Обобщение опыта
материал

Мухаметзарипова Гульшира Нигоматовна

Фестиваль педагогического мастерства - 2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titul.list_opyta_raboty_fpm.docx506.1 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Карасёвский детский сад»

Сафакулевского района

C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\титульный.jpg

Мухаметзарипова Гульшира Нигоматовна

Воспитатель разновозрастной группы

«Развитие речи детей через знакомство с художественной литературой»

2021 год

Технология опыта.

Развитие речи детей через знакомство с художественной литературой

Актуальность опыта

В наши времена информационных технологий значительность книги  перемениласьСогласно сведениям множественных изучений уже в  дошкольном возрасте ребята предпочитают книге прочие источники  информациителевидение, видеопродукцию, компьютер, телефон, по этой причине  роль воспитателя заключается в томчтобы вызвать интерес  дошкольников, стимулировать в них заинтересованность к  художественной литературевоспитывать  любовь  к  художественным  произведениямуважение к книгеКнига может дать  возможность  додуматьпомечтать.  Она обучает рассуждать над новой информациейспособность мыслить без помощи  другихОбразная  литература  формирует осознание  и воображение  детей, обогащает его чувствапредоставляет великолепные  образцы литературного языкаОгромна значимость художественной  литературы в формировании речи детейв отсутствии чего  нереальна удачная подготовка к школе.

Цель:

Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

1. Изучить и подобрать методическую литературу по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой и развитию речи.  

2.Сформировать интерес к художественной литературе.

3. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе литературных текстов: пересказывать близко к тексту, выразительно рассказывать стихи, придумывать загадки.

4. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

1. создание речевой развивающей среды;

2. работа с детьми;

3. работа с родителями;

4. работа с социумом 

Развивающая  среда группы построена так чтобы  каждый ребенок  мог найти себе дело и занятие по душе, для привлечения внимания и интереса детей к книге оформила  книжный уголок. Книжный уголок расположен в доступном для детей месте. В уголке находится детская художественная литература, которая меняется в зависимости от времени года и тематического планирования. Подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.

Есть разные театры настольный и кукольный театр, дети могут разыгрывать сказки, что способствует  развитию диалогической речи. Театры в этом уголке разные,  сделанные своими руками, такие как герои сказок для показа  на фланелеграфе: «Репка»,  «Цыпленок», и приобретенные куклы для рук «Три медведя», «Три поросенка»,  настольный театр «Колобок», «Теремок».


Подобрала, а также  составила  картотеку  дидактических  игр.  Дидактические  игры считаются основным средством для формирования речи у ребенкаДидактические игры, обогащающие и побуждающие лексический запас («Жадина», «Чудесный мешочек», «Кто и где спрятался»),  улучшающие  звуковую  культуру  речи («Волшебный кубик», «Найди звук», «Кто так кричит?»), развивающие связную речьпамятьмышление («Кто что делает?», «Скажи какой», «Закончи предложение», «Животные и их детеныши» и т.д.)

Составила картотеку выразительных средств языка (папка «Загадки», пословицы, поговорки подобраны по темам, чистоговорки);  оформила уголок «Развивайка» (игры для развития мелкой моторики рук). В группе имеются  пазлы,  кубики по сюжетам любимых сказок, альбомы для раскрашивания по сказкам.  Оформила   папку с героями сказок, папку с иллюстрациями к сказкам.

Работа с детьми

 Для ознакомления детей с художественной литературой, я использовала следующие приемы, облегчающие восприятие художественной литературы:  

  • выразительное чтение;
  • объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
  • ответы на вопросы педагога;
  • заучивание отрывка из текста;
  • рассказы детей по иллюстрациям;
  • заучивание детьми стихотворений;
  • загадывание загадок;
  • работа с пословицами и поговорками;

На протяжении года ребятам читала сказкирассказыучили стихотворенияпоговорки и пословицы согласно темам неделиВторично читали сказкивспоминали стихотворения и пословицыкоторые учили раньшеПри работе дошкольник входит в беседузадаёт вопросывспоминает о содержании сказки, стихов, пословиц и поговорокчто вдобавок способствует речевому  формированию, обогащает словарь.

