Творческое преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы с использованием дизайна
консультация (старшая группа)

Спирина Олеся Николаевна

Конспект выступления на педагогическом совете в ДОУ "Детский сад №121 комбинированного вида".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_preobrazovanie_konechnyy_rezultat.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №121 комбинированного вида»

Тема выступления:

«Творческое преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы с использованием детского дизайна»

                                                                                           Подготовила: воспитатель

                                                                                           Спирина О.Н.

        

Саранск, 2020 год

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности.

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству. Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является детская дизайн-деятельность.

Совсем недавно идея дизайнерского образования дошкольников вызывала категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которые сегодня уже невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний в детских садах.

Кузнецова О.В. в своей статье «Работа с дошкольниками» указывает на то, что в практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: «изобразительная деятельность» (с рукоделиями), «творческое конструирование» и собственно деятельности «детского дизайна». Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная - это еще не детский дизайн. Так, детская выставка (интерьер, декор и костюмы к праздникам и развлечениям, оформленные с их участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской деятельности). Вместе с тем, детский дизайн имеет общие черты с профессиональным дизайном. Это:

* оригинальность и неповторимость творческого продукта;

* знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;

* совместно-раздельный характер исполнения замысла;

* предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;

* использование аналогичных материалов и техник;

* общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства;

* самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта).

Дизайн – это особый вид созидательной творческой деятельности человека, направленной на организацию предметно-пространственного мира по законам целесообразной красоты. Что же касается детского дизайна, то он ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника.

Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Этот вид художественной деятельности, объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Но только в дизайн-деятельности возможна такая интеграция различных видов художественной деятельности с использование различного материала и различных техник.

Основная цель – приобщение детей к творчеству, развитие умения видеть мир глазами художника, формирование наблюдательности и внимательности, развитие нестандартного мышления, фантазии, воображения, раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, ознакомление с основами дизайнерской деятельности.

В результате дизайн-деятельности у детей развиваются художественно-творческие способности, наглядно-образное и творческое мышление, воображение, мелкая моторика, пространственное восприятие, раскрывается творческий потенциал средствами художественно-конструктивного дизайна.

Занятия детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности, пространственное воображение, проектно – образное мышление. Дети начинают осознавать свое соавторство, авторскую компетентность, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду. Чтобы эффективнее приобщать ребенка к дизайну, нужно посещать с ним выставки, музеи и празднества. На прогулках по городу следует показывать детям своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров и площадей, обращать внимание на внешний облик людей, их гардероб.

Говоря о ребенке-дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребенка- художника. На самом деле дизайн-это необычный взгляд на обычные вещи. Дизайн это красота плюс удобство. Например, дизайнерский стул не только необычен и красив по форме, на нем еще и удобно сидеть. Дизайн дверной ручки предполагает, что, с одной стороны, она привлекает внимание своей оригинальностью, с другой — с ее помощью легко и удобно открыть дверь.

Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики.

Педагог – руководитель детей и непосредственный участник дизайн-деятельности организует выполнение: заданий с установкой «дорисуй», «докрась», «дострой», где ребёнок проявляет себя «фрагментарно», подражая мастеру; 2) заданий с установкой на результат сотворчества, где он более самостоятелен; 3) заданий, требующих полной самостоятельности ребёнка в творческом поиске, где он уже сам планирует свои действия.

Автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна.

По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).

  • Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
  • Второе направление - «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя - одежды повседневной и праздничной.
  • Третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

Как бы там ни было, но ребенок склонен представлять некую общую картину, он не обучен еще расчленять творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своем сознании. Он не может создавать чертежи и схематические рисунки. Однако чертеж, рисунок, эскиз какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с 4-х лет дети оказываются способны представить себе то, какую форму и размер имеет знакомая комната или участок земли; они способны понять, что значит макет того или иного предмета, комнаты. Старшие дошкольники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат - образ будущего изделия.

Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

В процессе обучения детей элементам дизайна О. В. Кузнецова также советует знакомить их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи. Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна является эффективным, при соблюдении требований:

- цикл ООД строить последовательно и включать в себя разные виды дизайн-деятельности;

- донести до детей смысл и значения дизайн-деятельности, ее практической направленности;

- практическое использование продуктов детской дизайн - деятельности в детском саду;

- организация восприятия детьми образцов дизайн искусства;

- организация взаимодействия ДОУ с семьей;

- наличия необходимого материального оснащения по детскому дизайну.

Работа по ознакомлению с детским дизайном в нашей группе началась с небольшого устного опроса.

  • Знаете ли вы что такое дизайн? (Многие дети не смогли ответить, что такое дизайн. Несколько человек сказали, что это украшение, раскрашивание чего-либо).
  • Кто такие дизайнеры? (Дизайнеры, это люди, которые делают что-то красивое).
  • Как бы вы хотели, чтобы выглядела наша группа? (Ребятам предлагалось закрыть глаза и описать, как бы им хотелось, чтобы выглядела группа. Дети отвечали, чтобы она была большой, теплой, светлой, яркой, красивой, украшенной).
  • Что мы можем сделать, чтобы украсить нашу группу? (Дети отвечали: из цветной бумаги сделать цветы, повесить картины, красиво расставить игрушки).

Предварительно просмотрели журналы и альбомы по теме «Дизайн-помещений», познакомились с такими понятиями, как «дизайнер», «дизайн», «интерьер».

Украшение группы мы решили приурочить к празднику 8 марта. Но многие вещи, сделанные руками детей, мы оставили и после праздника, по просьбе детей. Нами были сделаны украшения из таких материалов, как картон, цветная бумага, декоративный материал, бумажные салфетки.

  • Солнышко из картона и цветной бумаги.

В ходе работы дети обрисовывали свои ладошки, после чего вырезали шаблон. Для создания круга понадобилась крышка от ведра. Никаких сложностей в изготовления солнышка не возникло. Дети самостоятельно выбрали место, куда его повесить: в уголок природы, чтобы цветам было тепло и светло. Во время работы велась беседа о значении солнца для всего живого на планете Земля; особенности  положения солнца, количества тепла и света в разное время года.

  • Гирлянда из цветной бумаги в виде бабочек и сердечек.

Каждый ребенок выбирал самостоятельно цвет бумаги, который будет вырезать, обводил предложенные шаблоны и в дальнейшем вырезал деталь. Для готовой работы дети самостоятельно выбрали место. Дети отметили, что гирлянда подходит к занавескам в группе.

  • Цветы из цветной бумаги.

Дети обводили предложенные шаблоны, при этом самостоятельно выбирали цвет бумаги. Было принято решение украсить цветами входную дверь в группу. Никаких сложностей не возникло.

  • Цифра 8 из картона и бумажных салфеток.

Ход работы не вызвал трудностей у детей. Они наглядно убедились в том, что данный материал очень тонкий и легко рвется, если делать движения быстро и не аккуратно. Салфетка легко клеится к картону. Работу было решено повесить около входа, чтобы каждая мама сразу увидела.

  • Цветы из картона, цветной бумаги и декоративных деталей.

Дети самостоятельно предложили, что нужно украсить мебель в игровой зоне. Мы вырезали цветы, которыми украсили мебель в парикмахерской и кухонном уголке.

  • Открытки мамам и бабушкам из картона, ватных дисков, ленточек.

Работа предполагала аппликацию, раскрашивание, рисование, конструирование (данная работа не относится к украшению предметной среды группы, но ею можно украсить кухню в квартире). Дети самостоятельно выбрали цвет основной части работы (кружки), сделали цветы из ватных дисков, и придумали свой, необычный орнамент для украшения фона открытки на развороте.

Каждый вид деятельности начинался со слов воспитателя: сейчас мы снова побудем с вами дизайнерами и постараемся сделать так, чтобы наша группа стала еще красИвее.

Действительно, дизайн-деятельность

  • развивает у детей воображение, творческие способности, способность самостоятельно создавать новые художественные образцы, используя для этого и комбинируя различный материал;
  • развивает эстетический вкус, образное представление и восприятие;
  • развивает речь детей, умения передавать свое отношение к предмету.
  • формирует умение работать коллективно.

И вот, уже к старшему дошкольному возрасту дети, имея опыт изобразительной деятельности, могут стать неплохими дизайнерами. «В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогом они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами».

Одной из проблем внедрения детского дизайна в образовательный процесс ДОУ является недостаточность научной литературы по данному вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Город детства". Преобразование развивающей предметно- пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО.

Мой проект о том, как создать эффективную развивающую среду соответствующую ФГОС ДО, стимулирующую развитие дошкольников....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

«Совершенствование образовательного процесса в условиях ФГОС путем преобразования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Совершенствование образовательного процесса в современном детском саду неразрывно связано с преобразованиями в развивающей предметно-пространственной среде. Ведь развивающая среда и процесс развития р...

Проект "Преобразование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы ДОУ в рамках реализации ОО «Речевое развитие»

Известно, что проблема речевого развития на сегодняшний день стоит остро. Поэтому мы решили преобразовать пространство старшей группы, направив его на развитие субъектной позиции ребенка в области реч...

Преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы

Создание РППС для реализации проекта "Все профессии нужны. все професси важны" в старшей группе...

Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в рамках лексической темы "Животные Красноярского края" средняя группа

В данной презентации представлена РППС в рамках лексической темы "Животные Красноярского края" для детей среднего возраста....

Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...