Формирование эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.
статья

Кручинкина Юлия Ивановна

Формирование эмоционального интеллекта на сегодняшний день является важной составляющей личностного развития человека. Еще
Л. С. Выготский утверждал, что «эмоции являются центральным звеном психической жизни человека»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Кручинкина Юлия Ивановна,

воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения г.Саранска «Детский сад №16»

Формирование эмоционального интеллекта на сегодняшний день является важной составляющей личностного развития человека. Еще
Л. С. Выготский утверждал, что «эмоции являются центральным звеном психической жизни человека» [3, с. 67].

Современный мир движется и развивается в быстром темпе: совершенствуются технологии, появляются новые возможности – все это обрушается на человека, вызывая большой поток стрессов, конфликтов и зачастую разочарований. Каждую минуту мы переживаем различные эмоции. Осознать природу и сущность этих переживаний, научится справляться с ними, оградив себя от ненужных тревог, под силу не каждому взрослому человеку, а уж тем более ребенку. Поэтому очень важно научить современных детей грамотно разбираться в своих эмоциях: действовать согласно им, а не подавлять. Для ребенка важно осознать, что любая эмоция, если ею правильно воспользоваться, может быть помощником в достижении цели.

Однако, взрослым необходимо помнить, что успех его ребенка не всегда равен счастью. Как отмечают ученые в данной области, все что «надо», но «не хочу» негативно отражается на здоровье ребенка. Так, к примеру, к окончанию обучения в школе 82 % детей очень хотят хорошо учиться, но только 36 % из их числа делают это с удовольствием. Получается, что для остальных детей данное желание навязано и сопровождается негативными эмоциями, которые приходится подавлять в себе.

В связи с этим необходимо учить контролировать себя и свое эмоциональное состояние в раннем возрасте. Дошкольный период развития личности ребенка – самое подходящее для этого время. Поэтому формирование эмоционального интеллекта дошкольников – одно из значимых направлений профессиональной деятельности педагога.

Термин эмоциональный интеллект в области педагогики не является новым. Из анализа научной литературы видим, что данное понятие описывали многие ученые, пользуясь в своих трактовках несколько иными терминами. Стоит отметить, что наряду с понятием эмоционального интеллекта существует ряд взаимосвязанных терминов, например, эмпатия, которое характеризует процесс эмоционального осознания психологического состояния другого человека.

Первыми, кто озвучил данный термин, являются Дж. Мейер и
П. Саловей. По их мнению, эмоциональный интеллект – это «умение понимать свои чувства и эмоции, пользоваться ими для гармоничного взаимодействия с окружающими и с целью достижения собственных целей» [10, с. 32].

Дж. Майер, П. Саловей и Д. Карузо определили четыре параметра эмоционального интеллекта. Назовем их:

1) восприятие эмоций – умении понимать и распознавать эмоциональное состояние других людей по определенным жестам, мимике, голосу и т. д. Сюда же относится умение определять собственные эмоции;

2) использование эмоций для активизации мыслительной деятельности. Данный параметр определяется умением личности стимулировать мыслительный процесс, пробуждая, тем самым, в себе креативность. В данном случае эмоции выступают фактором мотивации;

3) понимание эмоций – умение находить причину возникновения того или иного эмоционального состояния. Здесь же отметим способность определять связь между эмоциями и мыслями, распознавать путь от одной эмоции к другой, а также умение определять эмоциональное состояние в процессе взаимоотношения с окружающими;

4) управление эмоциями – умение активировать, сдерживать и направлять собственные эмоции и эмоции других в процессе достижения определенных целей [10].

Перечисленные параметры являются составляющими сформированного эмоционального интеллекта человека. Но процесс их формирования, как и иная способность, требует большой работы со стороны педагогов и родителей детей дошкольного возраста.

Совершенно очевидно, что управлять собственными эмоциями маленькому ребенку не под силу, поэтому часто можно наблюдать, как малыш резко реагирует на непонравившуюся ему ситуацию: отобрали игрушку – ревет, громко требует купить ему игрушку в магазине, упал другой малыш – смеется.

Со стороны педагогов и взрослых важно объяснить и показать ребенку, что такое эмоции и как их контролировать. Он должен осознавать, почему ему бывает грустно или же он безудержно веселиться; почему в одних случаях он проявляет понимание, а в иных его охватывает злость. Получается, что эмоции – это знания, которые ребенок получает в процессе обретения собственного опыта и путем пояснения взрослых. Важно объяснить детям, что эмоции бывают разные – положительные и отрицательные, и бояться их не стоит, потому как это реакция на внешнее воздействие. Однако, разъяснение эмоций и реакции на них – задача сложная.

 Как показывает анализ литературы и практика наблюдений, на формирование эмоционального интеллекта оказывают непосредственное влияние такие свойства личности, как позитивное отношение к себе, эмоциональная устойчивость, умение видеть причину происходящего в себе, способность к сопереживанию.

Исходя из этого получаем, что эмоциональный интеллект включает в себя ряд качеств личности:

- осознание себя как личности,

- способность контролировать эмоциональное состояние,

- уверенность в себе,

- самомотивация, побуждающая личность к действию,

- оптимистическое отношение к действительности,

- коммуникативные навыки и желание взаимодействия с окружающими,

- умение грамотно и продуктивно выстраивать взаимоотношения [4].

Получаем, что в результате развития эмоционального интеллекта каждый ребенок и личность в целом обретает полезные навыки, к которым можно с уверенностью отнести следующие компоненты:

1. Принятие и понимание эмоционального фона помогает освободиться от навязанных предрассудков и страхов, что позволяет личности мыслить нестандартно и принимать грамотные решения.

2. Наличие высокого эмоционального интеллекта позволяет контролировать себя и помогает проявиться способности вести за собой других, т. к. эмоционально организованный и собранный человек вызывает доверие, внушает надёжность и вселяет вдохновение в окружающих.

3. Благодаря эмоциональной гармонии человек способен накапливать большой объем положительной энергии.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта способствует становлению личности в обществе и ее полноценному функционированию в рамках сложившегося круга общения. Для детей формирование эмоционального интеллекта важно с двух сторон: в первую очередь, контроль и осознание собственных эмоций помогает адаптироваться в среде сверстников и взрослых, с другой стороны, позволяет концентрироваться на получении знаний, умений и навыков в образовательной среде.

Как утверждают большинство педагогов-практиков, развитие логического мышления и кругозора дошкольника - еще не залог успешности в будущем. С этой позиции становится важным, чтобы ребенок освоил способности, относящиеся к эмоциональному интеллекту. Среди них мы выделяем следующие качества личности ребенка дошкольного возраста:

- умение не допускать эмоционального всплеска, контролируя собственные чувства;

- способность осознанно воздействовать на свое эмоциональное состояние;

- способность оценивать свои чувства и признавать их такими, какие они есть;

- умение использовать собственные эмоции в своих целях и на благо окружающих;

- способность находить общий язык с окружающими людьми, продуктивно взаимодействовать;

- умение оценивать и принимать чувства и эмоции других, сочувствовать им, проецировать данные эмоции на себя.

Педагогам детских образовательных учреждений важно помнить, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен развивать комплекс качеств, называемый Алекситимия, который характеризуется затруднением в понимании и определении собственных эмоций. Данное обстоятельство повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей.

Таким образом, исходя из сказанного, заключим, что умение разбираться в собственных эмоциях и чувствах, способность управлять ими является личностным фактором, который укрепляет соматическое и психологическое здоровье детей дошкольного возраста.

К компонентам содержание работы по развитию эмоционального интеллекта относится вся деятельность педагога, нацеленная на развития эмоциональной стороны дошкольников. В ее структуру входят следующие виды образовательной деятельности:

- грамотная организация режимных моментов в ДОУ;

- оптимальный подход к совершенствованию двигательной деятельности посредством организации физкультурно-оздоровительных занятий;

- игротерапия (проведение игр различной направленности);

- арттерапия (обучение эмоциональным качествам личности посредством искусства рисунка, танца и т. д.);

- театрализованная деятельность, которая позволяет примерить на себя разные роли;

- психогимнастика (пантомимика, мимика, этюды);

- психомышечная тренировка, телесно-ориентированные методы;

- упражнения, целью которых является организация совместной деятельности [5].

Отмечено, что детей с развитым эмоциональным интеллектом отличает более высокая самооценка, уверенность в себе и своих поступках, быстрая адаптация к новым обстоятельствам, готовность действовать согласно принятым правилам при наличии собственного мнения, умение выходить из конфликтных ситуаций и прочие навыки.

Таким образом, формирование эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является важным компонентом образовательного процессе, на основе которого закладываются зачатки успешности будущей личности. Умение контролировать свои эмоции и использовать их для достижения собственных целей позволяет ребенку быстрее наладить контакт с окружающим миром. Важным компонентом формирования эмоционального интеллекта является тот факт, что данную работу нужно начинать проводить как можно раньше, потому что дети гораздо восприимчивее к новому, их психика словно пластилин гибка и способно усваивать все то, что ему предлагает взрослый.

Список литературы

1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И. Н. Андреева. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–86.

2. Буянова, А. Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / А. Ю. Буянова, Е. Ю. Бледнова,
С. Ю. Кудрявцева, Э. М. Зимуков. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2015. – № 3. – С. 59–61.

3. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский – Москва : Эксмо, 2014. – 1136 с. – ISBN 5-699-02553-7. – Текст : непосредственный.

4. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман ; перевод с английского А. П. Исаевой. – Москва : АСТ Москва, 2017. – 478 с. – ISBN 978-5-17-050409-1. – Текст : непосредственный.

5. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 2010. – 156 с. – ISBN 5-94799-368-6. – Текст : непосредственный.

6. Ленкина, В. О. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / В. О. Ленкина, А. А. Огир, О. В. Вартанян,
Л. Ю. Борохович. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. –
№ 13. – С. 46–49.

7. Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования /
под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва : Институт психологии РАН, 2014. – 176 с. – ISBN 5-9270-0058-4. – Текст : непосредственный.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Принят Министерством образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155, 2013. – 22 с.

9. Худик, В. А. Роль эмоций в социализации личности старшего дошкольника / В. А. Худик. – Текст : непосредственный // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 96–103.

10. Mayer, J. D. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence /
J. D. Mayer, Р. Salovey, D. R. Caruso, G. Sitarenios. – Текст : непосредственный // Emotion. – 2001. – V. 1. – P. 232–242.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыАнализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулиро...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста "В сказочной стране эмоций"

Возраст целевой группы: 4 – 5 летЦель пособия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи пособия:- закрепление знаний детей об эмоциональных состояниях;- активизация словаря эмоциональн...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных со...

Информация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте"

Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количеств...

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Эмоция – это сильное, обычно кратковременное переживание, ответ человеческого организма на изменения, происх...

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                Семья – основной и определяющий фактор формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста. Чем больше члены семьи ...

Формирование эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада

Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмо­ционального интеллекта сформировалась достаточно не­давно, но с каждым годом ей уделяется в...