Конспект НОД “Широкая Масленица” Образовательная область: «Познание»
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.odt | 14.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД “Широкая Масленица”
Образовательная область: «Познание»
Цель:
Развитие интереса к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, формирование коммуникативных отношений и здорового образа жизни.
Задачи:
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, отгадывание загадок, заучивание закличек, песенок и игр.
Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки к празднику Масленица. Аудиозапись с песнями «Масленица», «Блины» из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов, видеоролик «Масленичные гулянья».
Ход НОД
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Очень рада встрече с вами. Дети, а вы знаете какие праздники, мы отмечаем в феврале?
Дети. 23 февраля, Праздник Масленицы
Воспитатель. Совершенно правильно. Сейчас идет праздник Масленицы, это самый веселый, народный праздник. Вот и сегодня мы с вами поговорим о Масленице.
Воспитатель. Масленица-это долгожданное прощание с зимой, проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла и пробуждение природы. Испокон веков люди считали весну началом новой жизни и почитали Солнце, дарящее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца на Масленицу пекут блины.
Прослушивается аудиозапись песни «Блины»
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как люди проводят этот праздник?
Дети. Люди устраивают народные гуляния, организуют уличные игры, пляски, песни.
Воспитатель. Молодцы, правильно. А что считается главным угощением на праздник Масленицы?
Дети. Главное угощение праздника - это блины.
Воспитатель. Ребята, а хотите я вам расскажу одну древнюю легенду про Масленицу?
Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа туристов забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Но какого же было удивление спасенных, когда вместо девочки они увидели здоровенную румяную бабу, которая и согрела, и развеселила заблудших. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу.
Воспитатель. Ребята, а сколько длится Масленица, вы знаете? Скажите?
Дети. Масленица длится целую неделю.
Воспитатель:
Всюду масленицу ждали с нетерпением. Это самый веселый
праздник. Так его и называли «Широкая масленица»,
«Весёлая объедуха», «Сырная неделя». Вся масленичная неделя
была полна играми, каждый день имел своё название. Давайте с
каждым днем и познакомимся.
ПОНЕДЕЛЬНИК - «Встреча».
В этот день дети обходили избы, поздравляли с
наступлением масленицы и выпрашивали блины. А к нам пришел
гость, хочет нас поздравить с наступлением масленицы.
- а у масленицы герой один –
Круглый, вкусный, а зовут его?...(блин)
ВЫХОДИТ РЕБЕНОК -
позвольте представиться: я – блин, на весь свет один
Всех братьев съели, а меня не успели,
Только на меня раскрыли роток,
А я – шмыг и на утёк!
Будем петь и развлекаться,
Танцевать и кувыркаться!
Танец дружбы
ВТОРНИК – На масленицу называли «Заигрыш».
В этот день дети играли в игры, катались с горок. Давайте и мы поиграем в игру « Малечена-калечина»
Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Воспитатель: молодцы ребята.
СРЕДА – Называлась «Лакомкой».
В этот день очень много съедалось
блинов. Все ели и приговаривали:
«Блин не клин, живота не расколет».
ЧЕТВЕРГ –«Разгуляй четверок».
В этот день катались с гор и взрослые, а так
же катались на тройках на-перегонки, под песни и гармонь.
Давайте и мы с вами поиграем!
Хоровод «Масленица»
Воспитатель: хорошо поиграли. Следующий день недели
ПЯТНИЦА–вечёрки
Люди коротали вечера за песнями.
СУББОТА - «Золовкины посиделки».
В эти дни люди ходили к родственникам на блины. Давайте и мы с
вами скоротаем время за игрой «Масленица» Игра начинается с
переклички водящего с игроками:
-Динь! Динь! Динь!
-Кто там?
-Масленица!
-Откуда?
-Из города.
-А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и
т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий.
Воспитатель:
ВОСКРЕСЕНЬЕ- «Прощёный день»
Люди просили друг у друга прощенье за нанесенные обиды за год.
Вспомните, ребята, не обидели ли вы кого–нибудь из своих друзей, помиритесь, да обнимитесь (дети обнимаются друг с другом).
А проводы Масленицы устраивали с утра. Дети собирали дрова для
костра, делали куклу из соломы, наряжали её и сжигали (Просмотр видеоролика «Масленичные гулянья»).
Воспитатель: Давайте скажем вместе:
- «Масленица, прощай, на тот год приезжай,
Воспитатель: Вот и подошла к концу наше занятие. Ребята, что интересного вы запомнили? Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей). Молодцы, спасибо вам. Вы были активными собеседниками.На этом наше мероприятие заканчивается. Здоровья вам и мирного неба над головой. Спасибо, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия. Базовая образовательная область – «Познание»
Дошкольный период – важный этап в жизни ребенка. На основе представлений о взаимосвязях в природе у детей развивается интерес к природе родного края, интерес к познаниям. Контакт детей с природо...
Конспект НОД «Поможем Карлосону», образовательная область "Познание"
Развивает сенсорно-моторные действия мелкой моторики рук, обогащает сенсорный опыт детей через познание способов замешевания теста, раскатывание его; учит применять знания в повседневной жизни, видеть...
Конспект интегрированного занятия по образовательной области "Познание". Тема: «Подарок для Незнайки»
Цели:1. Продолжать знакомить детей с домашними животными и птицами, их детенышами : повадки животных, ос...
« Праздник Капитошки» (конспект мероприятия в интеграции образовательных областей познание + художественное творчество)
Данное мероприятие можно использовать в средней группе ДОУ в качестве развлечения с использованием малоподвижных игр, отгадывании загадок, логических упражнений и нетрадиционного способа р...
« Праздник Капитошки» (конспект мероприятия в интеграции образовательных областей познание + художественное творчество)
Данное мероприятие можно использовать в средней группе ДОУ в качестве развлечения с использованием малоподвижных игр, отгадывании загадок, логических упражнений и нетрадиционного способа р...
Конспект итоговой НОД по образовательным областям:"Познание.ФЭМП" и "Познание.Формирование целостной картины мира" в средней группе №6 "Солнечная полянка".Тема:"Весенняя сказка".
Конспект итогового занятия в средней группе....
Широкая Масленица. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие".
Совместная деятельность воспитателя и детей 3-4 лет...
- Мне нравится (4)