Перспективный план кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста "Юный физик"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Меркулова Елена Анатольевна

Перспективный план кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста "Юный физик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_fizik_-_kopiya.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:



Перспективный план
по опытно – экспериментированной деятельности

Кружок «ЮНЫЙ ФИЗИК»

группа № 5





Воспитатели: Колесникова Н.Е.
                    Меркулова Е.А.






Перспективный план кружковой работы
по опытно – экспериментальной деятельности

«Юный физик»
(старшая группа)


Методическая  литература:

1.А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
          2.Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
          3.В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно -   экспериментальная деятельность»
          4.Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
          5.О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
          6.В.В.Смирнова « Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду.
          7. И.Э. КуликовскаяН.Н.Совгир«Детское экспериментирование»
          8.Т.Н.Зенина « Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами.
          9.А.И.Иванова  « Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.
         10 Т.М Бондаренко « Экологические занятия с детьми 6-7 лет.
         11Гончарова Е.В., Моисеева Л.В.  «Экологическое образование  дошкольников» .




Неделя

Тема

Цель

Материал

Методическая литература

СЕНТЯБРЬ

«Живая природа»

1

Опыт:
«Может ли растение дышать?»

Выявить потребность  растения в воздухе, дыхании.
Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Комнатное растение, трубочки  для коктейля, вазелин, лупа.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  . – М, 2013 г., с.55.

2

Опыт:
«На свету и в темноте»

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста растений.

Лук, коробка из  прочного картона, две ёмкости с землёй.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  . – М, 2013 г., с.58.

3

Опыт:
«Куда исчезает
вода?»

Выяснить откуда появляется вода и куда она исчезает с листочков.
Дать понятия об испарении влаги с растений в окружающий мир.

 Комнатное растение, целлофановый пакетик, нить.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  . – М, 2013 г., с 70.  

4

Опыт:
«Запасливые стебли»

Выявить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять её долгое время.

Губки. Бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие ёмкости с водой, глубокая ёмкость с водой.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  . – М, 2013 г., с. 69.

ОКТЯБРЬ

«Вещество. Вода и ее свойства»


1

«Вода в природе и в быту».

Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая. Соблюдение правил по технике безопасности.        

Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, шипучая таблетка, малиновый аромат, схемы.        

Экологическое воспитание дошкольников /Под ред. Прохоровой Л.Н. – М., 2003 г., с.44.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  . – М, 2013 г., с.82.

2

Беседа:
«Вода – помощница»

«Жидкость. Свойства воды»

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду. Воспитывать у детей желание беречь воду, закрывать плотно кран. 
       
Познакомить  детей со свойствами жидкостей на примере воды.
Развивать умение находить различные жидкости в окружающем пространстве.

Вода, баночки, молоко; иллюстрации «Морское дно» и «Река».    

    Ванночка с водой и различные по весу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо, пластмассовая игрушечная ложка, 2 стакана с водой, 2 яйца; 5 чайных ложек соли; камешки; сахар, соль; масло; глубокая тарелка

 Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 61.

И.Э. КуликовскаяН.Н.Совгир
«Детское экспериментирование»
стр.46

О.В Дыбина
«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. »
М 2013
стр. 82

3

«Вода – источник жизни»

Опыт:
«Куда делась вода?»

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.        

3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.        

Дошкольное воспитание - 2005 г, № 7, с.30.

Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.
О.В. ДыбинаНеизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2013, с.83

4

Опыт:
«Вода – растворитель

Опыт:
«Фильтрова
ние воды»

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.        

Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.   
Промокательная бумага, вата, бинт, крахмал, воронка, пустые ёмкости, ёмкости с водой , ложка.    

Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М., 2003 г., с.16.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2013, с.83, 143

НОЯБРЬ
Тема :«Человек»

1

Занятие
«Наши руки» 

  Дидактическая игра «Поговорим без слов».

Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».


  

Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.       

  Дидактическая игра «Поговорим без слов».

Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».        

Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005 г., с.59.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж,
2004 г., с.65.

2

«Что можно почувствовать кожей?»

Д/и «Угадай на ощупь?»

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.        

Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой.        

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.88.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. –Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 73.

3

«Наши помощники»

Опыт: «Слушай во все уши»

Опыт: «Большие уши»

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.        

Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.  
Морская раковина      

Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.» – Воронеж,
2004 г., с.68.

4

Опыт:
«Как мы чувствуем запахи?»

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к
процессу  экспериментирования

Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).        

Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М.,
2000 г., с.71.

Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. экологическое образование  дошкольни
ков . – Екат-г, 2005 г., с.223.

ДЕКАБРЬ
Тема: «Магнитизм»

1

«Магнит – фокусник»

Опыты: «Магнитные силы»,
«Мы – фокусники»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.        

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2013,
с.94., 96

Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 133

2

«Магниты, магнетизм»
Опыт:
«Притяги -
ваются – не притяги
ваются»

Продолжать знакомить детей с понятием «магнетизм», со свойствами магнитов.

Пластмассовая ёмкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, резины, меди, серебра, алюминия), магниты

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2013, с.94., 95

3

«Магнетизм»
Опыт:
«Необычная скрепка»
Опыт:
«Два магнита»

Продолжать знакомить детей с понятием «магнетизм», со свойствами магнитов.
Определить способность металлических предметов намагничиваться.
Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Магнит, скрепки, мелкие пластины из металла, магниты.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2013, с.96, 97

4

ЯНВАРЬ
Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

1

-

-

-

-

2

-

-

-

-

3

«Знакомство со свойствами воздуха»

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.        

Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.        

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.

Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159.

4

Опыты:
«Где теплее?», «Подводная лодка»

выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх
Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой.

Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»  М.2013
с. 84-86

5

Опыты:
«Упрямый воздух»,
«Что быстрее?»

Обнаружить, что воздух сжимается
Обнаружить атмосферное давление

Пипетки, шприц, подкрашенная вода
Два листа бумаги

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»М. 2013
с. 84-86

ФЕВРАЛЬ
Тема: «В мире электричества»

1

Занятие:
«Как увидеть и услышать электричество» 
Опыты:
«Чудо прическа»

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.        

Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

Дыбина О.В.
Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М.,
2013, с.98 - 100.

2

Опыт:
«Чудо прическа»

Познакомить детей с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Пластмассовая расчёска, воздушный шарик, зеркало, ткань.

Дыбина О.В.
Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М.,
2013, с.99.

3

Опыты:
«Волшебные шары»,

Опыты:«Вертушка»

Продолжать знакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей.  Продолжать знакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.        

Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

Дыбина О.В.
Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2013
стр. 143

4

Занятие: «Электро -
приборы»

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.        

Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.        

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

МАРТ
Тема: «Свет и цвет»

1

Занятие: «Откуда радуга берется?».

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.        

Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2013, с.150.

Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское  экспериментирование .–М., 2005 г., с.63.

2

Опыт: «Волшебный круг».

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.        

Цветовой волчок или юла.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2013, с.151.

3

Беседа: «Свет вокруг нас».

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.        

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.        

Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.

4

Опыт:
«Разведчики»

Подвести детей к пониманию, как  можно многократно отразить  свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его  на должно быть видно.

Зеркала

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .–М ., 2013 с.149

АПРЕЛЬ
Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

1

Занятие: «Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.        

Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.        

Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с прир.объектами (подг.гр.). – М. , 2006 г. , с.19.

Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г., с.39. 

Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.15

2

«Этот загадочный космос»

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.        

Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей.        

Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.163.

3

«Отчего происходит смена дня и ночи»

Развивать умения устанавливать причинно – следственные отношения; объяснить почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли; совершенствовать представления о времени и частях суток.

Модель земли и Солнца; картинки с изображением различных времён суток; детские энциклопедии

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир
«Детское экспериментирование»
стр. 37

4

«Смена времён года»

Развивать элементарные представления о том. Какое место в Солнечной системе занимает планета Земля; представления о вращении земли вокруг Солнца; сформировать представления о зависимости положения Земли относительно Солнца и сезонных изменениях.

Макет глобуса, вращающегося вокруг «Солнца», сезонные картинки, детские энциклопедии.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир
«Детское экспериментирование»
стр. 43

МАЙ
Тема: «Вещество. Песок и глина»

1

Занятие: «Песок и глина»

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.        В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь : «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.

Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.        

Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.17.

2

Опыты: «Сравнение свойств песка и глины»

Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.        

Ёмкости с песком и глиной, лопатки,формочки.
Ёмкость с водой.

Рыжова Н. А.
«Что у нас под ногами» с. 29

3

Беседа: «Животные и песок»

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.        

Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2013, с.89.

Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г.,
№ 7, с.23.

4

«Свойства песка»

Опыт: «Песочные часы»

Познакомить детей со свойствами песка (сухого и мокрого)

Ёмкости с песком и глиной, ёмкость с водой, песочные часы.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2013, с.32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи

Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи...

Перспективный план кружковой работы с детьми старшего возраста по ОРИГАМИ

План работы кружка "ОРИГАМИ" расчитан на два года занятий....

Перспективный план кружковой работы "Мы дети - России"

Работа кружка "Мы - дети России" нацелена на то, чтобы расширять представления детей о государственной символике нашей страны - флаге, гербе, гимне. Кружковая работа проводится два раза в месяц....

Перспективный план исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста...

План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Страна шахмат»

В 6-7 лет у детей происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению л...

План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина – Россия- Мой дом Красноярский край»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Перспективный план исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, ...