Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами настольно-печатных игр
методическая разработка по математике (старшая группа)

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возрастасредствами настольно-печатных игр. Описаны особенности использования настольно-печатных игр как средство развития геометрических представлений у детей 5-6 лет

Ключевые словадошкольникгеометрические представлениенастольно-печатные игры

Проблема развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста изучается такими учеными, как: А. В. Белошистая, Ф. Н. Блехер, Л. В. Глаголева, В. В. Данилова, Я. А. Каменская, А. М. Леушина, Л. С. Метлина, Р. Л. Непомнящая, И. Г. Песталоцци, Т. Д. Рихтерман, А. А. Столяр, Г. В. Тарунтаева, Е. И. Тихеева, М. Фидлер, Л. К. Шлегер и многих других. Вопросами развития у дошкольников представлений о форме занимались многие педагоги и психологи, к примеру Д. Альтхауз, Л. А. Венгер, А. М. Леушина, Т. А. Мусейибова, В. П. Новикова, А. М. Пышкало и многие другие. И это не случайно, так как развитие представлений о форме является важной задачей сенсорного развития ребенка, а именно с сенсорики, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается умственное развитие ребенка.

Развитие представления о геометрических фигурах происходит постепенно и проходит ряд этапов (Т. С. Будько, А. А. Столяр) : инструктивный уровень формирования представлений; формирование представлений о геометрических фигурах с выделением существенных признаков; задания, в которых геометрические фигуры и их элементы являются объектами для пересчитывания; задания на классификацию фигур; на деление фигур на части и на составление одних геометрических фигур из других; на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей; задания, связанные с формированием элементарных навыков и умений.

С точки зрения О. Дьяченко и Е. Агаевой в старшей группе основная задача воспитателя заключается в том, чтобы более глубоко познакомить детей с простейшими признаками и особенностями известных им геометрических фигур как эталонами для сравнения предметов по форме [1].

По утверждению Т. С. Будько, дети старшего дошкольного возраста способны воспринять геометрическую фигуру как эталон, т. е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов. Способны старшие дошкольники различать и близкие по форме плоские и объемные фигуры. Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием. Дети способны провести обобщение по форме.

Уже в 5-6 лет как отмечает, А. А. Столяр дети начинают понимать взаимосвязь между разными геометрическими формами, их знания обогатились представлениями о многообразных геометрических фигурах, а представления систематизировались [4].

Дидактические игры, по мнению Д. В. Менджерицкой в зависимости от материала делятся на игры с предметаминастольно-печатные игры, словесные игры [3].

Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Основная особенность настольно-печатных игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Настольно-печатные игры математического содержания – это разновидность дидактических игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях развития и воспитания детей. В них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

О. И. Гумен отмечает, что проведение настольно-печатных игр математического содержания включает: ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в игре; объяснение хода и правил игры – воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, в процессе которых воспитатель учит детей правильно выполнять действия; определение роли воспитателя в игре (в качестве играющего, болельщика или арбитра); подведение итогов игры (по результатам которых добиваются дети в игре, можно судить о ее эффективности).

С точки зрения В. П. Новикова особенностью настольно-печатных игр математического содержания заключается в освоении дошкольниками программного содержания, которое происходит в практической деятельности.

При развитии геометрических представлений настольно-печатная игра выступает как самостоятельный метод.

Игры и упражнения с геометрическими фигурами и их моделями (блоками) являются основными методами ознакомления детей с формой предмета. В этом отношении важно обратиться к классической педагогике М. Монтессори, Ф. Фребелю, а также современным исследованиям Л. В. Артемовой, Л. А. Венгер, В. В. Колечко, З. Е. Лебедевой и др.

Как отмечает А. А. Столяр в старшей группе проводят игры и упражнения со следующим содержанием: 1) ознакомление с разновидностями геометрических фигур; 2) овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов; 3) аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов; 4) развивающие игры [4].

Наибольший интерес у детей вызывают игры и упражнения на создание предметов сложной формы из знакомых геометрических фигур : объемных и плоскостных.

Е. И. Щербакова отмечает, что знакомить детей с играми надо постепенно. Вначале дать рассмотреть набор и назвать название игры. Потом поупражнять в различении и правильном назывании геометрических фигур. Затем можно предложить сгруппировать детали по форме, размеру, составить из нескольких фигур новую. Далее предложить дошкольнику составить «новые» геометрические фигуры сначала по чертежу, а потом по собственному замыслу, при этом спрашивать, как называется новая фигура, из чего и как она получилась [5].

В заключение можно сказать, что для отбора содержания игровой предметной среды, обеспечивающей развитие геометрических представлений необходимо : во-первых, учитывать склонности, интересы и уровни развития геометрических представлений; во-вторых, если игровая среда будет побуждать ребенка к проявлению активности и инициативности. А так же успех в работе по развитию геометрических представлений зависит от творческого отношения педагога к построению игровой предметной среды, от умения варьировать дидактические игры и пособия.

Список литературы

1. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева ; под ред. О. М. Дьякова. – М. : Просвещение, 2001. – 140 с.

2. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Лепушина. – М. : Инфра-М, 2014. – 200 с.

3. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая, под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1982. – 348 с.

4. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 2008. – 305 с.

5. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. – 2-е изд., стер. – М. : Academia, 2000. – 272 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возрастасредствами настольно-печатных игр. Описаны особенности использования настольно-печатных игр как средство развития геометрических представлений у детей 5-6 лет

Ключевые словадошкольникгеометрические представлениенастольно-печатные игры

Проблема развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста изучается такими учеными, как: А. В. Белошистая, Ф. Н. Блехер, Л. В. Глаголева, В. В. Данилова, Я. А. Каменская, А. М. Леушина, Л. С. Метлина, Р. Л. Непомнящая, И. Г. Песталоцци, Т. Д. Рихтерман, А. А. Столяр, Г. В. Тарунтаева, Е. И. Тихеева, М. Фидлер, Л. К. Шлегер и многих других. Вопросами развития у дошкольников представлений о форме занимались многие педагоги и психологи, к примеру Д. Альтхауз, Л. А. Венгер, А. М. Леушина, Т. А. Мусейибова, В. П. Новикова, А. М. Пышкало и многие другие. И это не случайно, так как развитие представлений о форме является важной задачей сенсорного развития ребенка, а именно с сенсорики, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается умственное развитие ребенка.

Развитие представления о геометрических фигурах происходит постепенно и проходит ряд этапов (Т. С. Будько, А. А. Столяр) : инструктивный уровень формирования представлений; формирование представлений о геометрических фигурах с выделением существенных признаков; задания, в которых геометрические фигуры и их элементы являются объектами для пересчитывания; задания на классификацию фигур; на деление фигур на части и на составление одних геометрических фигур из других; на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей; задания, связанные с формированием элементарных навыков и умений.

С точки зрения О. Дьяченко и Е. Агаевой в старшей группе основная задача воспитателя заключается в том, чтобы более глубоко познакомить детей с простейшими признаками и особенностями известных им геометрических фигур как эталонами для сравнения предметов по форме [1].

По утверждению Т. С. Будько, дети старшего дошкольного возраста способны воспринять геометрическую фигуру как эталон, т. е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов. Способны старшие дошкольники различать и близкие по форме плоские и объемные фигуры. Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием. Дети способны провести обобщение по форме.

Уже в 5-6 лет как отмечает, А. А. Столяр дети начинают понимать взаимосвязь между разными геометрическими формами, их знания обогатились представлениями о многообразных геометрических фигурах, а представления систематизировались [4].

Дидактические игры, по мнению Д. В. Менджерицкой в зависимости от материала делятся на игры с предметаминастольно-печатные игры, словесные игры [3].

Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Основная особенность настольно-печатных игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Настольно-печатные игры математического содержания – это разновидность дидактических игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях развития и воспитания детей. В них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

О. И. Гумен отмечает, что проведение настольно-печатных игр математического содержания включает: ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в игре; объяснение хода и правил игры – воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, в процессе которых воспитатель учит детей правильно выполнять действия; определение роли воспитателя в игре (в качестве играющего, болельщика или арбитра); подведение итогов игры (по результатам которых добиваются дети в игре, можно судить о ее эффективности).

С точки зрения В. П. Новикова особенностью настольно-печатных игр математического содержания заключается в освоении дошкольниками программного содержания, которое происходит в практической деятельности.

При развитии геометрических представлений настольно-печатная игра выступает как самостоятельный метод.

Игры и упражнения с геометрическими фигурами и их моделями (блоками) являются основными методами ознакомления детей с формой предмета. В этом отношении важно обратиться к классической педагогике М. Монтессори, Ф. Фребелю, а также современным исследованиям Л. В. Артемовой, Л. А. Венгер, В. В. Колечко, З. Е. Лебедевой и др.

Как отмечает А. А. Столяр в старшей группе проводят игры и упражнения со следующим содержанием: 1) ознакомление с разновидностями геометрических фигур; 2) овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов; 3) аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов; 4) развивающие игры [4].

Наибольший интерес у детей вызывают игры и упражнения на создание предметов сложной формы из знакомых геометрических фигур : объемных и плоскостных.

Е. И. Щербакова отмечает, что знакомить детей с играми надо постепенно. Вначале дать рассмотреть набор и назвать название игры. Потом поупражнять в различении и правильном назывании геометрических фигур. Затем можно предложить сгруппировать детали по форме, размеру, составить из нескольких фигур новую. Далее предложить дошкольнику составить «новые» геометрические фигуры сначала по чертежу, а потом по собственному замыслу, при этом спрашивать, как называется новая фигура, из чего и как она получилась [5].

В заключение можно сказать, что для отбора содержания игровой предметной среды, обеспечивающей развитие геометрических представлений необходимо : во-первых, учитывать склонности, интересы и уровни развития геометрических представлений; во-вторых, если игровая среда будет побуждать ребенка к проявлению активности и инициативности. А так же успех в работе по развитию геометрических представлений зависит от творческого отношения педагога к построению игровой предметной среды, от умения варьировать дидактические игры и пособия.

Список литературы

1. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева ; под ред. О. М. Дьякова. – М. : Просвещение, 2001. – 140 с.

2. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Лепушина. – М. : Инфра-М, 2014. – 200 с.

3. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая, под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1982. – 348 с.

4. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 2008. – 305 с.

5. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. – 2-е изд., стер. – М. : Academia, 2000. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности"

В данной публикации представлен личный педагогический опыт по формированию геометрических представлений посредством продуктивной деятельности....

Магистерская диссертация на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе анализируются проблемы диссертационного исследования как научной квалификационной работы, формулируются требования к структуре диссертации, введению понятий, названию диссертации и ее ...

«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих технологии»

Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений....

Игры и упражнения, как средство развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве. Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. Поэтому п...

Развитие логико-математический представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики

В данном материале предаставлен опыт работы с детьми старшего возраста по логике...