Игра как основной метод коррекционно-развивающей работы с детьми.
статья по логопедии (подготовительная группа)
При любом нарушении логопедическая работа направлена на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом материале, последовательно формирующим лексико-грамматический строй речи. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительном процессом, требующим большого количества целенаправленных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_osnovnoy_metod.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как основной метод коррекционно-развивающей
работы с детьми.
Речь играет важнейшую роль в формировании личности ребёнка. Развитие речи напрямую связано с умственным развитием ребёнка и влияет на дальнейшую возможность познания окружающей действительности, а также на процесс обучения ребёнка. Поэтому задача логопеда – заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждение и исправление различных нарушений.
В настоящее время достаточно большой процент детей, как в детском саду, так и в школе нуждается в логопедической помощи, т.к. имеет выраженные отклонения в речевом развитии. Зачастую речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь с различными нарушениями психической деятельности, что позволяет судить об осложнениях, которые испытывает ребёнок при обучении в детском саду и в школе.
Трудности школьного обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный (словесный) характер. А дефицит речевых средств приводит к серьёзным деформациям психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.
Известно, что у детей с нарушением речи помимо отклонений в звукопроизносительной и звукоразличительной стороны речи имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или её несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определённых зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а так же ведёт к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании таких детей отмечаются у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций и т.д.
Что касается самой речи, то, как правило “страдают” не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а так же речевой аппарат. На первый взгляд, у таких детей имеется лишь фонетическое неблагополучие. На самом деле, у большинства из них отмечается неблагополучие общего развития.
Из вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта.
Определяя содержание коррекционной работы, логопед должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующий о проблемах, которые испытывают дети, а чтобы достичь высокой степени реабилитации детей, стремиться к тому, чтобы восстановительная или формирующая работа с детьми протекала с учётом нейропсихологического подхода.
При любом нарушении логопедическая работа не ограничивается только коррекцией недостатка, который бросается в глаза, а предусматривается работа, направленная на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом материале, последовательно формирующим лексико-грамматический строй речи. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительном процессом, требующим большого количества целенаправленных упражнений.
Чтобы коррекционный процесс обучения протекал в хорошей эмоциональной обстановке, чтобы детям на занятии было занимательно и в то же время познавательно, логопед должен умело подобрать для каждого случая речевой материал, на котором строятся занятия с детьми.
Эмоциональный речевой материал и игровые приёмы, основанные на развивающих играх, отвечая потребностям детей в игровой деятельности создают благоприятную обстановку для преодоления речевых нарушений.
Игры дают возможность:
- Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
- Повысить речевую мотивацию;
- Компенсировать недостаточность фонематического слуха;
- Повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;
- Активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
- Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.
Таким образом, развивающие игры являются одним из наиболее эффективных видов психо-речевой гимнастики.
Чтобы коррекционно- развивающие игры на занятиях проходили с наибольшей эффективностью, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- игра должна проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку;
- игра может быть частью логопедического занятия;
- игра должна быть живой, интересной, заманчивой, элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом можно использовать двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
- в ходе игры логопед принимает непосредственное участие, вносит коррективы и поправки в речь детей, отмечая наиболее успешных;
- в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что содействует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям.
Успешная логопедическая коррекция с использованием развивающих игр способствует формированию у детей грамматически правильной связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)
У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма познан...