Сказкотерапия как один из методов коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ.
статья (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование сказкотерапии с детьми с ОВЗ | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия – один из методов коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Использование сказкотерапии
с детьми с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития. Характер патологий у таких детей, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, которые влекут за собой определенные изменения личности. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.
Сказкотерапия
Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на личностное развитие ребенка, сохранение его здоровья и коррекцию речевых нарушений.
Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. В работе со сказкой плавно запускается процесс компенсации психических и речевых и функций. Задачи сказкотерапии
- Коррекция нежелательных черт характера и поведения.
- Развитие вариативности мышления.
- Повышение самооценки.
- Формирование навыков общения и адекватных форм поведения.
- Снятие психического напряжения.
- Повышение эмпатии.
- Развитие фантазии и воображения
В работе использую следующие приёмы:
-обсуждение сказки:
-высказывание ребенком своего мнения об услышанном:
-придумывание новой концовки сказки:
-рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы):
-песок
-инсценирование.
С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому - «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле - «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе - «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей
Таким образом, через использование сказки я решаю многие дидактические задачи, повышая коррекционную работу с детьми с ОВЗ.
Этапы работы со сказкой:
Ритуал «входа в сказку» (вступление).
Повторение.
Расширение.
Закрепление.
Интеграция.
Резюмирование.
Ритуал «выхода из сказки» (заключение
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Осознанность.
Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
Множественность.
Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
Связь с реальностью.
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок
Психокоррекционные сказки.
Создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка.
Замену неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребёнку смысла происходящего.
ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ:
- При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные чувства и эмоции.
- Во время чтения или рассказывания следует расположиться так, чтобы ребёнок мог видеть лицо рассказчика и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядом.
- Нельзя допускать затянувшихся пауз.
- Ситуация не должна иметь правильного готового ответа.
- Ситуация должна содержать актуальную для ребёнка проблему, зашифрованную в образном ряде сказки.
- Сказка должна подходить ребёнку по возрасту.
Использование сказкотерапии позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию
положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на психологических занятиях.
Показатели эффективности метода сказкотерапии
- у детей стала лучше развиваться моторика и координация движений;
- они научились снимать физическое и психическое напряжение;
- увеличилась работоспособность детей, способность к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться;
- успешно совершенствовались волевые качества;
- дети научились преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы коррекционно - развивающей работы с детьми
Нетрадиционные методы коррекционно - развивающей работы с детьми...
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Раскрыта концепция элементарного музицирования. Обоснована эффективность использования элементарного музицирования в коррекционно-развивающей работе музыкального руководителя с детьми с ОВ...
Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Елена Телегина Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУКонспект НОД с детьми старшей группы «Весенние цветы»5...
Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУ
Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУКонспект НОД с детьми старшей группы «Весенние цветы»5–6 лет...
Игра как основной метод коррекционно-развивающей работы с детьми.
При любом нарушении логопедическая работа направлена на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом ма...
Ландшафтный стол,как один из ресурсов коррекционно-развивающей работы с детьми дшкольного возраста
В данном материале представлен опыт использования в коррекционно-развивающей работе с детьми ландшафтного многофункционального стола....
Кинезиология как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР
Кинезиология (с греческого – наука о движении) существует уже 2000 лет и применяется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей...