Проект "Бабочка"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познавательно-творческий проект «Бабочка»
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 30 мая по 3 июня).
Тип проекта: познавательно – творческий.
Образовательная область: Познание.
Основной вид деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная.
Области интеграции: Речевое развитие, Музыкальное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Коммуникативно-личностное развитие.
По форме реализации: групповой.
Способы и методы представления: занятия и беседы познавательного характера, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». Художественно-творческая деятельность (лепка бабочек из соленого теста, аппликация «Веселая гусеница», участие детских творческих работ во всероссийском конкурсе детского рисунка «Раскрась бабочку - красавицу»).
Участники проекта: Воспитатель - Дымова Ирина Вячеславовна, дети группы №10 «Фантазеры», родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность
В моей группе есть девочка, которая увлекается и всё- всё знает о бабочках. Её интерес к этим красивым насекомым и подтолкнул на создание и реализацию данного проекта.
В ходе обсуждения с детьми, выяснилось, что представления детей об этом насекомом очень скудные. Таким образом, у них возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?» «Как появляются бабочки?» «Для чего они нужны?».
Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено организовать и провести познавательно-творческую творческую работу с детьми, в рамках реализации проекта «Бабочка». Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.
Цели и задачи проектной деятельности
Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные | Развивающие | Воспитывающие |
формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе; учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
| Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. | Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_babochka.docx | 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-творческий проект «Бабочка»
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 30 мая по 3 июня).
Тип проекта: познавательно – творческий.
Образовательная область: Познание.
Основной вид деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная.
Области интеграции: Речевое развитие, Музыкальное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Коммуникативно-личностное развитие.
По форме реализации: групповой.
Способы и методы представления: занятия и беседы познавательного характера, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». Художественно-творческая деятельность (лепка бабочек из соленого теста, аппликация «Веселая гусеница», участие детских творческих работ во всероссийском конкурсе детского рисунка «Раскрась бабочку - красавицу»).
Участники проекта: Воспитатель - Дымова Ирина Вячеславовна, дети группы №10 «Фантазеры», родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность
В моей группе есть девочка, которая увлекается и всё- всё знает о бабочках. Её интерес к этим красивым насекомым и подтолкнул на создание и реализацию данного проекта.
В ходе обсуждения с детьми, выяснилось, что представления детей об этом насекомом очень скудные. Таким образом, у них возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?» «Как появляются бабочки?» «Для чего они нужны?».
Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено организовать и провести познавательно-творческую творческую работу с детьми, в рамках реализации проекта «Бабочка». Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.
Цели и задачи проектной деятельности
Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные | Развивающие | Воспитывающие |
формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе; учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации). | Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. | Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам. |
Планируемый результат
Для детей | Для родителей | Для педагога |
Имеют элементарные представления:
|
родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
|
|
Этапы реализации проекта
Подготовительный | На подготовительном этапе с детьми и родителями проводилась работа по следующим направлениям:
|
Аналитический | В целях систематизации воспитательно - образовательного процесса с детьми мной был разработан календарно – тематический перспективный план. |
Перспективный план реализации проекта «Бабочка»
Срок проведе-ния | Мероприятие | Цель | Взаимодействие с семьей | Взаимодействие с педагогами |
30 мая | Рассматривание иллюстраций альбома «Бабочка». | познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения бабочки. Развивать познавательный интерес к жизни бабочек в природе, активизировать словарь новыми словами: («Голубянка», «Капустница», «Крапивница», «Лимонница»). | Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного альбома «Бабочка» | педагогическая копилка: знакомство педагогов с картотекой дидактических игры и упражнений закрепляющих представления детей о жизни бабочек в природе. |
Рассказ воспитателя: «Дружная семья бабочек». | Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек. сформировать элементарные представления детей о строении тела бабочки (имеет усики, шесть ног, три части тела). Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе. | |||
Чтение стихотворении: «Малютка бабочка»(Людмила Мелехова), «Бабочка - красавица» (Светлана Антонюк). | Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении бабочек в природе. | |||
Прослушивание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка». | Учить определять темп и характер музыки, предложить детям угадать, какое насекомое летает по цветочной поляне. | |||
Упражнение: «Танец бабочек». | Развитие физиологического дыхания. | |||
Рисование ладошкой «бабочки – красавицы». | Учить нетрадиционной техникой рисования передавать в рисунке характерные черты строения насекомого бабочки. | |||
31 мая | Беседа «Чудесные превращения». | Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете. | Привлечение родителей к созданию видеотеки: «Уроки природы для дошколят» (Жизненный цикл бабочек) | Консультация «Наблюдение на прогулке за бабочкой» |
Пальчиковая гимнастика «Гусеница». | Развивать мелкую моторику пальцев рук, познакомить с особенностями передвижения гусеницы по листочку. | |||
Дидактическая игра «Угадай по описанию». | Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек. | |||
Словесная игра «Один - много». | Продолжать формировать правильный грамматический строй речи, упражнять в образовании множественного числа существительных. | |||
Аппликация «Веселая гусеница». | Закрепить представления детей о строении, внешнем виде и способе передвижения по листу гусеницы, учить детей располагать предметы на листе в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к окружающим. Доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев рук | |||
Просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». | Закрепить полученные знания о внешнем виде, строении и размножении бабочек. Доставить детям радость от просмотра, учить делиться впечатлениями. | |||
1 июня | Наблюдение на участке группы за бабочками. | Расширить представление детей о многообразии о бабочек, учить различать их по внешнему виду, правильно называть. | Совместная творческая работа родителей и детей «Придумай наряд для бабочки - красавицы» (оформление детских поделок из соленого теста | Создание картотеки подвижных игр |
Подвижная игра «Бабочки и цветы». | Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения к бабочкам. | |||
Лепка бабочек из соленого теста. | Продолжать учить основным приемам лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание; закрепить ранее приобретенные представления о строении тела бабочек, развивать мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к бабочкам | |||
2 июня | Беседа «Для чего нужны бабочки?» | Познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе. | Помощь родителей в проведении группового конкурса детского рисунка «Раскрась бабочку красавицу» | Презентация собственной картотеки загадок |
Развивающая игра «Внимательная бабочка». | Развивать зрительное восприятие и внимание детей. | |||
Загадки, которые мы любим.
| Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы подсказки. | |||
3 июня | О Д «Бабочка» | Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек, их разнообразии. Роли в природе и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе. | организация выставки детских творческих работ «Бабочка» | Отчет о проделанной работе. |
Игра «Кто назовет больше действий?» | Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении бабочек в природе. |
Практический | При реализации практического этапа познавательно-творческого проекта «Бабочка» были применены следующие способы, методы и средства организации видов детской деятельности | ||
Способы | Методы | Средства | |
Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение на прогулке за бабочкой, развивающие игры: «Внимательная бабочка», «Чего не хватает?», «Угадай бабочку?», «Чудесные превращения и т.д.», проблемные ситуации: «Как появляется бабочка?», «Для чего нужны бабочки?». | Игровой Наглядный Моделирования Показ Беседа Диалог | Альбом «Бабочка - красавица», схемы - модели «Насекомые», наглядно-дидактическое пособие «Насекомые», дидактические игры из серии: «Приключения бабочки», видеотека мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)» | |
На практическом этапе реализации я старалась поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни. Были созданы условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности. При реализации проекта я использовала следующее направление поддержки детской инициативы: инициатива как целеполагание, т.е все дети участвующие проекте были включены в разные виды продуктивной деятельности – понятие о превращении гусеницы в бабочку мы закрепили в аппликации «Веселая гусеница», в лепке из соленого теста «Бабочек» дети окончательно усвоили полученные знания о строении и внешнем виде бабочек, в изобразительной деятельности ребята в своих рисунках, показали удивительную красоту и совершенство прекрасного творения природы - бабочек. Познавательная инициатива была реализована детьми при совместном составлении и оформлении информационно - познавательного альбома «Бабочка», во время дидактических игр из серии «Приключения бабочки», занимательных бесед и познавательных наблюдении, отгадывании загадок, чтении сказок и т.д. |
Презентационный | Продукт проектной деятельности - детские творческие работы. Были представлены:
|
Заключение | В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у детей:
|
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.
В ходе проведения познавательно – творческого проекта, дети всей группы обогатили и пополнили свои знания о насекомых, а именно о бабочках. Ребенок, который подтолкнул меня на сознание данного проекта, активно помогал проводить данный проект. Дети очень заинтересовались в такой помощи воспитателю, и активно начали давать интересующие их темы для дальнейших проектов.