Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания старший дошкольный возраст
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Николаевна Зотеева

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания.

Старшая подгруппа детей дошкольного возраста.

Тема ООД

Цель экологического образования

Сентябрь

Чудесная аптека

Расширять знания детей о лекарственных растениях, растущих на территории Республики Татарстан, о правилах сбора. Формировать элементарное умение предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей растительности.

Стоит Антошка на одной ножке

Расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Рассказать об их значимости в жизни человека и животных. Познакомить с правилами сбора грибов. Формировать навыки рационального природоиспользования.

День осеннего равноденствия

Познакомить с днем осеннего равноденствия – 23 сентября: после этого дня ночи становятся длиннее, а длительность дня заметно сокращается. Развивать умение предвидеть дальнейшие изменения в природе.

Октябрь

Песок и глина – чудесное превращение

Расширять знания об особенностях глины, ее признаках и свойствах (пластичность, вязкость, неспособность пропускать воду). Учить отличать песок от глины и находить проявление свойств этих веществ в повседневной жизни. Через творческую деятельность детей показать ценность природного материала.

Удивительные камни Татарстана

Познакомить детей со свойствами камней: твердые не рассыпаются, разнообразны по форме, величине, цвету, а также с их использованием в строительстве дорог, в изготовлении памятников, украшений.

Живые камни

Познакомить детей с «живыми» камнями: мелом, жемчугом. Рассказать об их появлении и ценностях. Развивать познавательный интерес к миру природы.

Кто живет в реке? Что растет в реке?

Познакомить детей с флорой и фауной реки, ее верхнего слоя и глубины, а также с приспособлением водных животных и растений к данной среде.

Ноябрь

Чей нос лучше?

Расширять знания детей о птицах, среде их обитания. Познакомить с особенностями водоплавающих птиц на примере отдельных видов (цапля, журавль).

Путешествие из Африки на Северный полюс

Развивать познавательный интерес к миру животных. Расширять кругозор детей о животных пустыни, жарких стран, Севера. Обобщить информацию о характерных особенностях обитания и питания и закрепить понятия «хищники» и «травоядные».

По страницам Красной книги

Расширить представления детей о том, что многие виды животных и растений исчезают, показать причины их вымирания. Формировать общие представления о фактах отрицательного воздействия человека на природу.

Назад в прошлое

Показать детям, что человек – это часть природы, его создала природа. Формировать систему элементарных знаний, доступных пониманию ребенка, о происхождении человека, его эволюции.

Декабрь

Наши пернатые друзья

Формировать умения и навыки наблюдений за перелетными птицами. Побуждать детей к отражению в речи результатов наблюдений в следующей последовательности: Видели ли улетающих птиц? Удалось ли определить, в каком порядке летят? Почему говорят: «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат?»

Птичья столовая

Расширять знания детей о пролетных птицах: снегирях, свиристелях… обсудить с детьми: чем отличается снегирь от других птиц, чем питается и какую пользу приносит? Способствовать умению рассуждать и доказывать, что эта птица -зерноядная.

Наши зимующие птицы

Расширять знания детей о зимующих птицах, на основе сравнения учить отвечать на вопросы: Чем сорока отличается от вороны? Какого ворона цвета? Почему ворону называют всеядной птицей? Пользу или вред она приносит?

Это интересно знать

Формировать познавательные интересы детей, выражающиеся в стремлении узнать, где ночуют птицы? Что значит: воробьиное «бюро погоды»? живут ли птицы под снегом?

Январь

Зимой и летом одним цветом

Расширять представления детей о вечнозеленых растениях на примере лиственницы. Способствовать умению сравнивать, чем похожи и чем отличаются ель, сосна и лиственница? Чем похожи семена этих деревьев. Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.

Растения в нашем уголке природы

Познакомить с новыми комнатными растениями, их экологическими особенностями и правилами ухода за ними. Оформить паспорт растений. Воспитывать бережное отношение к ним, умение наблюдать за их жизнью.

Февраль

Лесные обитатели

Продолжать знакомство с представителям леса, белкой. Учить отвечать на вопросы: Каков внешний вид белки? Как она передвигается? Что ест? Воспитывать бережное отношение ко всем жителям леса.

Как зимует заяц?

Закрепить знания детей о жизни зайца зимой. Формировать элементарные представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

Чьи это следы?

Познакомить детей с заячьими следами. Сравнить с лисьим. Учить детей делать умозаключения из ряда вопросов: Почему заячьи следы нередко пересекаются с лисьим? Полезный или вредный зверь – лиса? Способствовать доступному объяснению, почему зима – самое тяжелое время для лисы. Развивать логику мышления.

Снег и лед

Продолжать знакомство с разным состоянием снега. Познакомить с понятием «наст». Способствовать умению предполагать, как он образуется и какой вред наносит жизни зверей  и птиц. Формировать интерес к объектам неживой природы и навыки проведения наблюдений за ними.

Март

Март – утро года

Познакомить с народными приметами марта. Помочь детям увидеть красоту и богатство природы; богатство ее форм, красок, запахов. Развивать умение предвидеть дальнейшие изменения в природе.

Эксперимент на прогулке «Таяние снега»

Активизировать детскую экспериментальную деятельность. Вместе с детьми положить на снег листы белой и черной бумаги и проследить, под каким листом снег подтает и почему? Развивать умение детей рассуждать, высказывать свои мнения, делать умозаключения.

Весной на реке. Ледоход

Познакомить детей с понятием «ледоход». Рассказать, когда он бывает в нашей местности, как долго продолжается. Закрепить знания детей о различных состояниях воды. Воспитывать бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Уж верба вся пушистая…

Познакомить с кустарником, цветущим до распускания листьев, на берегу рек, -ивой, вербой. Через творческую деятельность детей показать основное свойство ивы – гибкость прутьев во время плетения. Учить бережно относиться к природе во время сбора природных материалов.

Апрель

Почва – живая земля

Познакомить детей с почвой как верхним слоем земли: «живая земля», с обитателями почвы (на примере дождевого червя и крота), их особенностями и ролью в ее формировании. Рассказать о значении «живой земли» для жизни растений и необходимости ее охраны. Формировать понимание необходимости бережного отношения к почве и ее жителям.

Растения и человек

Формировать научные знания о природе как среде обитания человека и растений. Привести примеры рационального использования растений человеком: растения – пища человека. Вместе с детьми найти причины исчезновения растений. Преодолевать потребительское отношение к природе, формировать потребность и желание жить в гармонии с ней.

Животные и человек

Формировать научные знания о природе как среде обитания человека и животных. Выяснить причины исчезновения редких животных, почему они нуждаются в защите. Подчеркнуть пути разрешения данных проблем: создание заповедников, охрана редких животных, выполнение правил поведения в лесу…

Природа и люди

Обобщить знания, полученные в процессе обучения. Помочь осознать, что человек – часть природы. Выяснить отношения современного человека к природе, привести примеры человеческих ошибок. Закрепить и обобщить правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе.

Май

Шестиногие малыши

Сформировать систему элементарных научных экологических знаний о насекомых – вредителях. Определить, какой вред наносит и в то же время какую пользу приносят майский жук, жук -кароед, гусеницы – шелкопряды. Рассказать, кто борется с вредителями леса (сова, летучая мышь, синица, дятел), в какое время суток, каким способом. Познакомить с элементарной пищевой цепочкой.

Растения на участке прогимназии

Определить какие цветы растут на территории прогимназии, выделить их внешние особенности. Назвать лекарственные растения среди них (подорожник, календула, полынь, крапива), рассказать правила сбора. Познакомить с правилами обращения.

Ходит капелька по кругу

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Закрепить знания о различных состояниях воды в теплый период года. Объяснить детям, как образуется град и определить отрицательные факты воздействия града на растения.

Царство растений

Познакомить детей с миром культурной природы, создаваемой человеком и поддерживаемым его трудом. Показать, как человек пользуется дарами дикой природы, заботиться о ней. Воспитывать чувство взаимодействия человека с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст)

План работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст)  МесяцНазваниепроизведения Цель работыСоде...

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста....

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста....

Педагогические условия экологического воспитания старшего дошкольного возраста посредством настольно-печатных игр.

В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной ср...

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания....