Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы.
статья (младшая группа)

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование  здоровьесберегающей среды младшей группы.

Среда – одно из основных средств развития личности ребенка источник его индивидуальных знаний и социального опыта.

Развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Обязанность педагога в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможной среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов.

При проектировании развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ необходимо учитывать следующие факторы:

-индивидуально социально-психологические особенности ребенка;

-своеобразие его эмоционально-личностного развития;

-индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

• от типа дошкольного учреждения,

• от продолжительности пребывания в нем детей,

• от программы, по которой работают педагоги,

• конкретных условий ДОУ,

• профессиональной компетентности педагога,

• показателей здоровья детей.

          Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. 

 Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

 ·        медико-профилактические;

 ·        физкультурно-оздоровительные;

 ·        технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

 ·        здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

 ·        валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

       Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии в ДОУ  - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

•   технологии профилактики заболеваний,

•   углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

•   коррекция возникающих функциональных отклонений,

•   отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

•   реабилитация соматического состояния здоровья,

•   противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

•   витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

•   санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

       Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по вылеологии;
  • спортивны праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

       Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
  • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

      Технологии валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

       Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

       Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

 ·        приобщение детей к физической культуре

 ·        использование развивающих форм оздоровительной работы.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

гимнастика для глаз;

дыхательная гимнастика;

релаксация;

физминутки и динамические паузы;

Самомассаж; 

Точечный массаж; 

Психогимнастика;

Саморегуляция.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - форма работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка.

Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений  направленный на улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; укрепления мышц глаз; улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы)
Динамическая пауза (физминутки) — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.

Самомассаж  – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.
Точечный массаж (су-джок терапия)- оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.  

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Саморегуляция - для сохранения психического и эмоционального равновесия необходимо создание зон уединения в группе. В зоне уединения могу синтезироваться несколько техник здоровьесберегающих технологий: массаж, самомассаж, релаксация, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т.п. , необходимо олько оснастить уголок необходимыми пособиями: открытки, картинки, картотеки в картинках (слово + движение).

 «Уголок уединения» в группе - это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть картинки, фотографии, интересную книгу или просто помечтать.

Цель: создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций (утреннее расставание с родителями, привыкание к новому режимному моменту, проблемы коммуникации, шлейф семейных конфликтов).

Уголок уединения в  группе необходим - он обеспечивает возможность уединения ребёнка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы. Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с ним, значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами дети. В этом случае можно избежать существующей проблемы «недоступности» различного оборудования и игрушек, а также их бессодержательного массового использования, несоответствующего возрастным и психологическим особенностям детей.

Варианты оснащения:

-Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачная ширма;

-Мобильный «Домик-трансформер»;

-Подушки - «думки»,

-Подушки - «плакушки»,

-Мягкие игрушки разных размеров 

-Альбом с семейными фотографиями воспитанников - в любой момент ребёнок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;

-Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе чтобы поделиться чем-то сокровенным и т. д.

-Любимая вещь мамы - ребёнок может найти среди разных вещей мамину любимую и мысленно оказаться рядом с ней, прижаться, успокоиться.

-Островок радости - дети раскладывают на ткань по своему вкусу и усмотрению различные цветы, речку, домик и многое другое. Это занимательное упражнение поможет ребёнку избавиться от плохого настроения.

-Дидактические игры: «Собери бусы» и «Собери букет» берут на себя функцию умиротворения. Создание красивых вещей для мамы поможет ребёнку быть в гармонии с собой.

- «Уголок настроения» - цель которого: Способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.  Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции»,  «Как поступают друзья»,  «Угадай эмоцию»,  «Найди друзей»,  «События и эмоции»,  «Мои чувства»,  «Эмоции в сказках». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации.

-Различные картинки, изображающие чувства и эмоции.

 - «Уголок гнева» или «Камера хранения плохого настроения» его цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. Оснащение: «Коврик злости» - самодельный коврик, на котором дети могут потоптаться; Коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» - темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»);

Коробочка «Попробуй порви» - дети мнут или рвут листы бумаги различной фактуры.

«Подушка-колотушка», стаканчики «Для крика», пластилин, который дети мнут и могут вылепить, что угодно. Всё это, при умелом использовании, поможет детям нормализовать свою эмоциональную сферу и быть успешными в коллективе. 

-Коробочка «Давай помиримся», цель которой налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации.

-Картотека весёлых «мирилок». 

Весь этот материал, атрибуты, игры не могут одновременно находиться в уголке уединения.  Атрибутика подбирается в соответствии с выявленными проблемами. Ребёнок может самостоятельно проявить желание побыть в уголке уединения, а так же и при помощи взрослого.

Таким образом, уголок уединения помогает ребёнку и взрослому справиться с рядом проблем, он дает возможность уединиться ребёнку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное равновесие.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда младшей группы ДОУ

Содержится обоснованность создания игровых центров и описание каждого из них с учётом ФГТ в младших группах ДОУ...

Предметно развивающая среда младшей группы.

Презентация "Предметно развивающая среда"...

Предметно-пространственная среда младшей группы

Предметно-пространственная среда младшей группы...

Развивающая предметно-пространственная среда младшей группы

Наполняемость предметно-пространственной среды младшей группы по образовательным областям и центрам детской активности...

Презентация пространственно-развивающей среды младшей группы.

В презентации представлен материал как можно огранизовать редметно-промтранственную среду согласно современным требованиямю. Наша група была участником проекта ВСОКО. Работа еще ведется , но может быт...

Развивающая предметно-пространственная среда младшая группа.

Развивающая предметно-пространственная среда младшая группа....