Сказкотерапия как один из методов коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ.
статья (подготовительная группа)

Елизарова Оксана Владимировна
Сказкотерапия: 
Для ребенка – это увлекательное путешествие в мир сказки. 
Для родителя – коррекция поведения ребенка без угроз и наказаний. 
 
Основные задачи: научить ребенка преодолевать барьеры, находить выходы из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости; пробудить фантазию и образное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – один из методов коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Использование сказкотерапии
с детьми с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития. Характер патологий у таких детей,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, которые влекут за собой определенные изменения личности. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.

Сказкотерапия

Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на личностное развитие ребенка, сохранение его здоровья и коррекцию речевых нарушений.

Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. В работе со сказкой плавно запускается процесс компенсации психических и речевых и функций.                                Задачи сказкотерапии

- Коррекция нежелательных черт характера и поведения.

- Развитие вариативности мышления.

- Повышение самооценки.

- Формирование навыков общения и адекватных форм поведения.

- Снятие психического напряжения.

- Повышение эмпатии.

- Развитие фантазии и воображения

В работе использую следующие приёмы:

-обсуждение сказки:

-высказывание ребенком своего мнения об услышанном:

-придумывание новой концовки сказки:

-рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы):

-песок  

-инсценирование.

С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому - «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле - «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе - «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей

Таким образом, через использование сказки я решаю многие дидактические задачи, повышая коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

Этапы работы со сказкой:

Ритуал «входа в сказку» (вступление).

Повторение.

Расширение.

Закрепление.

Интеграция.

Резюмирование.

Ритуал «выхода из сказки» (заключение

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

Осознанность.

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

Множественность.

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Связь с реальностью.

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок

Психокоррекционные    сказки.

Создаются для мягкого влияния   на поведение ребёнка.

 Замену неэффективного стиля поведения на  более продуктивный, а также объяснение ребёнку смысла происходящего.

ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ:

  • При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные чувства и эмоции.
  •  Во время чтения или рассказывания следует расположиться так, чтобы ребёнок мог видеть лицо рассказчика и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядом.
  •  Нельзя допускать затянувшихся пауз.
  • Ситуация не должна иметь правильного готового ответа.
  •  Ситуация должна содержать актуальную для ребёнка проблему, зашифрованную в образном ряде сказки.
  •  Сказка должна подходить ребёнку по возрасту.

Использование   сказкотерапии   позволяет  добиться  не только устойчивого внимания  и   интереса  на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию
положительного  эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на психологических занятиях.

Показатели эффективности метода сказкотерапии

  • у детей стала лучше развиваться моторика и координация движений;
  •  они научились снимать физическое и психическое напряжение;
  •   увеличилась работоспособность детей, способность к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться;
  •  успешно совершенствовались волевые качества;
  •  дети научились преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы коррекционно - развивающей работы с детьми

Нетрадиционные методы коррекционно - развивающей работы с детьми...

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Раскрыта концепция элементарного музицирования. Обоснована эффективность использования элементарного музицирования  в коррекционно-развивающей работе музыкального руководителя  с детьми с ОВ...

Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

Елена Телегина Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУКонспект НОД с детьми старшей группы «Весенние цветы»5...

Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУ

Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУКонспект НОД с детьми старшей группы «Весенние цветы»5–6 лет...

Игра как основной метод коррекционно-развивающей работы с детьми.

При любом нарушении логопедическая работа  направлена на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом ма...

Ландшафтный стол,как один из ресурсов коррекционно-развивающей работы с детьми дшкольного возраста

               В данном материале представлен опыт использования в коррекционно-развивающей работе с детьми ландшафтного многофункционального стола....

Кинезиология как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР

Кинезиология (с греческого – наука о движении) существует уже 2000 лет и применяется во всём мире.  Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей...