Статья «Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте»
статья

Статья "Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность

в дошкольном возрасте»

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогики игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста, в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки.

Сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры- действием в воображаемой, условной ситуации.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - лучше всего и легче выделяется ребенком в игре.

Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность со свойственной им непосредственностью и живым интересом. Они всегда готовы к открытиям, без устали познают и пробуют что-то новое.

Дети постоянно в движении: что-то ищут, перекладывают, строят, ломают. Они радуются, ссорятся и мирятся. Задача взрослых – помочь ребенку сориентироваться в потоке новой информации, задать правильный вектор развития.

Лучше всего дети усваивают информацию, которая им по-настоящему интересна. Когда ребенок чем-либо увлечен, он получает дополнительный импульс для развития, быстрее и легче запоминает новые сведения.

Создать этот импульс помогает игра. Она позволяет ребенку лучше понять взаимоотношения взрослых, проявляет и формирует определенные свойства личности.

Детская игра должна быть ориентирована на развитие, а игровые элементы сочетаться с обучением. Определим основные принципы игры:

  •  тесная связь игры с обучением;
  • поэтапное усложнение условий игры и обучающего процесса;
  •  неразрывная связь между обучающими и воспитательными факторами;
  •  активизация познавательной деятельности ребенка при выполнении новых заданий;
  •  взаимозависимость между познавательной деятельностью ребенка и пространством вокруг него;
  •  постепенное увеличение интенсивности познавательной деятельности.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет создать условия для формирования у детей первоначальных норм самоконтроля и самооценки, которые чрезвычайно важны для становления ребенка, его учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

Научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми ребенку помогают сюжетно-ролевые игры. Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, т. е. деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения.

Еще один аспект сюжетно – ролевой игры – общение детей друг с другом, во время которого ребенок учится считаться с чужим мнением, согласовывать свои действия с действиями других участников, понимать и поддерживать их. В процессе игры коммуникация дошкольников становится намного активнее.

Все перечисленные факты доказывают, что сюжетно-ролевые игры занимают ведущее положение среди различных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Основа любой ролевой игры – это роли, которые исполняют ее участники. Играя, дошкольники не просто называют себя в соответствии со своей ролью («я водитель», «я врач»), а стараются перевоплотиться в определенного персонажа, поступать так, как поступает он.

Игровая роль становится главным связующим звеном между детским миром и миром взрослых. Она требует от ребенка конкретных действий и без них невыполнима. Для полноценной игры недостаточно думать, что ты капитан или строитель, нужно показать это на практике: взять в руки воображаемый штурвал и дать команду «Полный вперед!» или построить дом из подручных материалов.

Помимо игровых ролей, для понимания сути игры важны ее сюжет и содержание.

Сюжет игры – часть объективной реальности, которую дети воссоздают в игре. Это может быть семья, поликлиника, парикмахерская и др.

Сюжеты игр напрямую зависят от обстановки, в которой растет и развивается ребенок. Они меняются по мере того, как он знакомится с миром и приобретает новый опыт.

Сюжеты ролевых игр рождаются из наблюдений детей за взрослыми. Если ребенок мало бывает в обществе, набор сюжетов, которые он использует в игре, сводится к минимуму. Такие дети играют значительно реже своих сверстников с более широким кругозором.

Содержание игры – это характер отношений, который дети считывают, наблюдая за окружающими их взрослыми, и воспроизводят в игре. У разных детей содержание ролевых игр с одним и тем же сюжетом может варьироваться, ведь оно основано на социальном опыте конкретного ребенка. Например, во время игры в семью («дочки-матери») одна девочка, выступающая в роли мамы, будет кормить куклу и читать ей сказки, вторая – делать дочке прически и менять наряды, а третья – ругаться и кричать о том, что ребенок ей постоянно мешает. По поведению каждой девочки легко понять, как чаще всего ведут себя их мамы. Ведь дети впитывают все, что происходит вокруг них, и моделируют отношения взрослых в игре.

Таким образом, сюжеты и содержание ролевых игр определяются обстановкой, в которой растет ребенок, его окружением и знаниями о мире в целом. Все это не только является источников игровых сюжетов, но и находит отражение в процессе игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.

В игре существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Влияние игры на развитие личности ребенка. Игра - в развитии дошкольника. Дидактическая игра - как особый вид деятельности....

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра – это одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многообразное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овлад...

Тема: Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста

А.С. Макаренко – один из самых известных педагогов России – охарактеризовал значение детских игр следующим образом: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого...

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Всестороннее развитие детей в игре...

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Эта первая деятельность, которой принадлежит особенно важная   роль в разв...

ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Слайд 1Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте Общая характеристика и роль игры Влияние игрушки на психическое развитие ребенкаСлайд 2Игровая деятельность. Взаимоотношения детей в игре. Об...

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста...