проект "Сказка в музыке"
проект (старшая группа)

Кудрина Ирина Васильевна

Тема «Сказка в музыке», которая обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazka_v_muzyke.doc117 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект

«Сказка в музыке»

                                                                                Подготовила:

                                                                                Музыкальный руководитель

                                                                                Кудрина И. В.

Содержание

стр

Введение

3

1.Актуальность проекта

4

2.Цели и задачи проекта

5

   2.1 Цель проекта

5

   2.2 Задачи проекта

5

   2.3 Целевая группа проекта

5

3. Проектное решение

6

4. Жизненный цикл и этапы  реализации проекта

7

5. Программа проектных мероприятий

8

6.Ожидаемые результаты реализации проекта

10

Заключение

11

Список использованных документов и источников информации        

11

Приложение 1

13

Приложение 2

15

Приложение 3

18

Приложение 4

22

Приложение 5

26

Введение    

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет художественно-эстетическое воспитание. Поэтому «формирование общей культуры личности детей» – одна из образовательных задач, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ МО и Н РФ № 1155 от 17.10.13 г., далее – ФГОС ДО).

 ФГОС ДО включает в себя образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Содержание художественно-эстетического развития «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального), реализацию самостоятельной творческой деятельности детей» (ФГОС ДО, с. 10).

Каждый педагог заинтересован в развитии музыкально-творческого потенциала воспитанников. Поэтому, систематическое вовлечение дошкольников в музыкально-театрализованную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей.

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детьми дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Тема «Сказка в музыке», которая обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

  1. Актуальность проекта

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. А как заинтересовать дошкольника, как проникнуть в мир его фантазий и увлечь таким образом, чтобы не нарушить субъективное видение картины мира ребёнка? Сказка – та форма, тот метод воздействия, который малышу знаком с первых дней жизни, а вместе с музыкой, он приобретает эффективный способ для реализации педагогических задач.

Сказку любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.

Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

2.Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта

Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала в различных видах театральной деятельности.

2.2 Задачи проекта:

1. Теоретически обосновать данную тему, как способ ознакомления с музыкой, развитие представления детей о связях речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения.

2.  Развивать образное мышление и творческое воображение посредством использования театральной деятельности.

3.  Накопление ребенком опыта восприятия искусства через образы сказок.

4. Проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников в старшем дошкольном возрасте.

  1. Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста; музыкальный руководитель; родители воспитанников; старший воспитатель; воспитатели старшей группы.
  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением. Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник.

        

Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

         Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

         Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.  Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

 

       4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта: с 10.04.2017 г. по 12.05.2017 г.

4.2 Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (с 10.04.2017г. по 14.04.2017г.)

2.Основной (с 17.04.2017г. по 05.05.2017г.)

3.Заключительный (с 08.05.2017г. по 12.05.2017г.)

5. Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

1.

Изучение научно-методической литературы:

 

Методический кабинет

10.04.2017г.

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

2.

Анализ интернет-ресурсов по данной теме ( Сайт «Маам.ру», «Копилка уроков»)

Методический кабинет

11.04.2017г.

Музыкальный руководитель, воспитатель

3.

Подбор музыкальных произведений, создание фонотеки:

- М.Мусоргский «Картинки с выставки»:

-«Гном»,

-«Избушка на курьих ножках»,

-«Старый замок».

Создание «мини-галереи» репродукций картин:

- В.Гартмана «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Старый замок»;

- И.Шишкина «Темный лес»;

- И.Левитана «Березовая роща»; - Г.Кондратенко «Руины старого замка»;

-Портреты композиторов М.П.Мусоргского и

П.И. Чайковкого.

-Портреты художников В.Гартмана,  И.Шишкина, И.Левитана, Г.Кондратенко.

Библиотека, музыкальный зал

12.04.2017г.

 

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель, родители воспитанников

4.

Обновление центра по художественно-эстетической деятельности в группах.

Группа

13.04.2017г.

Родители воспитанников, воспитатель, музыкальный руководитель

5.

Организация консультации для родителей ДОУ на тему: «Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста» (Приложение 1)

Музыкальный зал

14.04.2017г.

Музыкальный руководитель, воспитатель, воспитанники старшей группы, родители

6.

Организация консультации для родителей на тему: «Необходимость сотрудничества педагогических работников дошкольной образовательной организации, родителей и детей для достижения общих целей» (Приложение 2)

Музыкальный зал

14.04.2017г.

Музыкальный руководитель, воспитатель, родители

7.

Разработка конспектов по организации образовательной деятельности, мероприятий, праздников.

Музыкальный зал

с 11.04.2017 г. по 14.04 2017 г.

Музыкальный руководитель

Этап 2

1.

Организация образовательной деятельности  на тему «М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» (Приложение 3)

Музыкальный зал

17.04.2017 г.

Музыкальный руководитель, воспитатель

2.

Организация образовательной деятельности на тему «Сказка в музыке» (Приложение 4)

Музыкальный зал

19.04.2017 г.

