Тема : « Народная игрушка. Тряпичная кукла.» (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема : « Народная игрушка. Тряпичная кукла.»
Цель: приобщение детей к народному творчеству через создание мини музея в чемодане «Тряпичная кукла».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_konspekt_dlya_konkursa_vospitatel_goda.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : « Народная игрушка. Тряпичная кукла.»
Цель: приобщение детей к народному творчеству через создание мини музея в чемодане « Тряпичная кукла».
Задачи:
Образовательные:
-формировать у детей представление о создании мини –музея в чемодане;
-формировать понятие русской народной тряпичной куклы;
-познакомить с историей создания и видами тряпичных кукол на Руси;
- русскими народными хороводными играми;
Развивающие:
-развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа;
-развивать художественные способности, воображение;
-развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
-воспитывать у детей интерес к музею, как хранилищу истории, обычаев и традиций своего народа;
-вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда.
Планируемые результаты:
-ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, задает вопросы и отвечает на них , распределяет действия при сотрудничестве);
-ребенок способен к аргументированным суждениям;
-ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Форма организации : групповая
Оборудование и материалы:
Демонстрационный дидактический материал: видеозапись экскурсии в Бугурусланский краеведческий музей, чемодан музейные экспонаты-тряпичные куклы разных видов.
Раздаточный материал: лоскуты ткани разных цветов и форм, нитки красного цвета, карты-схемы последовательного изготовления тряпичных кукол.
(Дети за столом играют в куклы)
В.: Дети, чем вы занимаетесь? Что делаете?
Дети: Мы играем со своими куклами.
В.: Когда я была маленькая, таких кукол как у вас, у меня не было. Я играла в другие куклы. (показ куклы). А мне моя бабушка рассказывала, когда она была маленькой кукол не было, поэтому кукол они делали сами. Просто скручивали лоскутки ткани так, чтобы они были похожи на куклу и играли с ними.
В.: Ребята, посмотрите, какой интересный чемодан достался мне от моей бабушки. Вам интересно посмотреть что в нем?
Дети: Да.
В.: Как вы думаете, что там может быть?
Дети: лоскутки ткани, куклы, ленточки.,и т.д.
В.:Правильно,в моем чемодане лежат куклы вкоторые играли ваши прабабушки подойдите ближе к столу.
В.:Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно.К кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, где попало. Их хранили в специально отведенных корзинах, коробахили ящиках.
Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. При всей своей занятости они находили для этого время. А потом Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы, и лет с пяти такую куклу могла сделать любая девочка.Тряпичные куклы имели свое предназначение, они были игровые, обереговые, обрядовые.
В.:Ребята, а вы заметили,что у кукол нет лица?
Дети: Да.
В.: Как вы думаете почему?
Дети: Ответы детей
В.:Куклам никогда не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может селиться нечистая сила. «Безликая» кукла считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребёнку.
В.: Ребята, давайте сядем на стулья и вспомним , где вы могли видеть такие же игрушки, похожие на наши? (дети садятся ). Так где же вы видели таких кукол?
Дети: На картинках, по телевизору, в музее.
В.: Правильно,ребята, в музее!
В.: Что такое музей?
Дети: Место, где хранятся старинные вещи.
В.: Кто из вас был в музее? Что вы там видели?
Дети: (Рассказы детей)
В.: Кто проводит экскурсии в музее?
Дети: Экскурсовод.
В.: Давайте вспомним правила поведения в музее!
Дети: (Называют правила).( В музее нельзя кричать, бегать, трогать экспонаты руками))
В.: А вы хотите побывать сегодня в музее?
Дети: Да
В.: А как можно оказаться в музее не выходя из группы?
Дети: Посмотреть по телевизору, на фотографиях, на компьютере, на большом экране.
В.: Сегодня, мы отправимся в виртуальную экскурсию и посетим музей народной игрушки. Сели удобно, внимание на экран.
(Просмотр видеоролика про музей кукол)
В.: Ребята, а какой музей мы можем создать у нас в группе?
Дети: (Перечисляют)
Дети: Музей народных кукол.
В.: Ребята, а что нужно сделать чтоб создать музей народной куклы?
Дети: (Нужно сделать народные куклы).
В.:Как вы думаете, что нам понадобится, чтобы сделать народные куклы?
Дети: Лоскутки ткани, нитки.
В::Ахотели бы вы сделать такие куклы?
В: Сегодня мы будем делать куклу ПЕЛЕНАШКУ, КУВАДКУ и ХОРОВОДНИЦУ.
В.:( ДОСтаю кукол из чемодана и рассказываю)
Кувадка была первойтряпичной куклой в жизни ребенка.Эта кукла относится к обрядовымНазвание куклы Кувадка произошло от слова «кувякать» - плакать. Так как именно плачем ребенок оповещает мир о своем рождении. Считалось, что во время рождения ребенка отец должен был взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома (бани), чтобы отвлечь злых духов от матери с ребенком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного. Затем куклу кувадку подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают погремушки. Эта кукла относится к обрядовым.
В.
У каждого новорожденного дитя была в колыбельке вот такая яркая куколка ПЕЛЕНАШКА. Она относится к береговым куклам. Ещё до рождения ребёнка делали такую куколку и укладывали в колыбельку, чтобы она "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.
В.: А это кукла ХОРОВОДНИЦА. Русская народная тряпичная кукла очень веселая и забавная игрушка, она относится к игровой. Эта кукла всегда оставалась не только забавой, но и своеобразным тренажером.Чтобы хороводница расправила свои юбочки и закружилась в пляске ее нужно оживить. Для этого быстро вращают пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Такое движение готовило руки девочек к работепряхи.
В.: А теперь,ребята, проходите за столы, выберите ту куклу, которую вы хотите сделать. ( Дети идут за столы).
В : У каждого из вас на столе лежит схема последовательного изготовления вашей куклы.
В.:Прежде чем приступить к работе подготовим наши пальцы.
ФИЗМИНУТКА
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем.
Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.
Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в
Сторону — слева направо обратно.
На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.
-Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ (под народную музыку дети изготавливают кукол )
В.: Молодцы, ребята, посмотрите какие замечательные куклы у вас получились. Кто хочет рассказать нам про свою куклу?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУКОЛ ДЕТЬМИ .
Д: Мы делали куклу ПЕЛЕНАШКУ…она охраняла маленького ребенка от зла.
А мы делали куклу КУВАДКУ… ее вешали над кроваткой малышаи она охраняла его сон.
Я делала куклу Хороводницу ,мне она показалась веселой когда ее кружишь то самой хочется с не потанцевать.
В. А давайте мы Хороводницей поиграем и потанцуем.
(Проводится хороводная игра с куклами)
В.:Ребята, кто может нам напомнить, что мы хотели с вами создать в нашей группе?
Дети: Мы хотели создать мини-музей.
В.: Правильно мы Всех кукол разместим в чемодане и получится у нас мини-музей в чемодане. Как мы назовем наш мини музей в чемодане?
Наш мини музей мы расположим в нашей группе и будем дальше пополнять его разными куклами ведь их было очень много.
РЕФЛЕКСИЯ
В: Ребята, а давайте мы нашим куклам подарим цветные ленточки. Если вам было интересно на занятии - подарите красную ленточку, если вы испытывали затруднения – подарите жёлтую ленточку. Ну а если вам было не интересно и скучно - подарите зелёную ленточку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно образовательной деятельности по ручному труду «История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка»
Познавательно-занимательный досуг для детей подготовительной группы "История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка" с показом презентации «Игрушки на Руси как средство воспитания». Создани...
Русская народная игрушка (тряпичная кукла)
Прививать любовь к народным игрушкам....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»Цель: приобщать детей...
"Русские народные игрушки. Тряпичные куклы и куклы обереги".
Стараюсь почаще знакомить детей с народными игрушками, историей их возникновения, области применения, описанием игр. Провожу параллель с современными игрушками, очень многие пришли к нам из дале...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы....
Конспект Открытого занятия по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины. «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Конспект Открытого занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины.«Народная игрушка. Тряпичная кукла»...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: "Народная игрушка. Тряпичная кукла"
Конспект разработан с учётом возрастных особенностей детей, в старшей группе, с учётом ФГОС ДО....