"Христианские идеи в картинах В.И.Сурикова"
методическая разработка (подготовительная группа)
Исследовательская работа.Выступление на семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hristianskieideivkartinahv.surikova.doc | 634 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области
«Христианские идеи в картинах В.И.Сурикова»
(исследовательская работа)
(выступление на семинаре)
Леонова Елена Александровна, воспитатель
2020
Введение.
В 2018 году исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского художника. Сегодня Россия открывается духовным ценностям, и в частности, христианству, гораздо больше, чем в какой-либо минувший период. Идеи христианства в картинах художника Василия Сурикова очень важно уметь разглядеть современному человеку. Это есть содержание русской души и жизни, одно из выражений русской культуры.
В сегодняшнем обществе христианские идеи не должны стать лишними: героизм, самопожертвование, чувство ответственности – это вечные ценности. Как 180 лет назад, когда родился художник Василий Иванович Суриков, так и в наши дни духовные ценности христиан - это тот фундамент, на котором молодые люди должны строить свою жизнь. Исследователями творчества художника В.И. Сурикова много сказано об исторической ценности его знаменитых полотен. Меня заинтересовало, как в своих картинах красноярский художник посредством изображения событий российской истории рассказывает о своём христианском мировоззрении, воплощает идеи христианской веры.
В исследовании рассмотрены картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Берёзове», «Милосердный самаритянин», «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом», «Посещение царевной женского монастыря», «Благовещение».
Цель работы: Выявить, какие христианские идеи передаёт В.Суриков художественными средствами в своих картинах.
Задачи: 1. Изучить жизнеописание В.И.Сурикова, чтобы узнать о его мировоззрении.
2. Найти картины, содержащие христианские идеи.
3. Определить какие христианские идеи содержатся в каждой из картин.
4. Понять, какими художественными средствами переданы христианские идеи в картинах В.Сурикова.
5. Сделать вывод об идеях христианства в картинах В.И. Сурикова
Часть 1. Христианская вера в жизни художника
«В вере христовой всё предусмотрено - ничего без ответа не оставлено. Вера ест дар, талант. Не имеющего этого дара трудно научить. Вера есть высший из всех даров земных», - в одном из альбомов с рисунками последних лет жизни В.И. Суриков такими словами выражает своё отношение к вере.
Вера с детства прочно вошла в жизнь Василия Ивановича. В семье потомственных казаков, пришедших в Сибирь из Донской области в середине XVI века с отрядами казачьего атамана Ермака, он получил православное воспитание. Непременными были походы в церковь, на службу. В Прощёное воскресенье у матушки на коленях прощения просили.
Среди родственников В.И. Сурикова был иконописец. Ещё до учёбы в Академии, проживая в Красноярске, сам В.И. Суриков писал иконы, известна икона его работы «Богородичные праздники». Все работы молодого художника, обучающегося в Петербургской Академии художеств, по традициям академической школы, написаны на библейские сюжеты.
Среди них заслужившая малую золотую медаль Академии картина «Милосердный самаритянин». Притча, которая легла в основу этой картины, была рассказана самим Христом и содержала идею любви к ближнему – тому, кто сейчас нуждается в твоей помощи. «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же, проезжая, увидел его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливал масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем…».
Идея милосердной помощи передана через образ движения рук самаритянина. Левой рукой он придерживает страдающего, а правую бережно подставил под кувшин, из которого слуга наливает драгоценную спасительную влагу ему в ладонь. За спиной самаритянина в знойном облаке можно рассмотреть очертания фигуры Христа, будто незримо присутствующего при этой сцене.
После окончания Академии Суриков работал над росписью храма Христа Спасителя в Москве: создавал фрески, изображающие Вселенские соборы. Эти сцены включают множество разных фигур священников, обсуждающих вопросы веры и церковной жизни.
Часть 2. Христианские идеи в исторических картинах
Во многих известных исторических картинах художника можно проследить христианские идеи. Картина «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. Она повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами, составлявшим основу войсковых соединений того времени, расправе жестокой, потому что стрельцы поддержали в борьбе за власть сестру Петра по отцу – царевну Софью. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту.