Музыкальный руководитель, воспитатель

3.

Чтение художественной литературы:

- М.Липскеров «Маленький гном Вася»;

-Т.Минченко «Листопадный гном»;

- Ш.Перро «Спящая красавица»;

- русские народные сказки.

Группа

с 20.04.2017 г. по 24.04.2017г.

воспитатель

4.

Просмотр мультипликационных фильмов:

- «Картинки с выставки», Союзмультфильм, 1984 г.;

- «Самый маленький гном». Союзмультфильм, 1977;

- «Белоснежка и семь гномов» (Дисней), 1939;

- «Ивашка из дворца пионеров», Союзмультфильм, 1981 г.; - «Спящая красавица», (Дисней), 1959 г.

Музыкальный зал, группа

с 25.04.2017 г. по 28.04.2017г.

Музыкальный руководитель, воспитатель

5.

Организация информационного стенда для родителей  «Сказка в музыке»

Группа

с 02.05.2017 г. по 03.05.2017г.

Музыкальный руководитель

6.

Организация продуктивной деятельности детей на тему  «Картинки с выставки»

Дом

с 04.05.2017 г. по 05.05.2017.г.

Воспитанники, родители воспитанников

Этап 3

1.

Проведение праздника для детей и родителей «Картинки с выставки»  (Приложение 5)

Музыкальный зал

 08.05.2017 г.  

Музыкальный руководитель, старший воспитатель

2.

Выставка творческих работ детей и родителей «Картинки с выставки».

Группа

с 10.05.2017 г. по 11.05.2017г.

Воспитатель, старший воспитатель

3.

Презентация проекта «Сказка в музыке» на педагогическом совете ДОУ

Музыкальный зал

12.05.2017г.

Музыкальный руководитель, воспитатель

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
  • Развитое образное мышление и творческое воображение.
  • Повышенный  уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
  • Получение первого опыта самооценки.
  • Творческое самовыражение воспитанников.

Заключение

Проект «Формирование основ музыкальной культуры, развитие эмоциональной сферы ребенка через театральную деятельность» показал, что познавательный интерес к  искусству  у  детей старшего дошкольного возраста довольно велик, а  наличие  интереса  -  это  первое  из  условий успешного воспитания. Кроме того, материал  по  искусству  обладает  большим эмоциональным потенциалом, будь то  музыкальное  произведение,  литературное или художественное. Именно сила эмоционального  воздействия  является  путем проникновения в детское  сознание,  и  средством  формирования  эстетических качеств личности.  Действительно, средства  искусства,  используемые  в  учебно-воспитательном  процессе,  являются  эффективным   средством   эстетического воспитания  детей старшего дошкольного возраста.  Опытные педагоги, зная   это,  способны посредством искусства воспитать подлинные  эстетические  качества  личности: вкус, способность оценивать,  понимать  и  творить  прекрасное.  

Список использованных документов и источников информации

Основная литература:

  1. Равчеева И. П. «Настольная книга музыкального руководителя»/Волгоград: Учитель, 2014.
  2. Радынова О.П., «Музыкальные шедевры: Программа. Настроения, чувства в музыке» - 2-е изд., перераб. – М.:ТЦ Сфера, 2016.
  3. Радынова О.П., «Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» -  М.:ТЦ Сфера, 2016
  4. Резцова С. В., «Комплексно-тематическое планирование сказочных представлений. Художественно-эстетическое развитие детей 4-7 лет»/Волгоград: Учитель, 2012
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013г.

Дополнительная литература:

1.  Басина Н., «С кисточкой и музыкой в ладошке»/М., 1997.

2. Груздова И.В., «Современный процесс музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.// Справочник музыкального руководителя» №12, 2015.

3. Деркунская В.А., «Современные подходы к организации слушания музыки.//Музыкальный руководитель» №8, 2015.

  1. Кароткова М., «Проблемы музыкальной классики»/М., 1998
  2. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н., «Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье»/М: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.
  3. Новиков Н., «Звук родной струны…»/Москва АСТ, 2006.

7. Радынова О.П., «Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения.//Справочник музыкального руководителя» №0, 2012.

  1. Соломонов П., «Архив классической музыки»/»Музыка» Санкт-Петербург, 2001.
  2. Стасов В., «Собрание статей о Мусоргском и его произведениях»/М.,1987.
  3. Фрид Э. «М.П.Мусоргский» / «Музыка», Санкт-Петербург, 2003.
  4. Штанько И., «Воспитание искусством в детском саду»/М., 2007.
  5. Юрьев М., «М. П. Мусоргский. Биография»/ОАО «Просвещение», 2005.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт: «Маам.ру» - учебные материалы для детского сада www.maam.ru/detskijsad/-skazka-v-muzyke.html
  2. Сайт: «Копилка уроков» https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/rolmuzykalnoiskazki
  3. Сайт: «Мир знаний» http://mirznanii.com/a/180474/muzykalnaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rebenka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по музыке "Музыка весны"

Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия  - интегрированное, вид - исследовательское...

Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"

Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)

Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....