Тавлинская игрушка
материал (старшая группа)
Творческое зерно заложил Николай Мастин — родоначальник тавлинской игрушки, ныне заслуженный работник культуры Республики Мордовия. В 1970 году по его инициативе был открыт кружок резьбы по дереву при местной школе. Впоследствии она стала Подлесно-Тавлинским экспериментальным детско-художественным учреждением, где по сей день с самого раннего возраста готовят будущих хранителей мордовской культуры. Школа с момента основания выпускает династии умельцев резьбы по дереву, среди них семья Рябовых — потомственные мастера, которые передают знания о тавлинском искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tavlinskaya_igrushka.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тавлинская игрушка
За 25 километров от Саранска, среди лесного массива вблизи небольшой реки, раскинулось село Подлесная Тавла. Это своего рода данковское сердце, способное повести за собой сувенирную индустрию Мордовии.
Именно здесь производят одно из семи чудес финно-угорского мира. Природная среда, богатая лесами, дарит материал для творчества.
Творческое зерно заложил Николай Мастин — родоначальник тавлинской игрушки, ныне заслуженный работник культуры Республики Мордовия. В 1970 году по его инициативе был открыт кружок резьбы по дереву при местной школе. Впоследствии она стала Подлесно-Тавлинским экспериментальным детско-художественным учреждением, где по сей день с самого раннего возраста готовят будущих хранителей мордовской культуры. Школа с момента основания выпускает династии умельцев резьбы по дереву, среди них семья Рябовых — потомственные мастера, которые передают знания о тавлинском искусстве.
С целью возрождения эрзянской национальной культуры, сохранения и развития народных, художественных и духовных традиций был создан Союз мастеров — «Эрьмезь». Название для своей организации резчики позаимствовали из эрзянской эпической поэмы Я.Я. Кулдуркаева. Главный персонаж произведения — мастер на все руки, который делился своими знаниями и умениями с учениками. Союз «Эрьмезь» создал в своем родном селе эрзянский центр «Этно-кудо» имени В.И. Ромашкина, сохранивший образ дома, где жил народный деятель. Именно здесь выставлены работы художественного промысла.
Конечно, древние деревянные игрушки не сохранились. И это неудивительно, учитывая свойства дерева разлагаться за относительно короткое время. Поэтому данный факт предоставляет широкое пространство для существования различных историй о их прошлом.
Первая берет мифологические корни, уходящие во времена язычества. Если принять во внимание, что тотемы древней мордвы были сделаны из дерева, то и логично было бы заявлять, что в этот же период уже существовали деревянные игрушки. У мордвы того времени, как и у большинства народов, дерево отождествлялось с силой или с жизнью людей. Важнейшим аспектом мифологии дерева является его связь с человеком (его телом, категориями жизнедеятельности, судьбой), о чем свидетельствуют сюжеты инкарнации человека в дерево в мордовских сказках. Исходя из данной версии, деревянные игрушки, точнее материал, из которого они сделаны, сакральным образом связаны с жизнью человека.
На некоторых игрушках можно заметить вырезанные символы, скрывающие историю своего появления. Знаменитая тавлинская лошадка получила второе название — солнечный конь — из-за солярного знака, вырезанного сбоку. Его появление связано с красивой легендой, бытующей у мордовского народа. Солярный знак — символ Бога солнца (Чи Паза). В помощь людям он послал сокола и бравого скакуна. Последний прибежал быстрее. Так, народный «Пегас» стал для некоторых людей оберегом и соединительным звеном между миром богов и миром людей. Стоит заметить, что форма коня была восстановлена по собранным воспоминаниям о древних образцах, которые встречались в Мордовии. Кстати, конь появился на гербе Кочкуровского района как символ признания традиционных художественных промыслов.
Вторая версия возникновения сложилась на частичном сходстве тавлинской игрушки с богородской.
И, наконец, третья версия рождения тавлинской игрушки неразрывно связана с судьбой ее основателя. Николай Мастин — человек, который долгое время не мог найти себя в искусстве. Мастер пробовал рисовать, писать маслом, лепить, но все было не то. Но случайное стечение обстоятельств ознаменовало новый виток в его жизни, а потом и села Тавлы. На выставке самодеятельного творчества Н.И. Мастин увидел деревянную игрушку, которая разожгла в нем желание вырезать фигурки в национальном духе. С этого судьбоносного момента чередой стали появляться гордые кони, таинственные мордовские маски, мужички в народных костюмах и многое другое, объединенные одним названием — «тавлинская игрушка».
Шлифовальные машины, ленты, различные виды стамесок и ножей для резьбы по дереву — неотъемлемые атрибуты умельцев Тавлы. Данное ремесло не терпит ошибок, поэтому резчики, у которых рука еще не так сильно набита, вычерчивают на бумаге эскизы узора в натуральную величину. Основная техника выполнения — контурная и трехгранно-выемчатая резьба, которая требует точности и аккуратности, несмотря на то, что для изделий характерны грубые, тяжеловесные формы, без выделения мелких элементов. Кстати, вид фигур предположительно возник от представлений о народных богатырях. Пластический стиль тавлинской игрушки отмечается своеобразным построением пропорций фигур людей, шаржевым показом лиц, восходящим к народной смеховой культуре и организующим интересное зрелище. Сюжеты произведений тавлинцев рождаются из жизни села: сенокос, свадьба, проводы весны (как ритуал), обыкновенная ссора и многое другое.
Тавлинская игрушка — это не просто самобытный сувенир, а часть таланта мастера, его сил, а также хранительница истории культурной жизни мордовского народа.
Интересно, что стиль игрушки Тавлы стали использоваться в кукольных театрах для создания реалистических образов героев. Такая практика наблюдается не только в Мордовии, но и, например, в северной столице. Театр «Складной жираф» в Санкт-Петербурге показывал знаменитую русскую сказку «Серебряное копытце», в которой образы персонажей были созданы в тавлинском духе.
Тавлинская резная игрушка из дерева вошла в число семи чудес финно-угорского мира, благодаря своей загадочной истории и завораживающей форме, и стала своеобразным брендом села Подлесная Тавла и Республики Мордовия в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг в подготовительной группе « Раз игрушка, два игрушка»
Совместный досуг с тифлопедагогом....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
Досуг специалистов в старших группах «Раз игрушка, два игрушка» (Неделя игры и игрушки)
Ежегодно в ГБОУ Школа № 1460 (дошкольное отделение) в период осенних каникул проводится "Неделя игры и игрушки", в старших группах силами специалистов (учителя - дефектолога и логопеда) был проведен з...