Обобщение опыта
материал
Фестиваль педагогического мастерства - 2021
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titul.list_opyta_raboty_fpm.docx | 506.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Карасёвский детский сад»
Сафакулевского района
Мухаметзарипова Гульшира Нигоматовна
Воспитатель разновозрастной группы
«Развитие речи детей через знакомство с художественной литературой»
2021 год
Технология опыта.
Развитие речи детей через знакомство с художественной литературой
Актуальность опыта
В наши времена информационных технологий значительность книги переменилась. Согласно сведениям множественных изучений уже в дошкольном возрасте ребята предпочитают книге прочие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, телефон, по этой причине роль воспитателя заключается в том, чтобы вызвать интерес дошкольников, стимулировать в них заинтересованность к художественной литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям, уважение к книге. Книга может дать возможность додумать, помечтать. Она обучает рассуждать над новой информацией, способность мыслить без помощи других. Образная литература формирует осознание и воображение детей, обогащает его чувства, предоставляет великолепные образцы литературного языка. Огромна значимость художественной литературы в формировании речи детей, в отсутствии чего нереальна удачная подготовка к школе.
Цель:
Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
1. Изучить и подобрать методическую литературу по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой и развитию речи.
2.Сформировать интерес к художественной литературе.
3. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе литературных текстов: пересказывать близко к тексту, выразительно рассказывать стихи, придумывать загадки.
4. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
1. создание речевой развивающей среды;
2. работа с детьми;
3. работа с родителями;
4. работа с социумом
Развивающая среда группы построена так чтобы каждый ребенок мог найти себе дело и занятие по душе, для привлечения внимания и интереса детей к книге оформила книжный уголок. Книжный уголок расположен в доступном для детей месте. В уголке находится детская художественная литература, которая меняется в зависимости от времени года и тематического планирования. Подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.
Есть разные театры настольный и кукольный театр, дети могут разыгрывать сказки, что способствует развитию диалогической речи. Театры в этом уголке разные, сделанные своими руками, такие как герои сказок для показа на фланелеграфе: «Репка», «Цыпленок», и приобретенные куклы для рук «Три медведя», «Три поросенка», настольный театр «Колобок», «Теремок».
Подобрала, а также составила картотеку дидактических игр. Дидактические игры считаются основным средством для формирования речи у ребенка. Дидактические игры, обогащающие и побуждающие лексический запас («Жадина», «Чудесный мешочек», «Кто и где спрятался»), улучшающие звуковую культуру речи («Волшебный кубик», «Найди звук», «Кто так кричит?»), развивающие связную речь, память, мышление («Кто что делает?», «Скажи какой», «Закончи предложение», «Животные и их детеныши» и т.д.)
Составила картотеку выразительных средств языка (папка «Загадки», пословицы, поговорки подобраны по темам, чистоговорки); оформила уголок «Развивайка» (игры для развития мелкой моторики рук). В группе имеются пазлы, кубики по сюжетам любимых сказок, альбомы для раскрашивания по сказкам. Оформила папку с героями сказок, папку с иллюстрациями к сказкам.
Работа с детьми
Для ознакомления детей с художественной литературой, я использовала следующие приемы, облегчающие восприятие художественной литературы:
- выразительное чтение;
- объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
- ответы на вопросы педагога;
- заучивание отрывка из текста;
- рассказы детей по иллюстрациям;
- заучивание детьми стихотворений;
- загадывание загадок;
- работа с пословицами и поговорками;
На протяжении года ребятам читала сказки, рассказы, учили стихотворения, поговорки и пословицы согласно темам недели. Вторично читали сказки, вспоминали стихотворения и пословицы, которые учили раньше. При работе дошкольник входит в беседу, задаёт вопросы, вспоминает о содержании сказки, стихов, пословиц и поговорок, что вдобавок способствует речевому формированию, обогащает словарь.
При ознакомлении детей с художественной литературой учимся различать жанры. «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сегодня я прочитаю рассказ, (стихотворение)». После рассказывания сказки предлагаю детям вспомнить наиболее яркие моменты и повторить их словами из сказки. При повторении дети лучше усваивают содержание текста и интонационно передают слова сказки.
При знакомстве со сказкой использую наиболее интересные приемы в работе:
сюрпризные моменты (приход гостей-игрушек, сказочных героев);
загадки о главных героях;
рассматривание иллюстраций в сказке;
рассматривание тематической выставки;
показываю обложки книг, читаю детям названия сказки;
разбираем пословицы и связь ее с идеей сказки;
предлагаю детям назвать любимые сказки или вспомнить сказки, где героем является один и тот же образ.
Повторяя слова из сказок, дети начинают употреблять слова героев и строчки из произведений, песен и т.п. в своей речи
При ознакомлении стихотворениями учу детей произносить слова выразительно, соблюдать паузы и правильно расставлять ударения. Объясняю непонятные слова, показываю, как их можно употреблять в сочетании с другими словами, показываю им картинки, игрушку, предмет, к которым данные слова относятся, они надолго войдут в активный словарь ребенка.
Загадка – игра в узнавание, отгадывание, того, что спрятано и скрыто. Играя в загадки, ребёнок показывает свою сообразительность и смекалку на знание признаков, качеств и свойств предмета и явлений.
Важное место в своей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.
Художественное слово использую в различных видах деятельности
На утренней зарядке говорим «Здоровье в порядке - спасибо зарядке»!
В процессе умывания читаем потешку «Водичка, водичка, умой мое личико…» и т.д.
Во время приема пищи тоже читаю потешки, есть картотеки потешек на эти темы.
Во время игр бывает, что дети поссорились, надо помириться читаем мирилки, стихи такие как «Петушки». Напоминаю детям правила: «Поиграл - убери на место», «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому». После чего выясняем с детьми, что договориться между собой надо при помощи «волшебных слов». Во время одевания на прогулку можно прочитать стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»:
Маша варежку надела.
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишка не попал!
Маша варежку сняла.
-Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
На утренниках и развлечениях дети с удовольствием читают стихи наизусть, показывают инсценировки любимых сказок.
Таким образом, знакомя детей с художественной литературой и художественным словом развиваем речь детей, умение грамматически правильно и интонационно строить свою речь, не теряя последовательности.
Работа с родителями
Перед тем как организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что родители очень редко читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием.
Для родителей оформила стенд, «Учим вместе с детьми»,(стихи, пословицы, поговорки по темам недели), папки-передвижки «Пальчиковая гимнастика», «Сказки , их роль в речевом развитии.». Подготовила консультации «Как учить стихи с ребенком», «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей», буклеты «Тренируем пальчики - развиваем речь», «Дыхательная гимнастика», «Развитие мелкой моторики».
Родители активно участвуют в жизни детского сада. Участвуют на всех утренниках и проектах. С родителями провели собрание «Волшебный мир книги» цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития. Родители активно участвуют в конкурсах поделок, оформлении детского сада к праздникам.
Была проведена Акция «Подари книгу детскому саду».
Работа с социумом.
Провели экскурсию в сельскую библиотеку, где дети познакомились с библиотекой. Библиотекарь провела различные игры, викторины по сказкам.
Участвуем в общественных мероприятиях, которые проводит Сельский Дом культуры – это 9 мая, День Защиты детей, День матери. Дети на мероприятиях рассказывают стихи, исполняют песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин Савчук Ната...
Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"
Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)...
Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...
Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество мам с детьми и с командой педагогов....
Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"
Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....
Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя
В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...