Роль сенсомоторного воспитания в развитии детей с ОВЗ
консультация (средняя группа)

Максина Екатерина Владимировна

Понятие сенсомотоное развитие. Что входит в понятие сенсорика и моторика. Примеры игр  в сенсомоторном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_sensomotornogo_vospitaniya.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)

Сенсомоторное   развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

 Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение)  задач, является одним из главных условий умственного воспитания.   Моторика — основа развития, своего рода “локомотив”  всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий  очень важна, так как    возникающие ассоциации формируют зрительный  опыт с опытом тактильно-двигательным.   

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения, дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику. По мере развития ребенка его двигательное развитие совершенствуется и усложняется.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике. Если, например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот, сколько действий ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие(координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

Т.о., сенсомоторное развитие — это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

У многих нынешних детей двигательное развитие происходит примерно следующим образом: ребенок долго лежит на спине, не переворачивается. Затем он как-то очень быстро перевернулся, сразу сел. Мало ползал на четвереньках, или ползал только назад, или не ползал вообще. Потом через очень короткое время встал. Получается, что некоторые этапы ребенок просто не проходит, он их игнорирует.

У ребенка при этом имеется гипертонус (повышенный тонус) или гипотонус (пониженный тонус). Мамы могут жаловаться, что ребенок ходит на пальцах ног, не опираясь на всю стопу.

Проблемы с тонусом могут сохраняться до 5,8 или даже до 10 лет, а в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребенок моторно неловок, неуклюж, очень травматичен.

Далее возникает целый ряд феноменов. Если искажается двигательная сфера – искажается и речевое развитие. Ребенок может не говорить до 3-4 лет, или говорить односложные слова, у него нет фразовой речи, возникает проблема с произношением звуков. Таким образом можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое. Если у ребенка двигательная сфера дефицитарна, речевая дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. А если ребенок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения со сверстниками, с родителями. Если ребенок физически слабый, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и, как следствие, такой ребенок может стать капризным, не соблюдать социальные нормы поведения.

Примеры сенсомоторных игр.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

  • Чудесный мешочек
  • Определи на ощупь ( найти предметы различающиеся по одному признаку )
  • Платочек для куклы (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
  • Узнай фигуру ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
  • Найди пару (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

  • Найди предмет указанной формы ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
  • Из каких фигур состоит …?(нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
  • Найди предмет такой же формы (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
  • Какая фигура лишняя?( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

  • Сравни предметы по высоте
  • Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
  • Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
  • В какую коробку? (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
  • Дальше – ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Игры на развитие мелкой моторики:

  • Игры с прищепками
  • Игры с сыпучим и тактильным материалом (крупы, песок, вода, фольга, гидрогель и т.д.)
  • Игры с пинцетами, щипцами, китайскими палочками и т.д.
  • Игры с палочками, карандашами, суджоками, массажными шариками и т.д.

Игры на развитие крупной моторики:

  • Игры с мячами (стучать одной рукой, перекидывать из одной руки в другую, перекидывать друг другу, стучать об стену, перепрыгивать через мяч, перекладывать мяч за спиной из одной руки в другую и т.д.)
  • Игры с орто ковриками (бегать, прыгать, чередовать прыжки – ходьбу, ходить разными способами (на носках, на пятках, боковой поверхностью стопы)
  • Игры со скакалкой, обручами, дартс, вышибалы, бадминтон и т.д.
  • Все виды ползания (на животе, на спине, по карачках, хотьба на руках – тачка).
  • Больше включать в занятия двигательную активность, меньше сидеть за столом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ.

     Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу....

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ (детей с ограниченными возможностями здоровья)

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ(с ограниченными возможностями  здоровья) Музыкальное воспитание в нашем детском саду, является составной частью общей системы обучения и в...

Роль дошкольного воспитания в развитии детей с синдромом Дауна

Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду....

Статья "Особая роль музыкального воспитания в развитии детей"

В данной статье я раскрываю значение и актуальность музыкального развития детей в современном образовательном пространстве.Привожу примеры видов деятельности,на которые я опираюсь в своей работе с дет...

роль музыкального воспитания в развитии детей дошкольного возрста

Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в...

Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста

Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возрастаВозраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, ко...