Мастер- класс к МО на тему: «Организация детского экспериментирования через развивающие игры в группе раннего возраста»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Цель: формировать благоприятные условия для ознакомления детей со свойствами воды через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- Обучать способам установления простейших связей между предметами и явлениями через опыты.
- Учить детей формулировать простейшие обобщения.
Развивающие:
- Развивать активную речь через познавательную деятельность детей;
- Совершенствовать наглядно-действенное мышление через игры-эксперименты.
- Развитие воображения
Воспитывающие:
- Содействовать формированию и развитию у детей познавательных интересов в экспериментальной деятельности;
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование).
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход мероприятия:
Окружающий мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Ребенок познаёт мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда потрясает и восхищает, радует и удивляет.
Чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.
Наша задача- поддержать доброе познавательное отношение малыша к миру, помочь ему познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир! Предоставьте ему возможность прочувствовать и пережить происходящие события.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
А сейчас хочу вам предложить побыть немного детьми и по экспериментировать со мной. Мы с вами сейчас проработаем несколько интересных опытов.
1. «Почему кораблики не плывут».
Цель: создать благоприятные условия для обнаружения воздуха, для образования ветра.
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
2.«Соберём водичку».
Цель: создать благоприятные условия для формирования начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой).
Материалы: таз, стакан с водой, широкая чашка, разноцветные поролоновые губки, фартуки по количеству детей, салфетки, клеенка.
Ход эксперимента: Каждому ребёнку раздается губка, активизация в речи названия цвета губки; показ воспитателем действий по сбору воды, вылитой на стол (небольшое количество), покрытый клеёнкой из стакана; выжимание ее из губки в широкую чашку; вовлечение детей в выполнение действий по образцу. Подведение к пониманию свойства воды –принимает форму предмета, сосуда; свойств материалов –поролоновой губки –впитывает жидкость, помогая собрать воду.
3. «Тонет – не тонет».
Цель: создать благоприятные условия для формирования умений экспериментировать с материалами и веществами (водой); упражнение детей в вылавливании предметов с помощью сачков из воды
Материалы: таз с водой; сачки; мелкие предметы из разного материала (деревянные, пластмассовые и металлические предметы, мелкие резиновые мячи); резиновые игрушки (в одной вырезано дно для сравнения, какая из игрушек тонет и почему); небольшие камешки; поднос; салфетки; фартуки.
Ход эксперимента: Дайте детям разные предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, камешки). Предложите бросить их в воду ванны. Посмотрите, какие из них утонули, а какие плавают.
4. «Рыбалка».
Цель: создать благоприятные условия для закрепления знаний о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
Ход эксперимента: Налейте в таз воды и дайте ребенку сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить эти игрушки.
5. «Песочные узоры».
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления детей с песком и какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.
Материалы: поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям.
Ход эксперимента: воспитатель сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку.
6. «Считалочка-купалочка».
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления со свойствами воды: льётся, движется.
Материал: ванночка с водой.
Ход игры – эксперимента:
Художественное слово
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а также она переливается, льётся.
Вывод: Экспериментирование не только приносит детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивает целый спектр умений и способностей, развивает моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь. Улучшает динамику развития познавательного интереса и наблюдательности. Расширяет словарный запас и знания детей о свойствах живой и неживой природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Организация детского экспериментирования через развивающие игры в группе раннего возраста»
Цель: формировать благоприятные условия для ознакомления детей со свойствами воды через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- Обучать способам установления простейших связей между предметами и явлениями через опыты.
- Учить детей формулировать простейшие обобщения.
Развивающие:
- Развивать активную речь через познавательную деятельность детей;
- Совершенствовать наглядно-действенное мышление через игры-эксперименты.
- Развитие воображения
Воспитывающие:
- Содействовать формированию и развитию у детей познавательных интересов в экспериментальной деятельности;
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование).
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход мероприятия:
Окружающий мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Ребенок познаёт мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда потрясает и восхищает, радует и удивляет.
Чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.
Наша задача- поддержать доброе познавательное отношение малыша к миру, помочь ему познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир! Предоставьте ему возможность прочувствовать и пережить происходящие события.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
А сейчас хочу вам предложить побыть немного детьми и по экспериментировать со мной. Мы с вами сейчас проработаем несколько интересных опытов.
- «Почему кораблики не плывут».
Цель: создать благоприятные условия для обнаружения воздуха, для образования ветра.
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
2.«Соберём водичку».
Цель: создать благоприятные условия для формирования начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой).
Материалы: таз, стакан с водой, широкая чашка, разноцветные поролоновые губки, фартуки по количеству детей, салфетки, клеенка.
Ход эксперимента: Каждому ребёнку раздается губка, активизация в речи названия цвета губки; показ воспитателем действий по сбору воды, вылитой на стол (небольшое количество), покрытый клеёнкой из стакана; выжимание ее из губки в широкую чашку; вовлечение детей в выполнение действий по образцу. Подведение к пониманию свойства воды –принимает форму предмета, сосуда; свойств материалов –поролоновой губки –впитывает жидкость, помогая собрать воду.
3. «Тонет – не тонет».
Цель: создать благоприятные условия для формирования умений экспериментировать с материалами и веществами (водой); упражнение детей в вылавливании предметов с помощью сачков из воды
Материалы: таз с водой; сачки; мелкие предметы из разного материала (деревянные, пластмассовые и металлические предметы, мелкие резиновые мячи); резиновые игрушки (в одной вырезано дно для сравнения, какая из игрушек тонет и почему); небольшие камешки; поднос; салфетки; фартуки.
Ход эксперимента: Дайте детям разные предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, камешки). Предложите бросить их в воду ванны. Посмотрите, какие из них утонули, а какие плавают.
- «Рыбалка».
Цель: создать благоприятные условия для закрепления знаний о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
Ход эксперимента: Налейте в таз воды и дайте ребенку сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить эти игрушки.
- «Песочные узоры».
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления детей с песком и какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.
Материалы: поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям.
Ход эксперимента: воспитатель сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку.
- «Считалочка-купалочка».
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления со свойствами воды: льётся, движется.
Материал: ванночка с водой.
Ход игры – эксперимента:
Художественное слово
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а также она переливается, льётся.
Вывод: Экспериментирование не только приносит детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивает целый спектр умений и способностей, развивает моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь. Улучшает динамику развития познавательного интереса и наблюдательности. Расширяет словарный запас и знания детей о свойствах живой и неживой природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"
Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...
Мастер - класс "Развивающие игры для детей раннего возраста"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение...
Мастер - класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование»
Цель мастер-класса: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.На мастер-классе продемонстрированы опыты с водой, магнитом, пищевой пленкой, ...
Мастер-класс для педагогов по теме «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»
Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.Задачи мастер-класса:1. Донести...
Мастер-класс по изготовлению стенгазеты «С Днем России!» методом аппликации и раскрашивания в группе раннего возраста
- Учить детей смазывать детали аппликации клеем самостоятельно и наклеивать элементы аппликации на карту России в определенной последовательности;- Воспитывать умение правильно и аккуратно наклеить цв...
Мастер-класс по изготовлению развивающей игры для детей раннего возраста "Животные в окошке"
Данный мастер-класс расчитан на педагогов работающих на группе раннего возраста. Детям очень интересно закрывать и открывать окошки. Со временем у детей можно спрашивать в каком именно окошке живет то...
Мастер-класс для педагогов на тему "Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду", 2021г.
Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста...