Формирование целостной картины мира у детей подготовительной группы. Занятие- «Как жили в старину»
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: воспитание у детей уважения, интерес к русской культуре.
Задачи: научить детей из отдельных частей конструировать русскую избу, наблюдая пропорции и правила ее построения, развивать мелкую моторику, закрепить умение детей анализировать слова по звуковому составу; повторить понятия «слог», «слово», «предложение»; закрепить умение дифференцировать их, совершенствовать навыки словообразования на примере однокоренных слов и слов-синонимов; активизировать словарный запас; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; развивать связную речь на примере пересказа; совершенствовать фонематический слух на примере анализа и синтеза слова.
Материал: иллюстрации с изображением русской избы, выпечка русского народа, самовары разных видов, убранство русской избы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tselostnoy_kartiny_mira_u_detey_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование целостной картины мира у детей подготовительной группы
Занятие- «Как жили в старину»
Цель: воспитание у детей уважения, интерес к русской культуре.
Задачи: научить детей из отдельных частей конструировать русскую избу, наблюдая пропорции и правила ее построения, развивать мелкую моторику, закрепить умение детей анализировать слова по звуковому составу; повторить понятия «слог», «слово», «предложение»; закрепить умение дифференцировать их, совершенствовать навыки словообразования на примере однокоренных слов и слов-синонимов; активизировать словарный запас; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; развивать связную речь на примере пересказа; совершенствовать фонематический слух на примере анализа и синтеза слова.
Материал: иллюстрации с изображением русской избы, выпечка русского народа, самовары разных видов, убранство русской избы.
Словарная работа: сруб-изба, наличники, лобовая доска, причелины, полотенце, палати.
Предварительная работа: рассмотрение иллюстраций русской избы, виртуальные экскурсии, просмотр слайдов «Музей самоваров» г.Городца.
Структурные компоненты занятия Деятельность педагога Деятельность детей
Начало занятия Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о русской деревне и ее жителях, о русском каравае, о чем поет самовар.
Ребята, как вы представляете себе русский дом, их жителей?
У кого бабушки, дедушки живут в деревне, в каком доме?
Издавна Русь славилась мастеровыми людьми. Строили деревни на высоких берегах рек, озер, чтобы дома не затапливало весной талой водой в половодье.(выставляет иллюстрации избы в разрезе). Русский дом обычно называли избой. Полати, очаг из камней или печка, пара лавок да чистый, добела выскобленный деревянный стол- вот и все убранство избы. Рядом с избой строили сарай, амбар, баню (выставляет иллюстрации русской избы). Большой дом с несколькими комнатами- такой, какие стали строить позднее- это уже не изба. Дома не похожие друг на друга. Каждый хозяин украшал жилище по своему- резными ставнями, «петушком на крыше». И внутри было побогаче- занавески на окнах, цветы в горшках, скатерть на столе…
Жители деревни были дружные между собой. Любое горе и любая радость в деревне всегда всем видны. Люди помогали друг другу: сообща отстраивали дома.
Посмотрите ребята, вот так выглядела русская изба:1)сруб- построение из бревен, обычно это четверник, то есть имеющий четыре стены четырехгранник.
Скажите , кто запомнил, что такое сруб?
2)крыльцо- ступеньки, вход в избу,3)окна,4)наличники- украшение окон, Кто мне из вас покажет на картинке наличники?5)лобовая доска- доска, закрывающая стык бревен сруба с досками треугольника под крышей,6)крыша- верхняя часть избы,7)причелины- доски, обычно украшенные резьбой,8)полотенце- короткая резная доска, закрывающая стык причелины. Дом деревянный, в доме есть печь, большой двор, домашние животные.
Ответ детей
Ответы детей
Показ и объяснение детьми
Основная часть Ребята, а давайте с вами построим русскую избу из разрезных картинок.
А вы знаете, как пекли хлеб в старину? Хозяйка с вечера ставила тесто на чуть подогретой речной воде, укрывала полотенцем, помещала куда-нибудь в тепло. Ночью она несколько раз вставала с постели, смотрела, как «ходит-бродит» тесто, а утром его замешивала. Пока топилась печь, тесто продолжало подниматься. Потом хозяйка брала его деревянной лопаткой, обваливала его в муке и начинала «колдовать» вымешивала, подкидывала в воздухе, переворачивала с боку на бок. Потом тесто опрокидывала на большую деревянную лопату и ставила в жар. Сидел каравай в печи столько, сколько нужно. Первым признаком готового хлеба был запах- «хлебный дух», который чувствовался не только в избе, но и далеко от дома. Каравай хлеба покрывали салфеткой, и ставили его на стол рядом с солью и ножом. И дети и взрослые могли угоститься краюхой хлеба.
Физкультминутка «Каравай»
Мешу, мешу тесто,Есть в печи место,Пеку, пеку каравай, Переваливай, валяй.
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
Знаете ли вы какие-нибудь блюда русской кухни? Я буду выставлять карточки с блюдами, а вы постарайтесь найти блюда русской кухни и правильно назвать: шашлык, баранка, плов, жаркое, щи, хачапури, борщ, картофельный суп с репой, блины, тыквенная каша, картофель печеный, чипсы, пареная брюква.
В старину чай подавали в праздники только в очень богатых домах. А в деревне простые люди пили сбитень- напиток из меда с пахучими травами, да плодовые и ягодные напитки, да квас, сделанный из душистых ржаных сухарей. А вот кофе, тот самый кофе, который сейчас любят пить и взрослые и дети, вообще не знали на Руси. Чай пили из самовара, конечно, не электрического, а старинного на углях. Самовар был обязательным предметом русского дома. Чтобы поставить самовар, нужно было заранее заготовит угли, лучину и щепочки. А когда ставился самовар?
Ни один праздник не обходился без чая из самовара. Любили русские люди самовар, берегли его, чистили и мыли. Посмотрите, какой формы были самовары? С самоваром связаны даже звуки и запахи русской избы: вот запахло горячей березовой корой, загудело пламя, забурлила вода, зашумел самовар, будто приговаривая: «Чай готов, чай готов…» предлагаю вам собрать пазлы русского самовара и еще раз рассмотреть какие были красивые, разные самовары.
Любили русские люди праздники, с удовольствием готовились к приему гостей. Даже нежданных гостей привечали- угощали всем, что было в доме. В гости ходили целыми семьями. Гостей встречали поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались. Любили накормить пришедших сытно и вкусно. Огорчались, если гость отказывался от угощения, был не весел. Поэтому его обязательно уговаривали поесть, попробовать напитки и кушанья. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал»; «Не красна изба углями, а красна пирогами»; «Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья».
Ребята, давайте заглянем в соседнюю избу, что за веселье у наших соседей…
(с детьми заходят в «избу», их встречают хозяева поклоном- за ранее подготовленные дети, приглашают за стол с самоваром и сушками) д/и «построй русскую избу»
ответы детей
д/и «с жару, с пылу»
Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто(«перекладываем тесто» из руки в руку)
Ответы детей
Самовары были разной формы: круглые, как бочонки, пузатые, как кадушки, продолговатые, как большие редьки.
д/и «собери самовар»
Не обижайте хозяев, отведайте наши кушанья.
Анализ деятельности О чем мы сегодня с вами говорили, с чем мы с вами познакомились, какие новые слова вы узнали? Я вам предлагаю спросить у родителей есть ли у них самовары, чтобы они вам показали и вместе попили чай из него. Ответ детей
Анализ занятия.
1.Характеристика детской группы.
Занятие проводилось в подготовительной группе, возраст детей 6-7 лет, всего на занятии присутствовало 20 человек. Речевая деятельность у детей развита хорошо, в группе находится цент речевого развития (иллюстрации, книги, картинки на тему: «Как жили в старину»
2.Предварительная работа к НОД.
Подготовка к занятию воспитатель начала с определения темы, программных задач, обдумывание приемов и методов необходимых на этом занятии. Разработала план-конспект, подготовила оборудование, материал. Была проведена предварительная работа с детьми: чтение книг и рассматривание иллюстраций по теме, пословиц, прослушивались русские народные песни, проводились русские народные подвижные игры.
3.Подготовка к НОД.
Во время занятия соблюдены все санитарно-гигиенические требования (комната перед занятием проветрена, произведена влажная уборка, дети по отношению к свету были размещены так, что свет падал с левой стороны). При подборе материала и оборудования определяла, какие из них наиболее всего способствуют выразительному и полному решению темы. Было подготовлено наглядное пособие, внешний вид которых отвечал всем эстетическим условиям. В групповой комнате перед началом занятия мебель расставлена на свое место, наведен порядок в игровом уголке.
4.Вид занятия, тип занятия.
Занятие по речевой деятельности было не традиционным, цели и задачи соответствовали программным требованиям возрастной группе. Цель: воспитание у детей уважения, интерес к русской культуре, воспитание патриотических чувств.
Задачи: научить детей из отдельных частей конструировать русскую избу, наблюдая пропорции и правила ее построения, развивать мелкую моторику, закрепить умение детей анализировать слова по звуковому составу; повторить понятия «слог», «слово», «предложение»; закрепить умение дифференцировать их, совершенствовать навыки словообразования на примере однокоренных слов и слов-синонимов; активизировать словарный запас; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; развивать связную речь на примере пересказа; совершенствовать фонематический слух на примере анализа и синтеза слова.
5.Организация занятия.
Занятие по времени прошло 40 минут, соответствовало требованиям программ. Первая часть занятия (вводная) продолжительностью по времени 10 минут, где воспитатель немного рассказал о жизни в деревне, о русской избе, во второй части занятия (основная) воспитатель дала знания детям, проводились д/и, физкультминутка, по времени 20 минут, в заключительной часть воспитатель обобщила тему, задала вопросы, кто, что запомнил.
Во время занятия напоминала ребятам о соблюдении правильной осанки, что они должны сидеть прямо. Мебель в групповой комнате для занятия соответствовала росту детей. Столы и стулья были расставлены правильно по отношению к источнику света. Освещение было искусственным, так же и естественным.
6.Анализ содержания занятия.
Занятие было поделено на три части, воспитатель создала интерес у детей через рассказывание о русской избе, каравае. На протяжении всего занятия наблюдался демократический стиль общения педагога с детьми. В занятии присутствовали здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей, видов детской деятельности (рассказ, объяснение, физкультминутка, д/и)
7.Деятельность детей.
Дети на занятии были заинтересованы, активны, общительны, задавались детям вопросы и отвечали на них, стремились наиболее полно выразить свою мысль, эмоционально относились к заданию.
8.Качество детских рассказов.
При постройке домов вводили в речь слова вновь изученные, такие, как наличник……..при составлении картины самовара, дети в речь употребляли прилагательные, например какой, ставили в правильной форме, отвечали полными предложениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"
Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...
Презентация конспекта интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"
Презентация направлена на знакомство детей с народной игрушкой матрешкой....
Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»
Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...
Итоговое интегрированное занятие «Познание» (формирование целостной картины мира) для средней группы «Поможем нашему другу Петрушке»
Итоговое интегрированное занятие «Познание» (формирование целостной картины мира) для средней группы «Помож...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе ЗПР на тему "Головные уборы"
Конспект разработан для старшей группы детей с задержкой психического развития. Соответсвует лексической теме недели и является закрключительным занятием на закрепление материала....
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе ЗПР на тему "Головные уборы"
Конспект разработан для старшей группы детей с задержкой психического развития. Соответсвует лексической теме недели и является закрключительным занятием на закрепление материала....
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в средней группе "Я и моя семья"
Цели:-повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка;-развитие у детей чувства семейной сплоченности, воспитание интереса к истории своей семьи.Задачи:-развивать представление о семь...