Преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы
консультация (старшая группа)

Коваль Альфия Вахитовна

Создание РППС для реализации проекта "Все профессии нужны. все професси важны" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cozdanie_sredy_v_mire_professii.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Преобразование развивающей предметно-пространственной среды для реализации познавательного проекта  « В мире профессий».

Готовясь к новому учебному году, ( у нас разновозрастная группа 5-7 лет, т.е старший и подготовительный возраст), мы еще раз проанализировали материалы ФГОС а , в частности « Требования к развивающей предметно- пространственной среде» , где говориться, что  « …в группах старшего дошкольного возраста среда - это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчества, предметное образование. Эта среда изменчива, динамично и разнообразно. …содержание предметно-развивающей среды должно обогащаться с ориентацией на :

  • Пройденный программный материал,
  • Индивидуальные возможности детей,
  • Обеспечение зоны ближайшего развития,
  • Информативность. »

Поэтому  мы выделили в пространстве группы 4 центра детской активности:

1.центр познания

2. центр игры

3. двигательный центр

4. центр творчества,

соответственно четырём образовательным областям:

1.коммуникативно- личностной

2.позновательно-речевой

3.художественно-эстетической

4.физического развития.

А какие зоны выделить в этих центрах? Как обогатить, изменить среду соответственно старшему возрасту, чтобы сделать её развивающей и образовательной?

ФГОС рекомендует создавать условия для развития детей, объединив обучения и воспитания в единый образовательный процесс, раскрывая способности и творческий потенциал каждого ребенка, вовлекая семьи воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Наш опыт показывает , что самой интересной эффективной и продуктивной формой совместной деятельности является проектная деятельность. Я не буду здесь говорить о всех преимуществах проектной деятельности скажу только, что именно она позволяет участвовать каждому ребенку по мере его возможности и потенциала, выбирать виды активности, тесно сотрудничать с семьями, подхватывать инициативы, поддерживать познавательный интерес, т.е обеспечивать «открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников». И мы задумались: какой проект найти, выбрать, уловить, чтобы он захватил ребятишек, стал бы интересный для каждой семьи, позволил проявиться каждому, расширил границы познавательного  развития, позволил раскрыть творческие способности воспитанников и их семей? Жизнь сама подсказала ответ. В группу пришли новые дети.  Мы стали знакомиться и тут оказалось, что многие не знают, кем работают их родители, чем они занимаются, как называются их профессии. А как интересно познакомить детей с различными профессиями! Так родилась идея познавательного, долгосрочного, коллективного, детско-родительского проекта « В мире профессий» - «Все профессии важны! Все профессии нужны!», целью которого стало - знакомство с профессиями родителей.

Теперь нам надо было обогатить, изменить предметно-пространственную среду группы не только соответственно возрасту детей и требованиям стандарта, но и создать условия для реализации проекта « В мире профессии». Мы познакомили родителей с нашими пожеланиями, обсудили  с ними наши возможности. И  закипела работа: мы – педагоги, дети, родители, члены их семей подключились к созданию групповой среды, способствующей реализации нашего проекта.

В итоге, вышеназванный четыре центра включили в себя 15  микрозон, направленных не только на создание возможности общения и приобретения опыта в различных вида деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей и возможности для уединения, но и на поддержание познавательного интереса к нашему проекту, исследовательскую и творческую активность в рамках проекта, предоставление возможностей для самовыражения детей и их семей.  Эти микрозоны :

  1. « Сам себе режиссер» (зона музыки и театра)
  2. «Посижу в тишине» ( зона уединения и « УГОЛОК ФЕИ ВЕЖЛИВОСТИ»)
  3. «Книжный центр» («Книжкин дом» и уголок « Учусь читать»)
  4. Центр познания «Хочу все знать» (учебная зона, мольберт, пространство для индивидуальных  проектов, их презентаций)
  5. Центр краеведения « Агентство «вокруг света»
  6. Центр художественного творчества « Художники и мастера»
  7. экологический центр «Юные экологи» (природный уголок, метеостанция – календарь природы, погоды)
  8. « Играем в учёных» (лаборатория, центр воды и песка)

Центр игры:

  1. Зона « Между нами девочками» (сюжетно- ролевые игры «Магазин»,  «Ателье», «Парикмахерская», «Дочки-матери», «Больница».)
  2. Зона  «Для настоящих мужчин» (сюжетно-ролевые игры «Строители», «Пожарные», «ГАИ», «Военные», «Автосервис»).
  3. центр безопасности «Уголок  Светофорика»
  4. двигательный центр « Спортландия»
  5. центр дидактических игр «Профессор Знайкин рекомендует» (умные игры, шашки, шахматы головоломки)
  6. центр конструирования «Конструкторское бюро»
  7. уголок дежурства « Хозяева группы»

Все эти зоны объединены общей темой «Мир профессий». В каждой зоне есть конверт с названием зоны и карманом для  сбора, обновления, пополнения и обогащения материалов о профессиях, имеющих отношение к этой области. Например, «Сам себе режиссер» - пока здесь лежат только карточки с рисунками и названиями профессий, имеющих отношения к театру и музыки: режиссер, музыкант, композитор, дирижёр, балерина. Сейчас мы договариваемся с родителями об организации экскурсии в театральные мастерские. И надеемся ,что в этом конверте появятся фотографии, рассказы детей о гримёре, театральном художнике, костюмере. Мы предлагаем каждой семье помочь ребёнку в течении года представить какую – нибудь профессию в форме презентации, мастер класса, экскурсии для всей группы. Мы договорились о проведении мастер- класса парикмахером - тётей нашей воспитанницы. И надеемся,  что конверт в уголке «Между нами девочками», пополнится фотографиями причёсок из косичек и хвостиков. Мы ждём в гости маму – рукодельницу, с рассказом о профессии «Швея» и мастер – классом по пошиву нарядов для кукол. И надеемся, что эта встреча будет способствовать обогащению, пополнению атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Ателье».

У нас есть мамы – эколог, библиотекарь, папы – полицейский, пожарный, строитель. Ребёнок, семья вольны  выбирать не обязательно  ту профессию которой они заняты, но и ту которая им интересна, близка.

ФГОС подчеркивает, что предметно-пространственная среда группы должна быть:

 1.содержательно – насыщенной,

 2.трансформируемой,

 3.колифункциональной,

 4.вариативной,

 5.доступной,

 6.безопастной.

Итак, насыщенность  среды, а именно наличие 15 зон позволяют обеспечить и игровую, и познавательную, и творческую, и исследовательскую  активность воспитанников в рамках заявленного проекта  «В мире профессии».

Трансформируемость пространства предполагает  возможность изменений среды. Например, зона игры «Для настоящих мужчин» может стать и полем для напольных шашек, и мини стадионом, и площадка для макетной игры «Город». Наличие легких этажерок и мобильных полок на колёсиках также позволяют легко трансформировать пространство в зависимость от образовательной ситуации и меняющихся интересов детей.

Полифункциональность  предполагает возможность разнообразного использования составляющих предметной среды. Мы создали такую возможность за счёт ширм со сменными полотнищами с карманами. Ширмой можно отгородить уголок группы и уединиться , её можно использовать для театрализованной игры, для обозначения сюжетно- ролевой  игры «Ателье», «АЗС», «Пожарные» и др. Также у нас в группе появился макет – трансформер, который может быть и военной машиной, и кораблем, и в  самолет превратиться, а может просто обозначить игровое пространство для нескольких человек, стать уголком уединения.

Стол с чехлом «Домик» дети обыгрывают как ширму для театра , секретничают в нём, играют в самую любимую всеми игру в детстве «Домик»(под столом).

Вариативной  среды предполагает наличие в группе различных пространств и разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей и периодическую сменяемость игрового материала.

У нас в группе ребятишки с удовольствием используют для макетных игр игровые поля – подносы. Мелкие размеры атрибутов, игрушек позволяют иметь несколько наборов, пополнять их и обеспечивать сменяемость игрового материала. У нас есть наборы «Пираты», « Детская площадка», «Дом», «Зоопарк», «Город», «Военная база» и др.

Доступность  предполагает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам. У нас в группе это обеспеченно за счёт открытых полок и шкафов, этажерок, легких комодов, переносных контейнеров, подносов.

ФГОС подчёркивает, что среда должна быть безопасной, т.е все её элементы  должны быть надёжны и безопасны в использовании. Чтобы соответствовать этому требованию мы в качестве материалов использовали при оснащении среды в группе – ткань, пластик, дерево, подушки, мягкие модули, тканевые чехлы.

Отвечая требованиям вариативности и доступности среды не только для воспитанников, но и для их семей, у нас в приёмной оборудованы стенды «Вот так мы живём» (постоянно обновляющаяся фото выставка о жизни в группе, фотоотчёт о ходе нашего проекта), «Календарь жизни группы» - где мы помещаем индивидуальные  детско – родительские проекты, тетрадь обратной связи «Заботливым родителям о талантливых детях».

Мы считаем, что условия для реализации познавательного проекта « Все профессии важны! Все профессии нужны!» мы создали и они соответствуют требованиям государственного стандарта к развивающей предметно- пространственной  среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Город детства". Преобразование развивающей предметно- пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО.

Мой проект о том, как создать эффективную развивающую среду соответствующую ФГОС ДО, стимулирующую развитие дошкольников....

«Совершенствование образовательного процесса в условиях ФГОС путем преобразования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Совершенствование образовательного процесса в современном детском саду неразрывно связано с преобразованиями в развивающей предметно-пространственной среде. Ведь развивающая среда и процесс развития р...

Проект "Преобразование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы ДОУ в рамках реализации ОО «Речевое развитие»

Известно, что проблема речевого развития на сегодняшний день стоит остро. Поэтому мы решили преобразовать пространство старшей группы, направив его на развитие субъектной позиции ребенка в области реч...

Творческое преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы с использованием дизайна

Конспект выступления на педагогическом совете в ДОУ "Детский сад №121 комбинированного вида"....

Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в рамках лексической темы "Животные Красноярского края" средняя группа

В данной презентации представлена РППС в рамках лексической темы "Животные Красноярского края" для детей среднего возраста....

Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Открытая презентационная площадка «Преобразование развивающей предметно-пространственной: средовые решения в ДОО»

Открытая презентационная площадка «Преобразование развивающей предметно-пространственной: средовые решения в ДОО»...