ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИГРЕ ПО СЛУХУ- ОСНОВА РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТСКИМ ОРКЕСТРОМ.
консультация (подготовительная группа)

Борейкина Мария Степановна

из опыта работы музыкального руководителя ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult._obuchenie_igre_po_sluhu.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИГРЕ ПО СЛУХУ-

ОСНОВА РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С ДЕТСКИМ ОРКЕСТРОМ.

(из опыта работы)

  Обучение дошкольников игре на детских музыкальных  инструментах является первой ступенью коллективного инструментального музицирования в детском саду. Какое содержание вкладывается нами в данное понятие? Под термином « коллективное инструментальное музицирование» мы подразумеваем музыкально-исполнительскую деятельность в оркестре, которая позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности исполнителей разного возраста и разной степени подготовленности в игре по нотам. По слуху, импровизировании и сочинении музыки.

    Я хочу подробнее остановиться на вопросе обучения детей ансамблевой игре по слуху. Чтобы играть по слуху, нужно этот слух развить. Над развитием музыкального слуха в детском саду работа начинается с младшей группы.

   С музыкальными инструментами мы знакомим детей ещё в младшей группе. Показываем им барабан, бубен, погремушку, колокольчик, играем на этих инструментах. Дети начинают на слух различать звучание инструментов. Музыкально-дидактические игры помогают развивать способность к различению тембров инструментов.

    Параллельно с этим во всех возрастных группах малыши слушают звучание оркестра, играют для них дети подготовительных групп, воспитатели.

   В каждой группе у нас имеются музыкальные инструменты, дети могут поиграть на них.

   К обучению детей игре на музыкальных инструментах приступаем со средней группы, стараясь делать это постепенно, опираясь на знакомый малышам музыкальный материал. Обучение простейшим приёмам игры начинаем с освоения ограниченного круга музыкальных инструментов – это барабан, бубен, колокольчики, деревянные ложки, т.е. ударно – шумовые инструменты. Обучение проводим на занятиях, отводя этой работе 3-4 минуты, и во вторую половину дня, в самостоятельной музыкальной деятельности.

   Техникой игры дети овладевают , не  просто учась извлекать отвлечённые звуки. Мы связываем игру с конкретным музыкальным образом. Это приходится всегда  учитывать. Так, обучая детей игре на барабане, мы  изображаем марширующих ребят. Играя на бубне, предлагаем детям представить весёлую задорную пляску. При этом используем хорошо известные ребятам произведения: марши, пляски, пьесы изобразительного характера.

   Постепенно в памяти у ребят звучание каждого инструмента связывается с определённым музыкальным образом. Дети начинают понимать, что каждый муз. инструмент, так же как, скажем, каждая краска художника , имеет своё назначение.

 Затем мы усложняем задание: подобрали целый ряд фортепианных произведений детского репертуара, в которых имитировалось звучание того или иного инструмента, нужного нам, - барабана, бубенчиков, колокольчиков, металлофонов, кастаньет. Вот неполный список таких произведений: «Музыкальная табакерка» А. Лядова - металлофоны, « Бубенцы» Витлина – бубенчики, «Колокольчики звенят» Моцарта из оперы «Волшебная флейта» - колокольчики, «Дождик» Косенко – металлофоны, «Марш» Прокофьева – барабан, «Кавалерийская» Кабалевского – ложки,  «Неополитанская песенка» Чайковского – кастаньеты.

 Эти произведения мы предлагаем детям прослушать и определить, какой инструмент хотел на фортепиано изобразить композитор? Дети, как правило, сами безошибочно определяли эти инструменты.

  Следующий этап работы с детьми пяти лет был отведён овладению игрой на металлофонах. Большое внимание уделяем правильной посадке детей, обеспечивая свободу корпуса и рук, отрабатываем умение держать молоточек, опуская и поднимая его в воздухе, затем, когда дети почувствовали, что молоточек лёгкий и не требует больших усилий, начали опускать его на пластинки металлофона.

  Здесь также звукоизвлечение мы связываем с каким – то конкретным музыкальным образом. Дети изображают капли дождя, большие и маленькие часики, прыжки воробушка и удары дятла.

   После того, как дети почувствуют, что звуки металлофона могут быть низкие и высокие, громкие и тихие, долгие и короткие и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке из «Музыкального букваря» Ветлугиной, а также разучиваем несложные прибаутки, считалки, затем на двух звуках: («Сорока – сорока», «Лиса по лесу ходила» и т.д.), на трёх звуках: («Ходит зайка по саду», «Петушок», «Солнышко» и т.д.).

     Исполняя на металлофонах эти несложные произведения, дети попутно знакомятся с названием звуков. Все эти песенки мы играем от разных звуков, хорошо освоив их ритмический рисунок.

    Работая над этими маленькими произведениями, мы формируем у детей  навыки игры в ансамбле, приучаем их слушать себя и других, объясняя, что играть кому-то громче других не следует.

    Следующий этап в работе – обучение детей 6-7 лет игре более развёрнутых мелодий на металлофонах.

    Чтобы перейти к разучиванию мелодий, дети должны уметь сознательно ориентироваться в направлении мелодии, различать долгие и короткие звуки, отличать их по высоте, чувствовать законченность тоники. Без этих знаний, умений, навыков нецелесообразно переходить к разучиванию мелодий на металлофонах, так как в противном случае обучение игре стало бы механическим, через многократное повторение того, чего дети не понимают. Наблюдая принцип «натаскивания», но не осмысленного обучения и исполнения.

   Немаловажную роль в развитии музыкального слуха играют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Их у нас очень много, все они подобраны по возрастам, по направлениям.

    Большое значение уделяем дидактическим играм, которые способствуют развитию чувства ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми.

С этой целью используем и различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки, треугольники, молоточки.

    Развитию и совершенствованию ритмических представлений мы придаём большое значение, так как без развитого чувства ритма ансамблевая игра невозможна.

    Таким образом, проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха детей в течение 4-х лет пребывания их в саду, мы можем подойти к главному этапу нашей работы в оркестре- сознательному разучиванию простейших мелодий на музыкальных инструментах, подбору их на слух.

   Первые мелодии, которые мы берём для исполнения, были хорошо знакомые попевки, песенки.

   Работа над песенкой начинается с её вокального разучивания со словами.

После того как дети правильно споют песенку, (попевку), можно пропеть её со слоговыми названиями длительностей нот, а потом с одновременным показом движением руки (в виде лесенки) звуковысотного положения и протяжённости длительностей нот.

   После этого музыкальный руководитель показывает детям, где на металлофоне находится новая нота, которая появилась на данном занятии. Дети пропевают песенку, касаясь пальцами нужной пластинки металлофона.

 Только после того, как педагог убедится в правильности показа попевки на металлофоне, ребятам разрешается взять в руки молоточки. По знаку педагога все дети начинают играть песенку, обязательно при этомпропевая названия нот. Необходимо следить за тем, чтобы дошкольники пели немного громче, а играли потише, игрой сопровождая своё пение.

    Разучивая песенку, мелодию, дети исполняют её много раз, внося изменения в каждое новое исполнение. Это может быть игра по рядам, игра, когда участвуют только мальчики или девочки, игра по одному и т.д.

    К следующему занятию детям даётся задание: выучить на металлофоне песенку, научиться одновременно играть и петь её со словами, что несколько труднее, чем играть и петь песенку по нотам. Для этой работы мы имеем металлофоны в группах.

    Все мелодии для игры в оркестре мы берём либо небольшого диапазона, либо с поступенным движением, либо построенные на устойчивых звуках, с повторяющими фразами. Мы их транспонируем в до мажор для удобства в исполнении на диатонических металлофонах.

    Прежде чем начать играть на инструментах в детском оркестре, каждый руководитель детского оркестра должен знать, из каких партий состоит оркестровое исполнение.

    В оркестре участвуют инструменты ударной и мелодической групп. Инструменты ударной группы обычно исполняют пульс, акцент, сильные и слабые доли, начало и окончания фраз, ритмический рисунок. Инструменты мелодической группы исполняют мелодию, второй голос мелодии, подголосок.

     При инструментовке следует учитывать техническую ограниченность многих детских инструментов, определять соотношение инструментов по динамическому равновесию, слитности тембра. Надо помнить, что невсякое соединение тембров инструментов интересно в художественном отношении. Поэтому инструменты подбираются так, чтобы совместное их звучание было выразительным, богатым по колориту.

    В инструментовке народной музыки необходимо использовать национальные инструменты, исключать инструменты инородного происхождения.

     Занятия в оркестре дают для всех детей без исключения положительные  результаты, независимо от того, на каком инструменте ребёнок играет.

    В заключение следует отметить, что коллективное инструментальное музицирование может успешно развиваться только при соблюдении ряда условий:

   - систематичность занятий инструментальным музыцированием в течение года;

   - последовательное изучение попевок, вокально-инструментальных комплексов;

   - наличие детских музыкальных инструментов.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Материал содержит особенности развития детей с амблиопией и козоглазием на музыкальных занятиях. Перечисленны задачи решаемые на музыкальных занятиях, связанные со зрительной спецификой....

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)...

Консультация для родителей "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Через музыкальное искусство ребенок с нарушением зрения осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах....

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...

Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»)

Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надеж...

Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...