Педагогические условия экологического воспитания старшего дошкольного возраста посредством настольно-печатных игр.
статья (подготовительная группа)
В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.«Cреда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка», - пишет С. А. Смирнова (2000).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экология, дошкольный возраст, педагогика | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия экологического воспитания старшего дошкольного возраста посредством настольно-печатных игр.
Известный швейцарский педагог XIX в. Иоанн Генрих Песталоцци подчеркивал значение среды в педагогическом процессе, давал рекомендации по ее организации, которые не потеряли своей актуальности и в наше время: «Установи близко от себя, от твоих органов чувств, все предметы, положительные в твоем восприятии ... Предметы, которые в природе находятся в разнообразном виде и на больших расстояниях, стягивай в более узкий круг, подводя ближе к пяти органам чувств, что облегчает запоминание ... Главное, при этом повышается чувствительность самих органов чувств и путем упражнения помогает получать правильные и прочные представления об окружающих предметах».*
В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Главными задачами являются:
- создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;
- создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения;
Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизация различных видов детской деятельности.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения
ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: он осваивает свойства и признаки объектов природы, овладевает определенными умениями и навыками. Иными словами, «среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка», - пишет С. А. Смирнова (2000). При этом развиваются любознательность, умственные способности, коммуникативные навыки.
Особое внимание при руководстве детскими играми необходимо уделять «материальному центру» (А. С. Макаренко), то есть предметно-игровой среде.
В ДОУ важно продумать место настольно-печатной игры в образовательном процессе. Особенность игры, её многофункциональность позволяет расширить диапазон применения игры:
- игра — форма организации жизни и деятельности детей (А. П. Усова);
- игра — средство гармонического, всестороннего развития личности;
- игра — метод или прием обучения;
- игра — способ изменения положения ребенка в «детском обществе», преодоления его познавательного и эмоционального эгоцентризма;
- игра — средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции.
По мнению большинства авторов, игровая позиция воспитателя включает коммуникативные умения (приемы общения), анализирующие умения (приемы наблюдения и диагностирования), творческие (креативные) умения. В целом педагогические игровые технологии направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости. Игровая позиция воспитателя включается в том, что взрослый выступает как организатор, инициатор, участник, компетентный советчик. В зависимости от возраста и уровня развития игры взрослый меняет свою тактику общения с детьми. Стратегия же игры, создаваемая педагогом, формирует гуманистический стиль взаимодействия, «будит в ребенке волшебника»
(Е. Е. Кравцова), направляет на удовлетворение радости, удовольствия, свободы, методические приемы основываются на принципах педагогики сотрудничества.
Педагогу необходимо уметь играть с детьми, быстро и гибко переходить из реального плана в игровой, условный, не теряя при этом юмор, шутку, умение «влезть в шкуру ребенка» (Н. К. Крупская), т. е. понимать движения души маленького Человека.
Основные принципы организации игровой деятельности предполагают отсутствие авторитаризма, «навязывания» детям тематики игр, партнеров, предметов, принцип развития игровой динамики; поддержка игровой атмосферы; построение «игрового пространства» (С. Л. Новоселова) вместе с детьми; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
В работах Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой называются свои принципы: воспитатель должен играть вместе с детьми; должен играть на протяжении всего дошкольного детства, но так развертывать игру, чтобы дети «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения; при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.
Можно предложить классификацию настольно-печатных игр для детей дошкольного возраста:
Мир природы:
- Мироздание: Вселенная – солнце, звезды, планеты, небо, луна, месяц.
- Вода, воздух, почва, камни.
- Времена года
- Домашнее хозяйство – как экосистема (домашние животные; домашняя птица; сад – огород; комнатные растения).
- Лес – как экосистема (животные, деревья, кустарники, перелетные - зимующие птицы, грибы, ягоды).
- Луг – как экосистема (растения, насекомые)
- Животные Африки – как экосистема
- Море, океан, пруд, озеро, река – как экосистема.
- Человек и природа – как экосистема.
Понятие экосистема:
Сообщество живых организмов вместе с неживой частью среды, в которой оно находится, и всеми разнообразными взаимодействиями называют экосистемой (Д. Ф. Оуэн.) Википедия.
Любую совокупность организмов и неорганических компонентов окружающей их среды, в которой может осуществляться круговорот веществ, называют экологической системой или экосистемой (В. В. Денисов.)
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Экологическое воспитание и образование не могут быть временными, нужна настоящая повседневная работа, на фоне определённой развивающей среды, при наличии необходимого оборудования. Максимум творчества воспитателя, при отсутствии потребительского отношения к природе, и соответствующего мировоззрения – всё это поможет воспитать новое поколение с новым экологическим мышлением.
Список использованных источников
- Ашиков, В. И., Семицветик: Программа и руководство по культурно-
экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. /
В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова - М, 1997.
- Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию
детей / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - С. 80-82.
- Бобылева, Л.,. О программе экологического воспитания старших
дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - С. 36-42.
- Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу. / А. И. Васильева,
М, 2002. –56 с.
- Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования
дошкольников / В. Зебзеева, // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - С. 45-49.
- Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процесса ознакомления с
окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - С. 3-9
- Иванова, Г., Об организации работы по экологическому воспитанию /
Иванова Г., Курашова В., // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 3. - С. 10-12.
- Кондратьева, Н. Н. "Мы" - Программа экологического образования
детей / Н. Н. Кондратьева и др. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
- Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок: Методика экологического
воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
- Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования
детей: Учебное пособие для студентов высших. педагогических учеб. заведений. / С. Н. Николаева - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
- Мойснер, Г. П. Всё начиналось с экологической тропы. /
Г. П. Мойснер // Начальная школа, 2005. - № 3. С. 48-49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Консультация для воспитателей....
Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания старший дошкольный возраст
Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания....
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ
В данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализации экологи...
"Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, ...
"Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
laquo;Каждый шаг ребёнка должен бытьпутешествием к истокам мышленияи речи – к чудесной красоте природы» ...
Консультация для воспитателей «Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Каждый шаг ребёнка должен бытьпутешествием к истокам мышленияи речи – к чудесной красоте природы»...