В этой картине внимательный взгляд замечает множество свечей. Свеча - это часть православного погребального обряда.
У Сурикова свечи становятся символами душ стрельцов, уходящих из жизни. В руках ещё живых стрельцов мы видим горящие свечи. Одна свеча брошена и совсем потушена: его повели на эшафот. Другая ещё горит в руках, но пламя её наклонилось – жизнь вот-вот отнимут. В руках безутешно горюющей женщины, наклонившей низко голову, погасшая свеча того, кого уже увели.
В картине "Меньшиков в Березове" (1883г.) Суриков изображает божницу в углу избы яркими красными красками, это тщательно выполненная зарисовка с натуры, она показывает домашние иконы русского крестьянина как самое ценное и красивое в его жилище. Отблески красного мы видим на суровом лице Меньшикова. А на столе перед ним – Библия. В зимний вечер, в избе с низким потолком согревает и утешает душу эта Священная Книга.
На картине Суриков «изобразил свою жену в образе старшей дочери Меньшикова. На полотне девушка поражает своей бледностью. Когда Суриков работал над картиной, его жена Елизавета Августовна была тяжело больна. Это был один из тяжёлых приступов. И художник, взглянув на измождённую супругу, увидел в ней дочь Меньшикова, которая в действительности умирала от оспы»[3].
Контраст крупного, тёмного, с красными отблесками лица Меньшикова и бледного хрупкого лица дочери создаёт образ глубокой печали, тоски.
Иисус Христос изображён у В.Сурикова на картинах «Искушение Христа», «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом».
Создание последней картины было связано с глубоко личными переживаниями. Смерть жены для Сурикова была самым тяжёлым потрясением в его жизни. Он много времени проводил на могиле жены на Ваганьковском кладбище, часто бывал в церкви, заказывал сорокоуст и панихиды каждую неделю.
Утешение художник нашёл в православии. Он вместе с другом художником М.В. Нестеровым читал церковные книги: Библию и Деяния Апостолов, приступил к работе над религиозной картиной «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом». В этой картине Василий Иванович изобразил себя как слепорождённого. Его облик здесь напоминает человека почти безумного, потерявшего не только зрение, но что-то самое дорогое в своей жизни. За спиной Христа в сумраке проступает лицо умершей жены. Образ Христа, стоящего в белом, здесь поражает глубокой печалью на лице, создаётся ощущение, что Он исцеляет душу слепорождённого. Картина была начата в 1888 году и оставалась у художника до конца жизни. Сегодня она находится в Троице-Сергиевой Лавре.
В картине "Боярыня Морозова" художник изображает раскольницу Федосью Прокопьевну Морозову, верную сподвижницу "огнепального" протопопа Аввакума в тот час, когда её провозят на санях по Москве "на позорище", перед тем как обречь на медленную смерть в земляной тюрьме.
Образ боярыни полон великой духовной силы. Она высоко поднимает руку с двоеперстием, показывая преданность вере своих предков. Особенная сила во взгляде широко открытых глаз, в бледном лице, написанном в профиль. Многие стоящие по правой стороне саней на заснеженной улице сочувствуют боярыне. Сидящий на снегу юродивый на переднем плане картины повторяет её жест крестного знамения.
В.И. Суриков как бы "останавливает" это мгновение для зрителя. Федосья Морозова – одна из тех, кто способен бороться за истину под страхом лишиться жизни, кого старообрядцы причислили к святым за мученический подвиг.
В картине «Посещение царевной женского монастыря» образ царевны, бледной и покорной своей судьбе, притягивает её состоянием молитвенной чистоты. Она выделена бело-голубым цветом на фоне золота икон и чёрных одеяний монашек. . “Посещение царевной женского монастыря” – это история Руси до Петра в рамках одной девичьей души. Религиозные каноны того времени нередко вовсе ставили крест на замужестве для царевен. Их жизненному пути суждено было закончиться в стенах монастырей. Один из таких моментов – визит царской дочери в свой будущий “интернат” – мы и видим в сюжете гениального мастера. Центральный персонаж – царевна в одеждах, расшитых златом-серебром, ее венец украшает россыпь драгоценностей. Прямо за ней следует боярыня в преклонном возрасте: она следит за четким исполнением местных правил. Пред знатной госпожой склонили головы прислужницы и монахини в темных рясах. В их глазах – интерес, а у кого-то, возможно, и зависть. Обстановка в комнате почти магическая благодаря пламени свечей.
