Формирование эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.
статья
Формирование эмоционального интеллекта на сегодняшний день является важной составляющей личностного развития человека. Еще
Л. С. Выготский утверждал, что «эмоции являются центральным звеном психической жизни человека»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_emotsionalnogo_intellekta_v_doshkolnom_vozraste.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Кручинкина Юлия Ивановна,
воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения г.Саранска «Детский сад №16»
Формирование эмоционального интеллекта на сегодняшний день является важной составляющей личностного развития человека. Еще
Л. С. Выготский утверждал, что «эмоции являются центральным звеном психической жизни человека» [3, с. 67].
Современный мир движется и развивается в быстром темпе: совершенствуются технологии, появляются новые возможности – все это обрушается на человека, вызывая большой поток стрессов, конфликтов и зачастую разочарований. Каждую минуту мы переживаем различные эмоции. Осознать природу и сущность этих переживаний, научится справляться с ними, оградив себя от ненужных тревог, под силу не каждому взрослому человеку, а уж тем более ребенку. Поэтому очень важно научить современных детей грамотно разбираться в своих эмоциях: действовать согласно им, а не подавлять. Для ребенка важно осознать, что любая эмоция, если ею правильно воспользоваться, может быть помощником в достижении цели.
Однако, взрослым необходимо помнить, что успех его ребенка не всегда равен счастью. Как отмечают ученые в данной области, все что «надо», но «не хочу» негативно отражается на здоровье ребенка. Так, к примеру, к окончанию обучения в школе 82 % детей очень хотят хорошо учиться, но только 36 % из их числа делают это с удовольствием. Получается, что для остальных детей данное желание навязано и сопровождается негативными эмоциями, которые приходится подавлять в себе.
В связи с этим необходимо учить контролировать себя и свое эмоциональное состояние в раннем возрасте. Дошкольный период развития личности ребенка – самое подходящее для этого время. Поэтому формирование эмоционального интеллекта дошкольников – одно из значимых направлений профессиональной деятельности педагога.
Термин эмоциональный интеллект в области педагогики не является новым. Из анализа научной литературы видим, что данное понятие описывали многие ученые, пользуясь в своих трактовках несколько иными терминами. Стоит отметить, что наряду с понятием эмоционального интеллекта существует ряд взаимосвязанных терминов, например, эмпатия, которое характеризует процесс эмоционального осознания психологического состояния другого человека.
Первыми, кто озвучил данный термин, являются Дж. Мейер и
П. Саловей. По их мнению, эмоциональный интеллект – это «умение понимать свои чувства и эмоции, пользоваться ими для гармоничного взаимодействия с окружающими и с целью достижения собственных целей» [10, с. 32].
Дж. Майер, П. Саловей и Д. Карузо определили четыре параметра эмоционального интеллекта. Назовем их:
1) восприятие эмоций – умении понимать и распознавать эмоциональное состояние других людей по определенным жестам, мимике, голосу и т. д. Сюда же относится умение определять собственные эмоции;
2) использование эмоций для активизации мыслительной деятельности. Данный параметр определяется умением личности стимулировать мыслительный процесс, пробуждая, тем самым, в себе креативность. В данном случае эмоции выступают фактором мотивации;
3) понимание эмоций – умение находить причину возникновения того или иного эмоционального состояния. Здесь же отметим способность определять связь между эмоциями и мыслями, распознавать путь от одной эмоции к другой, а также умение определять эмоциональное состояние в процессе взаимоотношения с окружающими;
4) управление эмоциями – умение активировать, сдерживать и направлять собственные эмоции и эмоции других в процессе достижения определенных целей [10].
Перечисленные параметры являются составляющими сформированного эмоционального интеллекта человека. Но процесс их формирования, как и иная способность, требует большой работы со стороны педагогов и родителей детей дошкольного возраста.
Совершенно очевидно, что управлять собственными эмоциями маленькому ребенку не под силу, поэтому часто можно наблюдать, как малыш резко реагирует на непонравившуюся ему ситуацию: отобрали игрушку – ревет, громко требует купить ему игрушку в магазине, упал другой малыш – смеется.
Со стороны педагогов и взрослых важно объяснить и показать ребенку, что такое эмоции и как их контролировать. Он должен осознавать, почему ему бывает грустно или же он безудержно веселиться; почему в одних случаях он проявляет понимание, а в иных его охватывает злость. Получается, что эмоции – это знания, которые ребенок получает в процессе обретения собственного опыта и путем пояснения взрослых. Важно объяснить детям, что эмоции бывают разные – положительные и отрицательные, и бояться их не стоит, потому как это реакция на внешнее воздействие. Однако, разъяснение эмоций и реакции на них – задача сложная.
Как показывает анализ литературы и практика наблюдений, на формирование эмоционального интеллекта оказывают непосредственное влияние такие свойства личности, как позитивное отношение к себе, эмоциональная устойчивость, умение видеть причину происходящего в себе, способность к сопереживанию.
Исходя из этого получаем, что эмоциональный интеллект включает в себя ряд качеств личности:
- осознание себя как личности,
- способность контролировать эмоциональное состояние,
- уверенность в себе,
- самомотивация, побуждающая личность к действию,
- оптимистическое отношение к действительности,
- коммуникативные навыки и желание взаимодействия с окружающими,
- умение грамотно и продуктивно выстраивать взаимоотношения [4].
Получаем, что в результате развития эмоционального интеллекта каждый ребенок и личность в целом обретает полезные навыки, к которым можно с уверенностью отнести следующие компоненты:
1. Принятие и понимание эмоционального фона помогает освободиться от навязанных предрассудков и страхов, что позволяет личности мыслить нестандартно и принимать грамотные решения.
2. Наличие высокого эмоционального интеллекта позволяет контролировать себя и помогает проявиться способности вести за собой других, т. к. эмоционально организованный и собранный человек вызывает доверие, внушает надёжность и вселяет вдохновение в окружающих.
3. Благодаря эмоциональной гармонии человек способен накапливать большой объем положительной энергии.
Таким образом, развитие эмоционального интеллекта способствует становлению личности в обществе и ее полноценному функционированию в рамках сложившегося круга общения. Для детей формирование эмоционального интеллекта важно с двух сторон: в первую очередь, контроль и осознание собственных эмоций помогает адаптироваться в среде сверстников и взрослых, с другой стороны, позволяет концентрироваться на получении знаний, умений и навыков в образовательной среде.
Как утверждают большинство педагогов-практиков, развитие логического мышления и кругозора дошкольника - еще не залог успешности в будущем. С этой позиции становится важным, чтобы ребенок освоил способности, относящиеся к эмоциональному интеллекту. Среди них мы выделяем следующие качества личности ребенка дошкольного возраста:
- умение не допускать эмоционального всплеска, контролируя собственные чувства;
- способность осознанно воздействовать на свое эмоциональное состояние;
- способность оценивать свои чувства и признавать их такими, какие они есть;
- умение использовать собственные эмоции в своих целях и на благо окружающих;
- способность находить общий язык с окружающими людьми, продуктивно взаимодействовать;
- умение оценивать и принимать чувства и эмоции других, сочувствовать им, проецировать данные эмоции на себя.
Педагогам детских образовательных учреждений важно помнить, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен развивать комплекс качеств, называемый Алекситимия, который характеризуется затруднением в понимании и определении собственных эмоций. Данное обстоятельство повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей.
Таким образом, исходя из сказанного, заключим, что умение разбираться в собственных эмоциях и чувствах, способность управлять ими является личностным фактором, который укрепляет соматическое и психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
К компонентам содержание работы по развитию эмоционального интеллекта относится вся деятельность педагога, нацеленная на развития эмоциональной стороны дошкольников. В ее структуру входят следующие виды образовательной деятельности:
- грамотная организация режимных моментов в ДОУ;
- оптимальный подход к совершенствованию двигательной деятельности посредством организации физкультурно-оздоровительных занятий;
- игротерапия (проведение игр различной направленности);
- арттерапия (обучение эмоциональным качествам личности посредством искусства рисунка, танца и т. д.);
- театрализованная деятельность, которая позволяет примерить на себя разные роли;
- психогимнастика (пантомимика, мимика, этюды);
- психомышечная тренировка, телесно-ориентированные методы;
- упражнения, целью которых является организация совместной деятельности [5].
Отмечено, что детей с развитым эмоциональным интеллектом отличает более высокая самооценка, уверенность в себе и своих поступках, быстрая адаптация к новым обстоятельствам, готовность действовать согласно принятым правилам при наличии собственного мнения, умение выходить из конфликтных ситуаций и прочие навыки.
Таким образом, формирование эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является важным компонентом образовательного процессе, на основе которого закладываются зачатки успешности будущей личности. Умение контролировать свои эмоции и использовать их для достижения собственных целей позволяет ребенку быстрее наладить контакт с окружающим миром. Важным компонентом формирования эмоционального интеллекта является тот факт, что данную работу нужно начинать проводить как можно раньше, потому что дети гораздо восприимчивее к новому, их психика словно пластилин гибка и способно усваивать все то, что ему предлагает взрослый.
Список литературы
1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И. Н. Андреева. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–86.
2. Буянова, А. Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / А. Ю. Буянова, Е. Ю. Бледнова,
С. Ю. Кудрявцева, Э. М. Зимуков. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2015. – № 3. – С. 59–61.
3. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский – Москва : Эксмо, 2014. – 1136 с. – ISBN 5-699-02553-7. – Текст : непосредственный.
4. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман ; перевод с английского А. П. Исаевой. – Москва : АСТ Москва, 2017. – 478 с. – ISBN 978-5-17-050409-1. – Текст : непосредственный.
5. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 2010. – 156 с. – ISBN 5-94799-368-6. – Текст : непосредственный.
6. Ленкина, В. О. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / В. О. Ленкина, А. А. Огир, О. В. Вартанян,
Л. Ю. Борохович. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. –
№ 13. – С. 46–49.
7. Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования /
под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва : Институт психологии РАН, 2014. – 176 с. – ISBN 5-9270-0058-4. – Текст : непосредственный.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Принят Министерством образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155, 2013. – 22 с.
9. Худик, В. А. Роль эмоций в социализации личности старшего дошкольника / В. А. Худик. – Текст : непосредственный // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 96–103.
10. Mayer, J. D. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence /
J. D. Mayer, Р. Salovey, D. R. Caruso, G. Sitarenios. – Текст : непосредственный // Emotion. – 2001. – V. 1. – P. 232–242.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыАнализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулиро...
Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста "В сказочной стране эмоций"
Возраст целевой группы: 4 – 5 летЦель пособия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи пособия:- закрепление знаний детей об эмоциональных состояниях;- активизация словаря эмоциональн...
Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных со...
Информация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте"
Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количеств...
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Эмоция – это сильное, обычно кратковременное переживание, ответ человеческого организма на изменения, происх...
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Семья – основной и определяющий фактор формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста. Чем больше члены семьи ...
Формирование эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада
Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмоционального интеллекта сформировалась достаточно недавно, но с каждым годом ей уделяется в...