праздниками, которые дошли до нас и остались.

Познакомить с народными приметами.

Познакомить с празднованием большого праздника.

Мультимедийная презентация на тему «Пасха».

Раскрашивание яиц на великий праздник.

«Сделай куклу для малышки».

Познакомить детей с русской игрушкой, чем играли дети,

В какие игры с какими игрушками.

Сделать игрушку самостоятельно.

«Расскажи мне няня сказку»

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, былями, небылицами.

Придумывание и рассказывание своей сказки.

Май

Тема

Цель

Содержание

«Порадуй меня кукла»

Разыгрывание сказки.

Чтение сказки по ролям, выразительность, мимика, игровые движения.

Подготовка к обыгрыванию сказки, куколы би-ба-бо изготовленные детьми.

«Литературная викторина».

Провести посиделки с детьми для выявления знаний о русской культуре, традициях,

Литературная викторина. Игра.

«Край родной на век любимый».

Заключительная беседа о русской избе.

Коллективный коллаж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе "Как жили в старину"

Конспект образовательной деятельности направлен на знакомство детей с историей, традициями и бытом русского народа.   Образовательныеобласти ТемаЗадачиВиды  детской...

методическое пособие Жили у бабуси

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей младших групп. Это пособие включает в себя конспекты с использованием малых форм фольклора. Предложенные занятия способствуют речевому развит...

Как жили в старину русские женщины?

До татаро-монгольского ига русская женщина пользовалась некоторой свободой. Но потом отношение к ней резко изменилось. Господство захватчиков задержало культурное развитие, наложило отпечаток грубости...

Формирование целостной картины мира у детей подготовительной группы. Занятие- «Как жили в старину»

Цель: воспитание у детей уважения, интерес к русской культуре.Задачи: научить детей из отдельных частей конструировать русскую избу, наблюдая пропорции и правила ее построения, развивать мелкую мотори...

Конспект НОД "Как русские люди жили в старину"

Конспект НОД "Как русские люди жили в старину"...

Экскурсия «Как жили в старину», посвященная истории родного города

Программные задачи:развивать потребности в сохранении и укреплении здоровья;формировать представления о том, как жили  на Руси в старину наши предки;дать представления о традиционной русской пище...

НОД ОО «Познание»(формирование целостной картины мира) «Как жили в старину»

Цель: воспитание у детей уважения, интерес к русской культуре....