Педагогические условия экологического воспитания старшего дошкольного возраста посредством настольно-печатных игр.
статья (подготовительная группа)

Андреева Ольга Николаевна

В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.«Cреда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка», - пишет С. А. Смирнова (2000).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия экологического воспитания старшего дошкольного возраста посредством настольно-печатных игр.

Известный швейцарский педагог XIX в. Иоанн Генрих Песталоцци подчеркивал значение среды в педагогическом процессе, давал рекомендации по ее организации, которые не потеряли своей актуальности и в наше время: «Установи близко от себя, от твоих органов чувств, все предметы, положительные в твоем восприятии ... Предметы, которые в природе находятся в разнообразном виде и на больших расстояниях, стягивай в более узкий круг, подводя ближе к пяти органам чувств, что облегчает запоминание ... Главное, при этом повышается чувствительность самих органов чувств и путем упражнения помогает получать правильные и прочные представления об окружающих предметах».*

В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Главными задачами являются:

- создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;

- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;

- создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения;

Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию экологически грамотного поведения;

- экологизация различных видов детской деятельности.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения

ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: он осваивает свойства и признаки объектов природы, овладевает определенными умениями и навыками. Иными словами, «среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка», - пишет С. А. Смирнова (2000). При этом развиваются любознательность, умственные способности, коммуникативные навыки.

Особое внимание при руководстве детскими играми необходимо уделять «материальному центру» (А. С. Макаренко), то есть предметно-игровой среде.

В ДОУ важно продумать место настольно-печатной игры в образовательном процессе. Особенность игры, её многофункциональность позволяет расширить диапазон применения игры:

  • игра — форма организации жизни и деятельности детей (А. П. Усова);
  • игра — средство гармонического, всестороннего развития личности;
  • игра — метод или прием обучения;
  • игра — способ изменения положения ребенка в «детском обществе», преодоления его познавательного и   эмоционального  эгоцентризма;
  • игра  — средство  саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции.

По мнению большинства авторов, игровая позиция воспитателя включает коммуникативные умения (приемы общения), анализирующие умения (приемы наблюдения и диагностирования), творческие (креативные) умения. В целом педагогические игровые технологии направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости. Игровая позиция воспитателя включается в том, что взрослый выступает как организатор, инициатор, участник, компетентный советчик. В зависимости от возраста и уровня развития игры взрослый меняет свою тактику общения с детьми. Стратегия же игры, создаваемая педагогом, формирует гуманистический   стиль    взаимодействия,   «будит в ребенке волшебника»

(Е. Е. Кравцова), направляет на удовлетворение радости, удовольствия, свободы, методические приемы основываются на принципах педагогики сотрудничества.

Педагогу необходимо уметь играть с детьми, быстро и гибко переходить из реального плана в игровой, условный, не теряя при этом юмор, шутку, умение «влезть в шкуру ребенка» (Н. К. Крупская), т. е. понимать движения души маленького Человека.

Основные принципы организации игровой деятельности предполагают отсутствие авторитаризма, «навязывания» детям тематики игр, партнеров, предметов, принцип развития игровой динамики; поддержка игровой атмосферы; построение «игрового пространства» (С. Л. Новоселова) вместе с детьми; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.

В работах Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой называются свои принципы: воспитатель должен играть вместе с детьми; должен играть на протяжении всего дошкольного детства, но так развертывать игру, чтобы дети «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения; при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

Можно предложить классификацию настольно-печатных игр для детей дошкольного возраста:

Мир природы:

  1. Мироздание: Вселенная – солнце, звезды, планеты, небо, луна, месяц.
  2. Вода, воздух, почва, камни.
  3. Времена года
  4. Домашнее хозяйство – как экосистема (домашние животные; домашняя птица; сад – огород; комнатные растения).
  5. Лес – как экосистема (животные, деревья, кустарники, перелетные - зимующие птицы, грибы, ягоды).
  6. Луг – как экосистема (растения, насекомые)
  7. Животные Африки – как экосистема
  8. Море, океан, пруд, озеро, река  –  как экосистема.
  9.  Человек и природа – как экосистема.

Понятие экосистема:

Сообщество живых организмов вместе с неживой частью среды, в которой оно находится, и всеми разнообразными взаимодействиями называют экосистемой (Д. Ф. Оуэн.)   Википедия.

Любую совокупность организмов и неорганических компонентов окружающей их среды, в которой может осуществляться круговорот веществ, называют экологической системой или экосистемой (В. В. Денисов.)

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Экологическое воспитание и образование не могут быть временными, нужна настоящая повседневная работа, на фоне определённой развивающей среды, при наличии необходимого оборудования. Максимум творчества воспитателя, при отсутствии потребительского отношения к природе, и соответствующего мировоззрения – всё это поможет воспитать новое поколение с новым экологическим мышлением.

Список использованных источников

  1. Ашиков, В. И., Семицветик: Программа и руководство по культурно-

экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. /

В. И. Ашиков, С. Г.  Ашикова - М, 1997.

  1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию

детей / Л.  Балаценко // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - С. 80-82.

  1. Бобылева, Л.,. О программе экологического воспитания старших

дошкольников  /  Л. Бобылева, О. Дупленко  // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - С. 36-42.

  1. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу. / А. И.   Васильева,

М, 2002. –56 с.

  1. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования

дошкольников / В. Зебзеева, // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - С. 45-49.

  1. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процесса ознакомления с

окружающим  / Т. Зерщикова, Т.  Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - С. 3-9

  1. Иванова, Г., Об организации работы по экологическому воспитанию /

Иванова Г., Курашова В., // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 3. - С. 10-12.

  1. Кондратьева, Н. Н. "Мы" - Программа экологического образования

детей / Н. Н. Кондратьева и др. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

  1. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок: Методика экологического

воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

  1. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования

детей: Учебное пособие для студентов высших. педагогических учеб. заведений. / С. Н.  Николаева - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

  1.  Мойснер, Г. П. Всё начиналось с экологической тропы. /  

Г. П. Мойснер // Начальная школа, 2005. - № 3. С. 48-49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания старший дошкольный возраст

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания....

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ

В данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализации экологи...

"Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.  От качества речи, умения пользоваться ею в игре, ...

"Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

laquo;Каждый шаг ребёнка должен бытьпутешествием к истокам мышленияи речи – к чудесной красоте природы»                  ...

Консультация для воспитателей «Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Каждый шаг ребёнка должен бытьпутешествием к истокам мышленияи речи – к чудесной красоте природы»...