Преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы
консультация (старшая группа)
Создание РППС для реализации проекта "Все профессии нужны. все професси важны" в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cozdanie_sredy_v_mire_professii.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Преобразование развивающей предметно-пространственной среды для реализации познавательного проекта « В мире профессий».
Готовясь к новому учебному году, ( у нас разновозрастная группа 5-7 лет, т.е старший и подготовительный возраст), мы еще раз проанализировали материалы ФГОС а , в частности « Требования к развивающей предметно- пространственной среде» , где говориться, что « …в группах старшего дошкольного возраста среда - это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчества, предметное образование. Эта среда изменчива, динамично и разнообразно. …содержание предметно-развивающей среды должно обогащаться с ориентацией на :
- Пройденный программный материал,
- Индивидуальные возможности детей,
- Обеспечение зоны ближайшего развития,
- Информативность. »
Поэтому мы выделили в пространстве группы 4 центра детской активности:
1.центр познания
2. центр игры
3. двигательный центр
4. центр творчества,
соответственно четырём образовательным областям:
1.коммуникативно- личностной
2.позновательно-речевой
3.художественно-эстетической
4.физического развития.
А какие зоны выделить в этих центрах? Как обогатить, изменить среду соответственно старшему возрасту, чтобы сделать её развивающей и образовательной?
ФГОС рекомендует создавать условия для развития детей, объединив обучения и воспитания в единый образовательный процесс, раскрывая способности и творческий потенциал каждого ребенка, вовлекая семьи воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Наш опыт показывает , что самой интересной эффективной и продуктивной формой совместной деятельности является проектная деятельность. Я не буду здесь говорить о всех преимуществах проектной деятельности скажу только, что именно она позволяет участвовать каждому ребенку по мере его возможности и потенциала, выбирать виды активности, тесно сотрудничать с семьями, подхватывать инициативы, поддерживать познавательный интерес, т.е обеспечивать «открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников». И мы задумались: какой проект найти, выбрать, уловить, чтобы он захватил ребятишек, стал бы интересный для каждой семьи, позволил проявиться каждому, расширил границы познавательного развития, позволил раскрыть творческие способности воспитанников и их семей? Жизнь сама подсказала ответ. В группу пришли новые дети. Мы стали знакомиться и тут оказалось, что многие не знают, кем работают их родители, чем они занимаются, как называются их профессии. А как интересно познакомить детей с различными профессиями! Так родилась идея познавательного, долгосрочного, коллективного, детско-родительского проекта « В мире профессий» - «Все профессии важны! Все профессии нужны!», целью которого стало - знакомство с профессиями родителей.
Теперь нам надо было обогатить, изменить предметно-пространственную среду группы не только соответственно возрасту детей и требованиям стандарта, но и создать условия для реализации проекта « В мире профессии». Мы познакомили родителей с нашими пожеланиями, обсудили с ними наши возможности. И закипела работа: мы – педагоги, дети, родители, члены их семей подключились к созданию групповой среды, способствующей реализации нашего проекта.
В итоге, вышеназванный четыре центра включили в себя 15 микрозон, направленных не только на создание возможности общения и приобретения опыта в различных вида деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей и возможности для уединения, но и на поддержание познавательного интереса к нашему проекту, исследовательскую и творческую активность в рамках проекта, предоставление возможностей для самовыражения детей и их семей. Эти микрозоны :
- « Сам себе режиссер» (зона музыки и театра)
- «Посижу в тишине» ( зона уединения и « УГОЛОК ФЕИ ВЕЖЛИВОСТИ»)
- «Книжный центр» («Книжкин дом» и уголок « Учусь читать»)
- Центр познания «Хочу все знать» (учебная зона, мольберт, пространство для индивидуальных проектов, их презентаций)
- Центр краеведения « Агентство «вокруг света»
- Центр художественного творчества « Художники и мастера»
- экологический центр «Юные экологи» (природный уголок, метеостанция – календарь природы, погоды)
- « Играем в учёных» (лаборатория, центр воды и песка)
Центр игры:
- Зона « Между нами девочками» (сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Ателье», «Парикмахерская», «Дочки-матери», «Больница».)
- Зона «Для настоящих мужчин» (сюжетно-ролевые игры «Строители», «Пожарные», «ГАИ», «Военные», «Автосервис»).
- центр безопасности «Уголок Светофорика»
- двигательный центр « Спортландия»
- центр дидактических игр «Профессор Знайкин рекомендует» (умные игры, шашки, шахматы головоломки)
- центр конструирования «Конструкторское бюро»
- уголок дежурства « Хозяева группы»
Все эти зоны объединены общей темой «Мир профессий». В каждой зоне есть конверт с названием зоны и карманом для сбора, обновления, пополнения и обогащения материалов о профессиях, имеющих отношение к этой области. Например, «Сам себе режиссер» - пока здесь лежат только карточки с рисунками и названиями профессий, имеющих отношения к театру и музыки: режиссер, музыкант, композитор, дирижёр, балерина. Сейчас мы договариваемся с родителями об организации экскурсии в театральные мастерские. И надеемся ,что в этом конверте появятся фотографии, рассказы детей о гримёре, театральном художнике, костюмере. Мы предлагаем каждой семье помочь ребёнку в течении года представить какую – нибудь профессию в форме презентации, мастер класса, экскурсии для всей группы. Мы договорились о проведении мастер- класса парикмахером - тётей нашей воспитанницы. И надеемся, что конверт в уголке «Между нами девочками», пополнится фотографиями причёсок из косичек и хвостиков. Мы ждём в гости маму – рукодельницу, с рассказом о профессии «Швея» и мастер – классом по пошиву нарядов для кукол. И надеемся, что эта встреча будет способствовать обогащению, пополнению атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Ателье».
У нас есть мамы – эколог, библиотекарь, папы – полицейский, пожарный, строитель. Ребёнок, семья вольны выбирать не обязательно ту профессию которой они заняты, но и ту которая им интересна, близка.
ФГОС подчеркивает, что предметно-пространственная среда группы должна быть:
1.содержательно – насыщенной,
2.трансформируемой,
3.колифункциональной,
4.вариативной,
5.доступной,
6.безопастной.
Итак, насыщенность среды, а именно наличие 15 зон позволяют обеспечить и игровую, и познавательную, и творческую, и исследовательскую активность воспитанников в рамках заявленного проекта «В мире профессии».
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений среды. Например, зона игры «Для настоящих мужчин» может стать и полем для напольных шашек, и мини стадионом, и площадка для макетной игры «Город». Наличие легких этажерок и мобильных полок на колёсиках также позволяют легко трансформировать пространство в зависимость от образовательной ситуации и меняющихся интересов детей.
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования составляющих предметной среды. Мы создали такую возможность за счёт ширм со сменными полотнищами с карманами. Ширмой можно отгородить уголок группы и уединиться , её можно использовать для театрализованной игры, для обозначения сюжетно- ролевой игры «Ателье», «АЗС», «Пожарные» и др. Также у нас в группе появился макет – трансформер, который может быть и военной машиной, и кораблем, и в самолет превратиться, а может просто обозначить игровое пространство для нескольких человек, стать уголком уединения.
Стол с чехлом «Домик» дети обыгрывают как ширму для театра , секретничают в нём, играют в самую любимую всеми игру в детстве «Домик»(под столом).
Вариативной среды предполагает наличие в группе различных пространств и разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей и периодическую сменяемость игрового материала.
У нас в группе ребятишки с удовольствием используют для макетных игр игровые поля – подносы. Мелкие размеры атрибутов, игрушек позволяют иметь несколько наборов, пополнять их и обеспечивать сменяемость игрового материала. У нас есть наборы «Пираты», « Детская площадка», «Дом», «Зоопарк», «Город», «Военная база» и др.
Доступность предполагает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам. У нас в группе это обеспеченно за счёт открытых полок и шкафов, этажерок, легких комодов, переносных контейнеров, подносов.
ФГОС подчёркивает, что среда должна быть безопасной, т.е все её элементы должны быть надёжны и безопасны в использовании. Чтобы соответствовать этому требованию мы в качестве материалов использовали при оснащении среды в группе – ткань, пластик, дерево, подушки, мягкие модули, тканевые чехлы.
Отвечая требованиям вариативности и доступности среды не только для воспитанников, но и для их семей, у нас в приёмной оборудованы стенды «Вот так мы живём» (постоянно обновляющаяся фото выставка о жизни в группе, фотоотчёт о ходе нашего проекта), «Календарь жизни группы» - где мы помещаем индивидуальные детско – родительские проекты, тетрадь обратной связи «Заботливым родителям о талантливых детях».
Мы считаем, что условия для реализации познавательного проекта « Все профессии важны! Все профессии нужны!» мы создали и они соответствуют требованиям государственного стандарта к развивающей предметно- пространственной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Город детства". Преобразование развивающей предметно- пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО.
Мой проект о том, как создать эффективную развивающую среду соответствующую ФГОС ДО, стимулирующую развитие дошкольников....
«Совершенствование образовательного процесса в условиях ФГОС путем преобразования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Совершенствование образовательного процесса в современном детском саду неразрывно связано с преобразованиями в развивающей предметно-пространственной среде. Ведь развивающая среда и процесс развития р...
Проект "Преобразование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы ДОУ в рамках реализации ОО «Речевое развитие»
Известно, что проблема речевого развития на сегодняшний день стоит остро. Поэтому мы решили преобразовать пространство старшей группы, направив его на развитие субъектной позиции ребенка в области реч...
Творческое преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы с использованием дизайна
Конспект выступления на педагогическом совете в ДОУ "Детский сад №121 комбинированного вида"....
Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в рамках лексической темы "Животные Красноярского края" средняя группа
В данной презентации представлена РППС в рамках лексической темы "Животные Красноярского края" для детей среднего возраста....
Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Открытая презентационная площадка «Преобразование развивающей предметно-пространственной: средовые решения в ДОО»
Открытая презентационная площадка «Преобразование развивающей предметно-пространственной: средовые решения в ДОО»...