При  ознакомлении детей с художественной литературой учимся различать жанры. «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сегодня я прочитаю рассказ, (стихотворение)». После рассказывания сказки предлагаю детям вспомнить наиболее яркие моменты и повторить их словами из сказки. При повторении дети лучше усваивают содержание текста и интонационно передают слова сказки.

При знакомстве со сказкой  использую наиболее интересные приемы в работе:

сюрпризные моменты (приход гостей-игрушек, сказочных героев);
 загадки о главных героях;
 рассматривание иллюстраций в сказке;
 рассматривание тематической выставки;
 показываю обложки книг, читаю детям названия сказки;
 разбираем пословицы и связь ее с идеей сказки;
 предлагаю детям назвать любимые сказки или вспомнить сказки, где героем является один и тот же образ.
 Повторяя слова из сказок,  дети начинают употреблять слова героев  и строчки из произведений, песен и т.п. в своей речи

        

При ознакомлении   стихотворениями  учу детей  произносить слова  выразительно, соблюдать  паузы и правильно расставлять  ударения. Объясняю непонятные слова, показываю, как их можно употреблять в сочетании с другими словами, показываю им картинки, игрушку, предмет, к которым данные слова относятся, они надолго войдут в активный словарь ребенка.

Загадка – игра в узнавание, отгадывание, того, что спрятано и скрыто. Играя в загадки, ребёнок показывает свою сообразительность и смекалку на знание признаков, качеств и свойств предмета и явлений.

Важное место в своей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

Художественное слово  использую  в различных видах деятельности 

На утренней зарядке говорим «Здоровье в порядке - спасибо зарядке»!

В процессе умывания читаем потешку «Водичка, водичка, умой мое личико…» и т.д.

Во время приема пищи тоже читаю потешки, есть картотеки  потешек на эти темы.

Во время игр бывает, что дети поссорились, надо помириться читаем мирилки, стихи такие как «Петушки». Напоминаю детям правила: «Поиграл - убери на место»«Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому». После чего выясняем с детьми, что договориться между собой надо при помощи «волшебных слов». Во  время одевания на прогулку можно прочитать стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»:

Маша варежку надела.

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишка не попал!

Маша варежку сняла.

-Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь  – и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

На утренниках и развлечениях дети с удовольствием читают стихи наизусть, показывают инсценировки любимых сказок.

Таким образом, знакомя детей с художественной литературой и художественным словом развиваем  речь детей,  умение  грамматически правильно и интонационно строить свою речь, не теряя последовательности.

Работа с родителями

Перед тем как организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что родители очень редко читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием.

Для родителей  оформила стенд, «Учим вместе с детьми»,(стихи, пословицы, поговорки по темам недели),  папки-передвижки «Пальчиковая гимнастика», «Сказки , их роль в речевом развитии.».  Подготовила консультации «Как учить стихи с ребенком», «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей»,  буклеты «Тренируем пальчики - развиваем речь», «Дыхательная гимнастика», «Развитие мелкой моторики».

 Родители активно  участвуют в жизни детского сада. Участвуют  на всех утренниках  и проектах. С родителями провели собрание «Волшебный мир книги» цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития. Родители  активно участвуют в конкурсах поделок, оформлении детского сада к праздникам.

Была проведена Акция «Подари книгу детскому саду».

Работа с социумом.

Провели экскурсию в сельскую библиотеку, где дети познакомились с библиотекой. Библиотекарь провела различные игры, викторины по сказкам.

Участвуем в общественных мероприятиях, которые проводит Сельский Дом культуры – это 9 мая, День Защиты детей, День матери. Дети на мероприятиях рассказывают стихи, исполняют песни.

C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\ааааааа.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин  Савчук Ната...

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...