Проект бабочки
проект (средняя группа)

Елена Александровна Яровая

Цель проекта:

  • формирование элементарных представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_babochki_2020_1.docx871.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Бабочки»

https://sun9-72.userapi.com/c858136/v858136487/1a2358/r_vggDcO3jE.jpg

                                                                                                   Выполнили : Яровая Е.А.

2021г

Тип проекта: познавательно – творческий.

Образовательная область: «Познание».

Основной вид деятельности: «познавательно – исследовательская, продуктивная».

Области интеграции: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Коммуникативно-личностное развитие».

По форме реализации: групповой.

Состав проектной группы: дети , воспитатели, родители.

 Цель проекта: 

  • формирование элементарных представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;
  • учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, аппликации).

Развивающие:

  • Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.

Актуальность

Гуляя летом с детьми, мы наблюдали за бабочками,

у  ребят возникли вопросы: «Бабочка – это насекомое?», «Как появляются бабочки?», «Для чего они нужны?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено организовать и провести познавательно-творческую работу с детьми группы  в рамках реализации проекта «Бабочки». Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочках, их строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.

Предпологаемый результат:

  • Элементарные представления: о бабочках, их строении и видовом многообразии.
  • Пользе и вреде в природе.
  • Расширить кругозор и обогатить словарный  словарь детей.

Продукт проектной деятельности:

  • Папка-передвижка «Бабочки».

Итоговое мероприятие

  • Выставка работ бобочек.
  • Создание альбома о бабочках.

Сроки

 проведения

Содержание проекта

Участники проекта

Ответственный

 

  • Определение цели и задач проекта.
  • Анализ имеющихся условий в группе.
  • Консультация для родителей «история бабочки»
  • Рассматривание иллюстраций  «Бабочки - красавицы».
  • Рассказ воспитателя: «Дружная семья бабочек».
  • Чтение стихотворении:«Малютка бабочка» (Людмила Мелехова), «Бабочка - красавица» (Светлана Антонюк).
  • Прослушивание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка»

Дети и родители

Воспитатель

Основной этап

  • Рисование кляксография «бабочки – красавицы».
  • Беседа «Чудесные превращения».
  • Пальчиковая гимнастика «Гусеница».
  • Дидактическая игра «Угадай по описанию».
  • Словесная игра «Один - много».
  • Аппликация «Бабочки».
  • Просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки»
  • Наблюдение на участке группы за бабочками.
  • Беседа «Для чего нужны бабочки?»
  • Пальчиковая гимнастика «Гусеница».
  • Прослушивание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».

Дети

Воспитатели

Заключительный этап

  • Выставка работ
  • Создание альбома о бабочках
  • Папка-передвижка «Бабочки».

Дети,

родители

Воспитатели

«Бабочка- красавица!»

(Техника – кляксография)

Образовательная область: художественное творчество

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Здоровье.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с разнообразными видами бабочек, их внешним видам, учить детей сравнивать, анализировать.

Учить дорисовывать мелкие детали, создавая из цветовых пятен (клякс) образ;

Развивать воображение, ассоциативное мышление, творческую индивидуальность.

- Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.

Оборудование:краски (акварель или гуашь), кисти, стаканчики с водой, салфетки; бумага, сложенная пополам; фломастеры или карандаши.

Предварительная подготовка:

- 1.Наблюдение за бабочками на участке детского сада.

- 2.Беседа о бабочках.

-3. Разучивание стиха о бабочке.

Дотронуться хотела я руками

До самого красивого цветка.

А он, взмахнув своими лепестками,

Вспорхнул и улетел под облака!

- Рассматривание иллюстраций;

- Выяснение строения бабочки;

- Дидактическая игра «Насекомые», «Что на что похоже?» (Цель: развивать ассоциативное мышление)

  1. Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу превратить вас в волшебников. У меня есть волшебная палочка и я произнесу волшебные слова.

Раз, два, три,

Рисовать нас научи

Воспитатель: Мы не будем рисовать так, как мы это делаем всегда. Рисунок у нас получится почти сам собой. Ребята, а так бывает? Как это может быть? Просто мы на одной половине нашего листа бумаги капнем две капли краски.

Воспитатель наносит две капли краски на бумагу. Дети выполняют данное действие, выбирая краску по желанию.

Воспитатель:  А теперь закроем кляксы второй половинкой листа бумаги и аккуратно прижмем ее. Осторожно откроем и посмотрим, что же у нас получилось. (Воспитатель прикрепляет свой рисунок на доску) На что это похоже?

Дети высказывают свои предположения.

-    А мне кажется, что у меня получилась... (Воспитатель дорисовывает голову, усики, туловище, узор и т. п.) Узнаете?

Воспитатель читает загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Дети отвечают.

Воспитатель: Конечно, это бабочка. Бабочки бывают разными. Сейчас, я хочу позвать вас на выставку бабочек. Обратите внимание, как разнообразна их окраска и размер.

А теперь посмотрите на свои рисунки. Что нужно дорисовать, чтобы и на ваших рисунках запорхали бабочки? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Туловище у бабочки  черного цвета.

Дети дорисовывают детали.

Воспитатель:  Сколько разноцветных бабочек слетелось к нам в группу! Тут и синие, и желтые, и красные! А наши бабочки будут летать?

Воспитатель проводит игру: декламирует стихотворение, дети имитируют движения бабочки.(физкультминутка)

Воспитатель:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Дети приседают, опустив голову, затем встают, потягиваются, машут руками, имитируя движение крыльев бабочки, кружатся.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Вы сегодня постарались. Что вам понравилось на занятии? А понравилось ли вам рисовать из кляксы?

Как появляется бабочка

Бабочки – самые красивые насекомые. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают большие, даже гигантские, размером с птицу, и маленькие-с ноготок. Вы видели когда - нибудь бабочку? Ну, конечно, видели! А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания?

Самка бабочки находит укромное место на нижней стороне листа и откладывает там множество крохотных яичек. В каждом из них находится малюсенькая гусеница, которая день ото дня растет. Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца.

Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она ест, тем быстрее растет. И однажды старая кожа становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает из нее, словно из старого платья.

Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные. Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда. При помощи цепких ножек она ловко ползает по листьям и веткам.

Вскоре гусеница становится очень большой, перестает есть и ползать, устраивается поудобнее в каком – нибудь уютном месте на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями. Старая кожа снова лопается, а под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой мягкой кожей. Его называют коконом.

Внутри кокона растет бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца. Выбравшись наружу, бабочка некоторое время сидит неподвижно, а потом начинает порхать над цветами.

Тонким хоботком бабочка пьет цветочный нектар. Придет время, она тоже отложит яйца, из которых появятся прожорливые гусеницы, а потом эти гусеницы снова превратятся в прекрасных бабочек.

Адмирал

https://i2.wp.com/vospitatel.com.ua/images/p/pavliniy%20glaz.jpg

Павлиний глаз

https://i2.wp.com/vospitatel.com.ua/images/p/pavlinoglazka.jpghttps://i0.wp.com/vospitatel.com.ua/images/g/golubianka.jpg

Голубянка

https://i0.wp.com/vospitatel.com.ua/images/g/golubianka%202.jpg

Голубянка

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c62/00122149-fefa7a98/img10.jpg

ГУСЕНИЦА.

Гусеница,гусеница ,            -ладонь одной руки "ползет",как гусеница,по внутренней стороне другой руки от плеча до пальцев.

Бабочкина дочка .                -"ползет "обратно к плечу по внешней стороне руки.

По травинкам ползает,        -то же проделываем,меняя руки:"от корня к верхушке".

Кушает листочки.                  -"ползет" обратно к плечу по внешней стороне руки.

Ам!                                          -ладони складываем вместе перед собой.Ам!-одна ладонь скользит по др.

Ам!                                                   ладони вверх и "кусает"всеми пальцами,кроме большого,прямые пальцы   

Ам!                                                  другой  ладони. Потом ладони меняются ролями.

Ам!

Поела.                                      -останавливаемся,сложенные вместе ладони расслабляются.

Спать захотела.                       -одна ладонь сжимается в кулачок,другая ее накрывает-держит кулачок,как яблоко.

Проснулась.                             -постепенно раскрываем ладони.

Бабочкой обернулась!             -руки перекрещиваем в районе запястий,ладони теперь-крылья бабочки.

Полетела!                                 -"машем крыльями":запястья или предплечья перекрещены,левая ладонь машет возле

Полетела!                                    правого плеча и наоборот.

Полетела!

Прослушивание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».