Мастерски изображена Суриковым чистота души этой девушки. Лицо ее самозабвенно, мысли ее витают где-то в мечтах и представлениях об истинной вере.
Одна из последних больших картин В.Сурикова «Благовещение» написана на сюжет Евангелия. Картина рассказывает нам об очень важном для религиозного мира событии: Архангел Гавриил прибыл в Назарет к Деве Марии, чтобы сказать ей благую весть – она станет матерью Спасителя мира, то есть Иисуса Христа.
Мы видим, весьма застывшую сцену, нет ощущения движения. Архангел Гавриил протягивает руки к женщине. Одеяние у мужской фигуры простое – голубое платье с золотой отделкой. Важная часть работы – изображение крыльев архангела. Здесь нет привычного белого цвета, который ассоциируется с ангелами. Крылья будто выполнены из чистого золота. Но нет особого размаха при изображении размера крыльев, нет привычного возвеличивания посланца Бога. Привлекает внимание лишь яркий свет, озаряющий комнату, при появлении Гавриила. Этот золотистый свет подчеркивает торжественность и важность этого момента.
Здесь удивительна Мария: глазами, взглядом, прижатыми к груди руками она вбирает в себя дар - Божественный свет. В картине нет лишних деталей, главными стали две фигуры – Архангела Гавриила и Девы Марии. Сияние белого света занимает очень много места в картине, передавая радость и величие происходящего.
Заключение. В образах картин В.И. Сурикова присутствуют идеи христианства: милосердие и любовь к ближнему, радость встречи с Богом и радость молитвы; он прославляет силу духа и истовость веры русского человека, показывает, что в вере - надежда на утешение и спасение души. Сам Суриков в тяжёлые дни жизни укрепляет свой дух верой в Христа и надеждой на исцеление с Божией помощью.
В своём творчестве художник прославляет духовную силу верующего христианина.
Литература:
1.Душа по природе христианка// Фома –(https://foma.ru/dusha-po-prirode-xristianka.html 2.Черкасов И. Василий Суриков – художник, который жил в двух временах//Православие и христианство – (http://fond-sovest.ru/)
3.В. Леонов «Памяти В. И.Сурикова» - (http://epitafii.ru/necrolog/vasiliy-surikov.html)
4.Черкасов И. «Жена Василия Сурикова умерла после поездки в Сибирь»// Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22 29/05/2013 – (http://www.krsk.aif.ru/culture/art/101915 )
5.Картины В.И. Сурикова на сайте artchive.ru –(https://artchive.ru/artists/146~Vasilij_Ivanovich_Surikov/works)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Христианские пасхальные праздники
Знакомство с весенними пасхальными праздниками...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию Тема: "Идем на выставку картин "Зимушка Зима"
Обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам,распространению предложений определениями,обогащение словарного запаса по теме: «Зима»развитие ассоциативного мышления, подбор при...
Христианские притчи.
Христианские притчи и басни, для развития духовно-нравстенного воспитания.Христианские притчи и басни детям для уроков духовно-нравственного воспитания.Каким мы видим мир?...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста. Познавательно речевое направление. Формирование целостной картины мира. В лес по ягоды идем"
Воспитывать у детей экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Развивать кругозор детей....
Конспект занятия эстетического и нравственного воспитания через христианскую культуру. Знакомство с праздником Светлое Христово Воскресенье – Пасха Господня.
КонКоспект занятия эстетического и нравственного воспитания через христианскую культуру....
Технологическая карта «Енисей у Красноярска» (по картине В.И. Сурикова)
Технологическая карта «Енисей у Красноярска» (по картине В.И. Сурикова) для детей подготовительной к школе группе.(Так же у меня имеется и конспект НОД). Технологическая карта &ndash...
Описание картины В. И. Сурикова " Покорение Сибири Ермаком".
данная методическая разработка поможет познакомить детей с картиной ....