Проектирование НОД в младшей группе
статья (младшая группа)

Цветкова Екатерина Сергеевна

Для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_nod_v_mladshey_gruppe_nn.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Цветкова Екатерина Сергеевна

Воспитатель

ГБОУ СОШ № 262

Проектирование НОД в младшей группе

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в течение дня воспитателями используются различные формы организации образовательного процесса: беседы, чтение художественной литературы, образовательные ситуации во время режимных моментов, дидактические/сюжетно-ролевые/подвижные игры. Но наиболее эффективной является непосредственная образовательная деятельность (НОД), которая позволяет вести работу с детьми систематически и выполнять максимум предусмотренных программой задач.

В процессе НОД главной становится не обучающая роль педагога, а совместная деятельность взрослого и детей, которая направленна на выполнение определённых задач (для воспитателя - образовательных, для детей - игровых, исследовательских). Дошкольники выступают не в роли пассивных получателей знаний (слушают, выполняют указания), а участвуют в процессе наравне с взрослым, согласно возможностям возраста и индивидуальным предпочтениям.

При проектировании НОД важно учитывать, чтобы вся информация, которая преподносится детям, была для них доступной и понятной. Сюрпризные моменты, игровые и мотивирующие ситуации, персонажи должны быть ранее знакомы детям. Не стоит приглашать на занятия незнакомых детям героев.

В младшей группе при организации НОД воспитатель обыгрывает поставленную цель таким образом, чтобы у игровых персонажей что-то произошло, появилась проблемная ситуация и предлагает воспитанникам посодействовать герою, помочь ему, исподволь предлагая решение выхода из ситуации. Так же можно использовать игры с правилами, где дети будут следить за их выполнением. Игры- соревнования с установкой на выигрыш, где каждому ребёнку будет предоставлена возможность побывать в ситуации выигрыша.

В ходе непосредственно образовательной деятельности воспитатель привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывает их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе НОД воспитатель сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения  происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать все, что сообщает ему воспитатель.

В этом смысле воспитатель и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Воспитателю следует продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но и то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

Структура НОД содержит следующие части:

• Вводная; создание игровой или проблемной ситуации, целевой установки, которая простимулирует детский интерес и подтолкнёт ребёнка на решение поставленной задачи.

Основная часть состоит из нескольких этапов:

1. Определение проблемной ситуации, ознакомление с новым материалом, объяснение

2. Физкультминутка

3. Совместная деятельность педагога с детьми, показ, напоминание; самостоятельная, индивидуальная или коллективная работа.

• Заключительная; анализ результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов.

Темы НОД обычно сочетаются с темой недели (месяца), что позволяет выстроить образовательную деятельность в стройную логическую цепочку. Такой подход облегчает работу воспитателя, и сами дети лучше усваивают материал, поскольку в пределах тематического блока имеют дело с близкими по смыслу понятиями (животные домашние и дикие, овощи и фрукты, профессии, детский сад и т. д.). В конце тематического отрезка проводится итоговое мероприятие, а также беседы, игры на закрепление полученных знаний.

Наиболее успешным будет проведение НОД, в которой используют, чередуя или интегрируя, различные виды детской деятельности (но не более 2–3 сразу), объединённые сюжетом по одной теме. Сочетают такую деятельность:

  • игровую;
  • коммуникативную;
  • трудовую;
  • познавательно-исследовательскую;
  • музыкально-художественную;
  • продуктивную;
  • чтение.

Чтобы занятие прошло интересно, оживлённо и принесло малышам пользу и радость, воспитателю необходимо продумать такие моменты:

  •  Предварительная работа. Сюда входят беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе и окружающем мире. Дети должны хорошо ориентироваться в предлагаемом материале, иначе их активность будет низкой.
  •  Какую использовать наглядность. На занятиях по ознакомлению с природой возможно использовать живые объекты (растения), а если берут картины или иллюстрации, игрушки, то они должны максимально соответствовать реально существующим природным объектам.
  •  Как рассадить, разместить детей. Если предстоит занятие-путешествие, воспитатель должен хорошо продумать, достаточно ли будет места для передвижения детей и выполнения заданий.
  •  Литературное и музыкальное оформление: художественное слово, музыка оживят и украсят НОД, сделают её особенно интересной для детей.
  •  Подведение итогов: добрые слова, похвала и поощрение должны достаться всем малышам. Похвалить можно и детей в целом, и отметить особые успехи 2–3 ребят. На неудачи внимание обращать не стоит.

Даже дети 3-4 лет могут участвовать в увлекательных путешествиях, исследованиях, причём не ради забавы, а получая необходимые в их возрасте знания. Это происходит во время непосредственной образовательной деятельности, которую с любовью и творчески готовят и проводят воспитатели ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектирование планирования в младшей группе по программе "Детство"

комплексно-тематическое планирование в младшей группе по программе "Детство"сентябрь-январь...

Проектирование НОД в младшей группе

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в течение дня воспитателями используются различные формы организации образовательного процесса: беседы, чтение художественной литературы, образовательные...

Проектирование НОД в младшей группе.

Эффективность НОД во многом зависит от того насколько  увлекательно и эмоционально оно протекает....

Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом....

Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы ДОО

Статья Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы ДОО...

Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы ДОО

Проблема проектирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является одной из важнейших в современной системе образования. Изучение этого вопроса представляет большой интерес, и в теоретическом, и в практ...