Перспективный план кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста "Юный физик"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Перспективный план кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста "Юный физик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_fizik_-_kopiya.docx | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план Кружок «ЮНЫЙ ФИЗИК» группа № 5
«Юный физик»
1.А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» | ||||||||
Неделя | Тема | Цель | Материал | Методическая литература | ||||
СЕНТЯБРЬ | ||||||||
1 | Опыт: | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. . – М, 2013 г., с.55. | ||||
2 | Опыт: | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста растений. | Лук, коробка из прочного картона, две ёмкости с землёй. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. . – М, 2013 г., с.58. | ||||
3 | Опыт: | Выяснить откуда появляется вода и куда она исчезает с листочков. | Комнатное растение, целлофановый пакетик, нить. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. . – М, 2013 г., с 70. | ||||
4 | Опыт: | Выявить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять её долгое время. | Губки. Бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие ёмкости с водой, глубокая ёмкость с водой. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. . – М, 2013 г., с. 69. | ||||
ОКТЯБРЬ «Вещество. Вода и ее свойства» | ||||||||
| «Вода в природе и в быту». | Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая. Соблюдение правил по технике безопасности. | Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, шипучая таблетка, малиновый аромат, схемы. | Экологическое воспитание дошкольников /Под ред. Прохоровой Л.Н. – М., 2003 г., с.44. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. . – М, 2013 г., с.82. | ||||
2 | Беседа: | Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду. Воспитывать у детей желание беречь воду, закрывать плотно кран. | Вода, баночки, молоко; иллюстрации «Морское дно» и «Река». | Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 61. | ||||
3 | «Вода – источник жизни» | Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. | 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой. | Дошкольное воспитание - 2005 г, № 7, с.30. Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11. | ||||
4 | Опыт: | Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. | Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло. | Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М., 2003 г., с.16. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2013, с.83, 143 | ||||
НОЯБРЬ | ||||||||
1 | Занятие Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».
| Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека. | Дидактическая игра «Поговорим без слов». Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы». | Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005 г., с.59. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, | ||||
2 | «Что можно почувствовать кожей?» | Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание. | Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой. | Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.88. Смирнова В.В. Тропинка в природу. –Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 73. | ||||
3 | «Наши помощники» | Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. | Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. | Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.» – Воронеж, | ||||
4 | Опыт: | Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к | Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы). | Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М., Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. экологическое образование дошкольни | ||||
ДЕКАБРЬ | ||||||||
1 | «Магнит – фокусник» | Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. | Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки, | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2013, | ||||
2 | «Магниты, магнетизм» | Продолжать знакомить детей с понятием «магнетизм», со свойствами магнитов. | Пластмассовая ёмкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, резины, меди, серебра, алюминия), магниты | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2013, с.94., 95 | ||||
3 | «Магнетизм» | Продолжать знакомить детей с понятием «магнетизм», со свойствами магнитов. | Магнит, скрепки, мелкие пластины из металла, магниты. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2013, с.96, 97 | ||||
4 | ||||||||
ЯНВАРЬ | ||||||||
1 | - | - | - | - | ||||
2 | - | - | - | - | ||||
3 | «Знакомство со свойствами воздуха» | Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты. | Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94. Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159. | ||||
4 | Опыты: | выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх | Материал: Два термометра, посуда с горячей водой. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» М.2013 | ||||
5 | Опыты: | Обнаружить, что воздух сжимается | Пипетки, шприц, подкрашенная вода | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»М. 2013 | ||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||
1 | Занятие: | Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик. | Дыбина О.В. | ||||
2 | Опыт: | Познакомить детей с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов. | Пластмассовая расчёска, воздушный шарик, зеркало, ткань. | Дыбина О.В. | ||||
3 | Опыты: | Продолжать знакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Продолжать знакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик. | Дыбина О.В. | ||||
4 | Занятие: «Электро - | Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность. | Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167. | ||||
МАРТ | ||||||||
1 | Занятие: «Откуда радуга берется?». | Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе. | Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2013, с.150. Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование .–М., 2005 г., с.63. | ||||
2 | Опыт: «Волшебный круг». | Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | Цветовой волчок или юла. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2013, с.151. | ||||
3 | Беседа: «Свет вокруг нас». | Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей. | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света. | Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18. | ||||
4 | Опыт: | Подвести детей к пониманию, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его на должно быть видно. | Зеркала | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .–М ., 2013 с.149 | ||||
АПРЕЛЬ | ||||||||
1 | Занятие: «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. | Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы. | Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с прир.объектами (подг.гр.). – М. , 2006 г. , с.19. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г., с.39. Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.15 | ||||
2 | «Этот загадочный космос» | Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. | Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. | Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.163. | ||||
3 | «Отчего происходит смена дня и ночи» | Развивать умения устанавливать причинно – следственные отношения; объяснить почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли; совершенствовать представления о времени и частях суток. | Модель земли и Солнца; картинки с изображением различных времён суток; детские энциклопедии | И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир | ||||
4 | «Смена времён года» | Развивать элементарные представления о том. Какое место в Солнечной системе занимает планета Земля; представления о вращении земли вокруг Солнца; сформировать представления о зависимости положения Земли относительно Солнца и сезонных изменениях. | Макет глобуса, вращающегося вокруг «Солнца», сезонные картинки, детские энциклопедии. | И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир | ||||
МАЙ | ||||||||
1 | Занятие: «Песок и глина» | Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь : «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п. | Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы. | Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.17. | ||||
2 | Опыты: «Сравнение свойств песка и глины» | Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности. | Ёмкости с песком и глиной, лопатки,формочки. | Рыжова Н. А. | ||||
3 | Беседа: «Животные и песок» | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2013, с.89. Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., | ||||
4 | «Свойства песка» | Познакомить детей со свойствами песка (сухого и мокрого) | Ёмкости с песком и глиной, ёмкость с водой, песочные часы. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2013, с.32. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи
Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи...
Перспективный план кружковой работы с детьми старшего возраста по ОРИГАМИ
План работы кружка "ОРИГАМИ" расчитан на два года занятий....
Перспективный план кружковой работы "Мы дети - России"
Работа кружка "Мы - дети России" нацелена на то, чтобы расширять представления детей о государственной символике нашей страны - флаге, гербе, гимне. Кружковая работа проводится два раза в месяц....
Перспективный план исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста...
План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Страна шахмат»
В 6-7 лет у детей происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению л...
План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина – Россия- Мой дом Красноярский край»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Перспективный план исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста
laquo;Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, ...