Консультация для родителей

«История бабочки»

Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые: это бабочки. Как только пригреет солнышко, и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и сразу бросаются нам в глаза. Дети за ними с удовольствием наблюдают. Они вызывают у них восторг. Во многих сказках изображают добрых фей, эльфов с крыльями, как у бабочек. Они являются символом доброты, чистоты и света.

Раньше люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.

Как можно рассказать детям о бабочках?

Внешний вид бабочек.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06c9/000aefc0-aefccde3/img15.jpg

Рассмотрите с детками строение бабочки. У бабочки есть голова, туловище, крылья, покрытые чешуйками. Чешуйки преломляют свет, переливаясь как радуга, образуя красивый узор. Скажите ребенку, что бабочек  нельзя ловить и трогать за крылышки. Можно стереть краску. На самом деле крылья у бабочек прозрачные, как у пчелы или мухи. А окраску придают чешуйки. Поэтому их называют чешуекрылые. Окраска очень разная. Мы это видим и в природе, и на картинках. Иногда окраска является защитной.

У бабочки есть усики и хоботок, свернутый в спираль. Когда бабочка садится на цветок, она разворачивает свой хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар.  Если  бабочка летает с цветка на цветок, она переносит пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян.

Жизненный цикл бабочки.

Жизненный цикл бабочки.

http://www.maras.lv/site-files/www.maras.lv/f/products/m/a2ee4ad610da1f954b09688ab112e586e47524a7.JPG

Бабочки-насекомые с полным превращением.

Жизненный цикл состоит из 4-х стадий. Яйцо-личинка (гусеница)-куколка и взрослая бабочка.

Бабочка откладывает яйца, из которых потом появляются гусеницы. Они малопривлекательны, активно поедают листья растений, быстро растут. Этим самым наносят вред растениям. Гусеницы бывают разного цвета, окраски, одни гладкие, другие с волосками. Когда фаза гусеницы заканчивается, она превращается в куколку. Куколка обычно коричневая, неподвижная. Стадия куколки длится от нескольких дней до нескольких лет. А потом  куколка лопается и из нее выходит бабочка. Она вначале сидит и сушит свои крылышки. А потом начинает летать. Вот такое превращение у бабочки.

Дети часто видят гусениц, они неприятные.

Загадки о гусеницах.

Загадайте детям загадки о гусеницах. Можете сделать поделки, чтобы ребята лучше запомнили, как из гусеницы получаются такие красивые бабочки.

По траве ползет,

В коконе висит,

Но время придет

И в небо улетит.

( Гусеница и бабочка)

Бабочкина дочка

Вся в мелких ярких точках,

Медленно ползет

Листики грызет.

(Гусеница)

Какие бывают бабочки.

Бабочки очень разные. Чтобы рассказать детям о разнообразии бабочек, можно рассмотреть книги, энциклопедии, а если есть возможность, сходить в музей, где есть бабочки.

Самая распространенная бабочка-это крапивница. Красивая, пестрая, оранжевая с черными точками. Называется она крапивница, потому что ее гусеница может, есть крапиву.

Лимонница: ярко-желтая бабочка. Ее часто можно спутать с листиком.

Капустная белянка-очень распространенная бабочка, белая, с черными точками. Ее гусеницы едят листья капусты. Посмотрите картинки, где изображены различные бабочки. Пусть дети запомнят их, а потом на прогулке попробуют отгадать, что за бабочка летает.

 Охрана бабочек.

Не забудьте сказать детям, что к бабочкам надо относиться бережно. Нельзя их ловить, убивать. Многие бабочки уже занесены в Красную книгу. Конечно, есть гусеницы и бабочки, которые наносят вред сельскому хозяйству. Например, гусеницы капустницы снижают урожаи капусты и яблок. Но огромное число бабочек  либо нейтральны, либо полезны, и их надо охранять. Мы, например, пользуемся тканями натурального шелка, из коконов, которые плетут гусеницы тутового шелкопряда. Велико значение бабочек как опылителей. Для борьбы с сорняками используют гусениц, которые питаются одним видом сорняка. Бабочек надо охранять еще и потому, что они очень красивые и являются украшением полей, лугов и лесов.

https://k-chemu-snitza.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8C-%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0.jpghttps://wallpaperscave.ru/images/original/18/09-15/animals-insects-butterfly-84387.jpg

https://cdn1.flamp.ru/12707bb3e97707409813fa102708994b.jpg

ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ БАБОЧЕК

Доклад на тему «Волшебные превращения бабочек».

1. Красивое превращение бабочек.

2. Известные бабочки на территории России:

А) Павлиний глаз;

Б) Махаон;

В) Олеандровый бражник.

3. Известные бабочки других стран:

А) Американский Монарх;

Б) Японская Черно-белая идея.

C глубокой древности люди восхищались красотой и изяществом бабочек. И до сих пор людям интересна загадочность превращений гусеницы в куколку. Некоторые люди занимаются коллекционированием бабочек (инсектолог), другие занимаются их разведением и наблюдением за жизнью.

Мне очень нравиться наблюдать за насекомыми : пауками, жуками, смотреть про них научные программы. И вот однажды мы с мамой побывали на выставке «Тропические бабочки». Это было зимой, поэтому мы были поражены интерьером выставки: большие тропические растения, два водоема и очень жарко.

На выставке я увидел бабочек вблизи, совсем рядом так, что можно было к ним прикоснуться. Я наблюдал за их поведением, они не только летали, но еще и питались фруктовым сиропом из фруктов. Но самое интересное было то, что я увидел, как появляются бабочки. Ученые , работники этой выставки, сделали специальную камеру, которая поддерживает температуру (2008 градусов). В этой барокамере есть ниши, на которые прикрепляются куколки. Еще меня научили различать коконы дневных и ночных бабочек : у ночных бабочек кокон покрыт темными волосками.

После этой выставки, мне стало интересно узнать - водятся ли у нас в России такие же красивые бабочки как в тропически странах. Оказалось, что бабочек или чешуекрылых в России 8879 видов. А всего на планете около 140 тысяч видов. И каждый вид по-своему красив и неповторим.

Известная бабочка – Павлиний глаз. Это дневная бабочка, ее можно встретить по всей территории России и Европы. Она имеет красивый окрас – пятнышки на ее крыльях напоминают глаза. Павлиний глаз живут целый год, зимуют в подвалах или в пещерах.

Еще одна известная бабочка – Махаон. Эта бабочка имеет ярко-желтые крылья с черными жилками. Эту бабочку мы можем встретить также по всей нашей стране, а также на Крайнем Севере. Бабочка может выдержать суровые зимы.

Следующая бабочка – Олеандровый бражник имеет очень большую схожесть с птицей колибри. Форма тельца и размах крыльев имеет одинаковые особенности. Однако самая маленькая птичка – колибри уступает в окраске. Бабочка бражник имеет очень оригинальную окраску: травянистые очень яркие цвета украшают ее. Эта окраска помогает бабочке быть незаметной среди полевых цветов и растений.

В нашей стране также можно встретить таких бабочек как хвостоносец, траурница, аполлон, капустница и самая маленькая бабочка – моль.

Наблюдать за полетом бабочки и рассматривать ее окраску очень интересно, но также очень интересно наблюдать и за появлением бабочки из куколки. Предлагаю посмотреть рождение известной на континенте Северная Америка бабочки Монарх.

История про гадкую гусеницу!

Однажды на прекрасный зеленый лист приземлилась красавица-бабочка и бережно отложила яйцо на него. Яйцо такое маленькое и такое мизерное, как всем казалось. Но это начало жизни новой бабочки. Яйцо было очень маленькое, легкое и липкое. Липкое, чтобы смогло удержаться на листике. Через пару дней из этого яйца появилась гусеница. Гусеница очень любила кушать листики и кушала их очень много. Соседи гусеницы – насекомые, животные и птицы очень любили потешаться на ней. Они обзывали его скучный червяк. А гусеница была на самом деле страшненькой, очень медленной. Она не могла быстро бегать , все она умела это ползать. Это конечно, не очень волновало гусеницу , у нее были дела по важнее. Она должна была есть, есть и еще раз есть!

Об этом только она и думала, и если после этого ее тело не вмещалось в кожу, она ее тут же меняла. И новая кожа тут же вырастала на месте прежней. Этот процесс так и называется – смена кожи у гусениц, некоторые могут по пять раз менять ее. Вы думаете, что если гусеница ест так много, она должна быть огромной, как слон, но на самом деле – она 5 см длиной. К этому времени гусеница немного устает так много есть, закрывается от солнца листом с внутренней стороны и начинает накрывать себя покрывальцем. Покрывало она плетет сама, начинает укрывать себя от головы и до конца, пока все тело не покроется этим покрывалом. Наконец, когда это покрывало подсыхает и превращается в куколку, гусеница засыпает. А мы должны немного подождать. Вот смотрите, куколка потемнела немного! Можно различить черный и оранжевые цвета!

Потом куколка начинает двигаться! Гусеница теперь не гадкий червяк, у нее есть прекрасные бело-оранжевые крылья с черными жилками. А внутри оранжевые крылья. Теперь наша гусеница – настоящая бабочка. Соседи нашей бывшей гусеницы не могут поверить своим глазам, как поменялся внешний вид их знакомого. А наша бабочка готовиться со всеми сородичами к большим перелетам, или миграции. Оказывается, она способна преодолевать более 4ч тысяч километров из одного конца материка (Мексики) до другого (Канады). Зимуют они на деревьях, собравшись вместе. Лишь только температура повышается, бабочки откладывают новое поколение бабочек. Наша героиня, как и все другие ее сородичи имеют у людей особое название – Монарх.

Следующий рассказ о бабочке, живущей в Японии и на территория Азии. Название ее Идея – черно-белая бабочка. А также она получила такие названия «Лесная Нимфа», "Белая Рисовая Бумага", "Воздушный Змей". Размах крыльев у нее: до 14 см. Обитает от юга Китая и Малайзии до Филиппин и нескольких индонезийских островов. Это очень хрупкая тропическая бабочка с необыкновенным узором. Четкие, словно графические линии черного цвета изысканно смотрятся на ослепительно белом фоне крыльев. В лучах солнца виден только черный рисунок, а белые крылья просвечиваются. Её полет очень плавный, размеренный и грациозный. Неспешные взмахи тонких полупрозрачных крыльев способны очаровать кого угодно.

Это гусеница бабочки Идеи – длина ее также до 5 см. Гусеница заворачивается в кокон. Куколка сначала ярко-зеленого цвета, а потом темнеет. Появление светлых пятен и черных жилок. Сам по себе кокон прозрачен – все изменения происходят с гусеницей, ее крылышками. Это рождение бабочки. Бабочка помогает себе крылышками выходить из кокона. Сперва, у бабочки крылья маленькие, влажные и мягкие. Но через несколько минут они приобретают свою нужную форму.

Бабочки – это чудесные создания. За ними очень приятно наблюдать и восхищаться их красотой в природе. Но мне не понравилось, когда на выставке люди покупали картины с засушенными бабочками и насекомыми. Ведь, лучше ходить на выставки, смотреть видео, чем уничтожать красоту.

C:\Users\Алексей\Desktop\папка сад вся\мое\проект бабочки\img4.jpg

C:\Users\Алексей\Desktop\папка сад вся\мое\проект бабочки\img9.jpg

C:\Users\Алексей\Desktop\папка сад вся\мое\проект бабочки\ea37ad72c70a5dc4751073545e440757.pngC:\Users\Алексей\Desktop\папка сад вся\мое\проект бабочки\83c2afe93de5725103dd83bb3f0c9e85.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Бабочки"

В данном исследовательском проекте отражены данные о бабочках: виды, условия обитания, их строение, основы жизнедеятельности (питание, размножение), вред и польза и т.д....

Познавательно-творческий проект «Бабочка - красавица»

Продолжительность проекта: краткосрочный (июль 2016г.).Тип проекта: познавательно – творческий.Образовательная область: «Познание».Основной вид деятельности: «познавательно – иссле...

Методические рекомендации к организации НОД с детьми средней группы Познавательно-творческий проект «Бабочка-красавица»

Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста....

Проект "Бабочка"

Познавательно-творческий проект «Бабочка» Продолжительность проекта: краткосрочный (с 30 мая по 3 июня).Тип проекта: познавательно – творческий.Образовательная область: Познание.Ос...

проект "Бабочки"

проектная деятельность в ДОУ...

проект "Бабочка"

проект "Бабочка"...

Детский исследовательский проект «Бабочки – это красиво и интересно!»

Цель: Выяснить, появится ли бабочка из гусеницы в домашних условиях. Задачи:1. Изучить процесс превращения гусеницы в бабочку.2. Провести наблюдение за превращением гусеницы в бабочку.3. Понаблюд...